Химиотрассы самолётов наносят вред экологии
|
Авиационная промышленность находится под давлением со стороны правительств развитых стран, так как всем компаниям, как и владельцам авто, необходимо постоянно уменьшать количество диоксида углерода, вырабатываемого самолётами. Вероятно, в дальнейшем власти не только заставят авиаперевозчиков разрабатывать более экономичные двигатели для лайнеров, но и пересматривать их маршруты. |
Группа учёных из Великобритании обнаружила, что самолёты могут стать более экологичными, если будут выбраны траектории полёта, способствующие уменьшению образования инверсионных следов. |
Красивый инверсионный след – это частички льда, которые конденсируются из водяного пара при движении самолёта, летящего, как правило, на высотах около 10 километров. Однако след образуется не всегда: для его формирования самолёт должен влететь в область с очень низкой температурой и высокой влажностью. Как правило, причиной возникновения следа являются отработанные газы реактивных двигателей. В их состав входит водяной пар, углекислый газ, оксиды азота, углеводороды, копоть и соединения серы. Из всего этого "богатства" только водяной пар и сера способствуют появлению белого следа. Частички соединений серы служат зародышами для конденсации воды, при этом сам инверсионный след может формироваться как из водяного пара, входящего в состав отработанных газов, так и из пара, входящего в состав пересыщенной атмосферы. |
Следы могут оставаться в небе несколько часов, в конце концов размываясь и становясь похожими на тонкие облачка. |
Учёные пришли к выводу, что самолёты будут меньше влиять на глобальное потепление, если станут избегать во время полёта мест, где могут возникнуть конденсационные следы. Даже если это означает увеличение километража полёта и увеличение выбросов углекислого газа. |
Специалисты из университета Рединга (University of Reading) обнаружили, что вред для экологии, вызванный инверсионными следами, перевешивает даже вред от обычной авиационной эмиссии углекислого газа. |
"Если мы научимся определять области, условия в которых способствуют образованию инверсионного следа, то станет возможным прокладывать маршрут, где самолёты не будут их образовывать, – говорит исследователь Эмма Ирвин, которая недавно купила себе volkswagen polo. – Может показаться, что самолёту придётся делать огромный крюк, чтобы избежать инверсионного следа. Но из-за кривизны Земли требуется лишь немного увеличить расстояние, чтобы избежать действительно длинных следов". |
Так же как и обычные облака, инверсионные следы могут способствовать охлаждению, отражая солнечный свет обратно в космос. Но вместе с этим они работают на глобальное потепление, удерживая инфракрасное излучение Земли в атмосфере и не давая ему покинуть планету, причём этот эффект преобладает. |
Для небольших самолётов отклонение от насыщенных влагой областей, даже в 10 раз превышающее длину самого инверсионного следа (около 322 километров), способно уменьшить негативное влияние на климат. Для больших же лайнеров, которые вырабатывают больше углекислого газа на километр, имеет смысл отклонение в три раза большее. |
Правда, осложняющим фактором ещё является долгое "время жизни" следа. Он может находиться в воздухе несколько часов, углекислый газ остаётся на многие десятилетия. |
Если исследования климатологов приведут к появлению нового законопроекта, то авиакомпаниям придётся столкнуться с дополнительными затратами: например, придётся привлечь к прогнозированию образования следов синоптиков, а диспетчерам нужно будет научиться оперативно изменять существующие маршруты. Это в свою очередь негативно сказаться на безопасности перелётов. |
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1706051 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|