В городских легендах люди оказались интереснее монстров
|
|
Психологи Даремского университета (Великобритания) выяснили, что человеческий мозг лучше всего запоминает не опасное и сверхъестественное в городских легендах, а информацию, связанную с человеческими взаимоотношениями. О своих открытиях ученые рассказали на страницах журнала British Journal of Psychology.
|
|
Городские легенды — это байки о якобы реальных событиях, сказки-страшилки современного общества. Хрестоматийные примеры этого жанра — рассказы о крокодилах в канализации, кошках, погибших в СВЧ-печи, похищениях спецслужбами людей для опытов. Они распространяются по «сарафанному радио», по электронной почте, в перепостах записей в Facebook, а некоторые даже попадают в СМИ. Одни городские легенды являют собой переделки древних сказочных сюжетов («Кровавая Мэри», «черный дембель»), иные же порождены страхами техногенной цивилизации.
|
|
По мнению Джозефа Стабберсфилда (Joseph Stubbersfield), при восприятии
реальности человек обращает особое внимание на информацию двух типов: ту,
что пригодится ему для выживания в сложной ситуации, и ту, что касается
отношений с другими людьми (родственниками, друзьями, врагами). В ходе эволюции
предки человека выжили не только благодаря адекватным действиям в опасной
природной среде, но и с помощью сложных социальных отношений внутри популяции.
Если эта гипотеза верна, то мозг человека «выбирает» истории с такой информацией,
даже если те не отражают реальность, для передвижения по городу хорошо подойдут
шины
Gislaved. |
|
Участникам исследования (60 человек в возрасте 18-52 лет) дали большой список городских легенд и предложили сыграть в «испорченный телефон». Респонденты должны были выбрать (по названию) несколько самых интересных им сюжетов, прочитать их и пересказать другим, те — третьим, и так до последней подгруппы.
|
|
Оказалось, что люди чаще всего выбирают и лучше запоминают городские легенды об отношениях (например, о девушке, которая обнаружила, что занималась виртуальным сексом со своим отцом). На втором месте — истории смешанного типа, где есть и отношения, и рассказ о реальной опасности: история о женщине, услышавшей за окном плач ребенка. Позвонив в полицию, она узнала, что так выманивает своих жертв маньяк-убийца. Чистые же «страшилки» оказались в самом конце списка.
|
|
Полученные результаты подтверждают теорию, согласно которой главные силы человеческого мозга в ходе эволюции были «брошены» не на выживание в природной среде, с ее хищниками, бурями, ядовитыми грибами и растениями, но на выстраивание отношений с другими людьми. Истории с «социальной» информацией дольше задерживаются в памяти человека — скорее всего, этот вывод касается не только городских легенд, но и фильмов, книг, сериалов.
|
|
http://lenta.ru/news/2014/07/01/urbanlegends/
|