Индейцы Миссисипи были похожи на древних греков
|
Резьба и живопись (некоторым образцам 6 тыс. лет) рассказывают одну большую историю о том, как индейцы видели мир. Иерархическая космология не уступает в сложности представлениям древних греков или современных религий. Коренные американцы точно так же считали, что нас окружает множество духов — добрых и злых, что мир разделён на свет и тьму. |
Археологи называют тот народ миссисипцами или строителями курганов (многие сооружения сохранились по сей день). По большей части то были земледельцы, которые выращивали маис и тыкву. Количество поселений исчислялось сотнями, если не тысячами. |
В прошлом сложность и развитость этой культуры принижалась, но работы последних десятилетий (особенно отличился Ян Симек из Университета Теннесси) восстановили справедливость. |
Наибольшее внимание археологов привлекает город Кахокия, возникший около 600 г. на противоположном от Сент-Луиса берегу Миссисипи. Численность населения, по оценкам, достигала 40 тыс. человек, то есть это был самый крупный город на территории США до 1780-х, когда той же отметки достигла Филадельфия. В середине 13 в. Кахокия со своими 15 тыс. населения не уступала Лондону и Парижу. |
В 15 в. город по каким-то причинам был заброшен, и прибывшие в 16 в. на берега Миссисипи европейцы застали там более примитивные культуры, носителями которых были уже другие этнические группы — чероки, кри и пр. Вопрос о том, можно ли считать их потомками строителей курганов или же они пришли из соседних районов и уничтожили (ассимилировали) миссисипцев, остаётся открытым. |
Единого государства у миссисипцев, по-видимому, не существовало. Они жили слабо связанными между собой социополитическими группами, у каждой из которых был, скорее всего, свой вождь. В то же время они, должно быть, ощущали некое культурное и языковое единство подобно древним эллинам. |
Прославившие их курганы служили платформами для домов вождей или же выполняли некую религиозную функцию. |
Самые ранние образцы наскальной живописи г-н Симек и его коллеги обнаружили в пещерах — порой на глубине 2,5 км. Очевидно, мастерам приходилось нести с собой факелы и съестные припасы. Некоторые пещеры служили также местом погребения, но в большинстве случаев там проводились священные обряды, и рисунки на стенах были их неотъемлемой частью. |
Впрочем, на этот раз группа г-на Симека обратилась к произведениям, созданным в 11–17 вв. Исследованием охвачены 44 "галереи" на открытом воздухе в штате Теннесси и 50 пещер, отдельные из которых ныне находятся в частных владениях. Одни охраняются, другие нет, поэтому учёные тщательно избегают упоминаний об их расположении, дабы не привлечь вандалов и туристов. |
Попытка реконструкции мировоззрения миссисипцев на основании рисунков и гравюр позволила обнаружить сходство с другими ранними религиями Америки, в том числе с представлениями майя. По мнению строителей курганов, космос организован в уровни и сферы, причём люди занимают лишь одну из них, а остальные принадлежат духам. Сферы отделены друг от друга. |
На нижних уровнях мироустройства обитают злобные духи и существа с изменчивой формой, в том числе люди, способные превращаться в птиц. Там царят насилие и вражда. |
Над людьми живут доброжелательные духи, которые управляют погодой и присматривают за посевами. Миссисипцы, по-видимому, полагались на их благосклонность. |
В пещерах изображались нижние миры, а верхние — на скалах. Последние проще, с меньшим количеством деталей. К тому же лица изображаются не в профиль, как внизу, а анфас, как будто персонаж смотрит из рисунка на окружающий мир. |
Пещерные картины написаны чёрным пигментом и раскрашены углём, а в живописи на скалах использована в основном охра. Кроме того, в ней присутствуют детали реального мира, как будто авторы пытались совместить мысленный ландшафт с природным, что характерно для многих древних культур — достаточно вспомнить древнеегипетские пирамиды, Стоунхендж или средневековые соборы. |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|