Совместные с попутчиками поездки на такси короче индивидуальных
|
Поездку на такси в Нью-Йорке и многих других мегаполисах может себе позволить далеко не каждый человек. Но когда речь идёт о том, чтобы взять одну машину на двоих с другом, цена становится намного привлекательнее. Согласно результатам нового исследования, низкая стоимость — далеко не единственное преимущество совместных с попутчиками поездок. Оказывается, в таком случае путь занимает на 30% меньше времени, а выбросы углекислого газа в окружающую среду существенно уменьшаются. |
Если друга рядом нет, то всегда можно найти попутчика-незнакомца через мобильное приложение. Таких сейчас на электронном рынке огромное количество. Недостаток у такой моды всего один, и тот, в общем-то, сомнительный: сосед может оказаться слишком болтливым. |
Обо всех преимуществах совместных поездок на такси рассказали авторы нового исследования из Массачусетского технологического института и Корнельского университета в своей статье, опубликованной в журнале PNAS. Они разработали новую методику анализа больших объёмов данных, позволившую им исчерпывающе изучить 150 миллионов поездок, которые совершили жители Большого Яблока на 13 тысячах машинах в течение одного года. |
Согласно результатам анализа, подождав не более пяти минут, 95% пассажиров могли бы найти себе попутчика, а оптимальное сочетание маршрутов позволило бы сократить время в пути до 40% с соответствующим сокращением эксплуатационных расходов и выбросов углекислого газа. |
"Конечно же, никто никого не принуждает к совместным поездкам. Тем не менее наше исследование демонстрирует ряд преимуществ, которые открылись бы перед соседями по такси", — говорит соавтор исследования Карло Ратти (Carlo Ratti) из Массачусетского технологического института. |
По словам учёных, чтобы найти оптимальное сочетание запрашиваемых маршрутов, необходимо учитывать несколько факторов. К примеру, получасовая поездка из одного конца Манхэттена на другой может быть скомбинирована с 10-минутной поездкой, которая начнётся на 15 минут позднее. Однако более сложные комбинации пока что не под силу вечно спешащим жителям мегаполиса и их возможным попутчикам. При потенциальной экономии времени в 40% пока что максимальным процентом являются 32%. |
"Мы считаем, что с потенциалом снижения эксплуатационных расходов даже на 30%, у водителей такси появляются дополнительные ресурсы, которые позволят снизить тарифы для пассажиров, а также самим извлечь финансовую выгоду", — поясняет ведущий автор исследования Паоло Санти (Paolo Santi) из Института информатики и телематики в Италии. |
При поиске преимуществ совместных поездок на такси математики опирались на так называемую проблему коммивояжёра. В рамках этой задачи спрашивается, может ли абстрактный коммивояжёр объехать в указанные сроки все города на неком предложенном маршруте. Однако, как известно учёным, даже при умеренном количестве городов коммивояжёр не уложится в сколько-нибудь разумные сроки. |
Поэтому Санти и его коллеги обратились к другому подходу анализа данных. Во-первых, они охарактеризовали каждую поездку на такси по четырём параметрам: время и GPS-координаты подачи такси и высадки пассажира. Ориентируясь на эти данные, для каждой поездки компьютерный алгоритм определял набор других поездок, которые пересекаются с первой по времени и маршруту. Затем программа определяла, можно ли было бы совместить пересекающиеся поездки без значительного увеличения срока ожидания для каждого из пассажиров. Так математики вычислили, что при менее чем пяти минутах ожидания каждый пассажир мог бы разделить поезду с любым из почти ста попутчиков. |
В конечном итоге программа выдала потенциальную совместимость 150 миллионов поездок в виде графика. Ориентируясь на подобные графики, сообщает Санти, можно подбирать оптимальные сочетания поездок на такси даже в режиме реального времени. |
Чтобы протестировать свой алгоритм, учёные адаптировали алгоритм под программу поиска попутчиков. Оказалось, что она способна за десятую долю секунды подобрать более 100 тысяч паросочетаний поездок. В то же время GPS-данные указали на то, что в среднем около 300 новых поездок стартуют ежеминутно в Нью-Йорке. |
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1941341 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|