Заметки о йети
|
В 2014 году Science впервые опубликовал не только выбор редакции, но и предпочтения своих читателей — и столкнулся с большим сюрпризом. Дело в том, что замыкает редакционный список исследование, в котором к четырем буквам генетического алфавита (А, С, Т и G) ученые добавили еще две — X и Y. Но в природе этих букв нет, они встречаются только в искусственном варианте бактерии Escherichia coli. Добавив в ее ДНК новые нуклеотиды, ученые надеются кодировать с их помощью белки, которых нет в природе. Но они могли бы очень помочь в лечении болезней, сегодня неизлечимых. |
Когда редакторы Science посмотрели, как часто читались статьи, посвященные выбранной ими десятке, оказалось, что открытие номер десять заинтересовало читателей больше всего, а главный, причем безусловный, прорыв с посадкой на комету занял лишь третье место. |
Расхождение в предпочтениях читателей и «писателей» только усилилось, когда редакторы Science проанализировали «кликабельность» новостей, опубликованных журналом за год. Здесь совпадений с редакционным топ-списком нет вообще. На первом месте — заметка о «черной смерти», чуме XIV века, унесшей многие миллионы жизней. Выяснилось, что наши геномы помнят об этой трагедии и готовят иммунную систему к новым атакам той же болезни. Вызвали повышенный интерес также заметка о поражении американских спецназовцев из-за космической погоды, материал о белке-«вампире», дискуссии об оптимальном алгоритме действий человека после атомного взрыва и видео о любви диких животных к бегу в колесе. |
Но больше всего удивило третье место по популярности. В этом году, впервые за всю свою историю, Science опубликовал тщательно отреферированную статью о снежном человеке — йети. Заметка, разумеется, развенчивает миф и сводится к тому, что ученые из Британии и Швейцарии исследовали хранящиеся в музеях образцы шерсти этих загадочных существ и пришли к выводу, что с генетической точки зрения в них нет ничего загадочного. Во всех случаях это либо вообще не шерсть, либо шерсть уже известных науке животных. |
Над несоответствием топов (Ни один из прорывов года не попал в десятку самых кликабельных новостей!) стоит задуматься. Да, ученые хотят нового знания, а публика, даже такая высоколобая, как читатели Science, жаждет чуда: один познает, другой потребляет. Но не все так просто. |
В этой связи можно вспомнить возникшую на рубеже ХХ и ХХI веков полушуточную-полусерьезную теорию поп-науки. Согласно этой теории, наука в сложных ситуациях ведет себя подобно живому существу и, пытаясь выжить, стремится приспособиться к изменяющимся условиям. В конце прошлого века ситуация с финансированием изменилась, ученым пришлось всерьез бороться за гранты и громче заявлять о своих претензиях на бюджеты. На телевидении и в бумажных СМИ зачастили сообщения о проведенных, а порой и просто задуманных исследованиях, и, соответственно, наука стала превращаться в шоу-бизнес, выполняя его требования и подчиняясь его законам. Родившаяся (или возродившаяся) в результате поп-наука в полном соответствии с требованиями шоу-бизнеса поставила своей целью не столько получение новых знаний, сколько исполнение заветных желаний человечества — например, жить вечно, найти братьев по разуму, овладеть мгновенным перемещением в пространстве на любые расстояния и тому подобное. |
Между «настоящей» наукой и поп-наукой возник конфликт, по сию пору не разрешенный, а возможно, даже и нарастающий. С одной стороны, мир выкладывает миллиарды на поиски новой частицы, с другой — жаждет чуда. Журналисты Science, несомненные сторонники истинного научного поиска, стойко держали оборону, но постепенно поддавались натиску поп-науки, сами того не замечая. Свидетельство тому — пункт топ-списка Science о безусловно замечательной работе с молодой и пожилой кровью. И, похоже, уступки, сделанные поп-науке, недостаточны, поскольку обнародованные приоритеты публики и приоритеты ученых по-прежнему кардинально разнятся, практически ни в чем не совпадая. |
Владимир Покровский |
http://lenta.ru/articles/2014/12/24/science2014/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|