Традиция не прервалась! О древней религии народа саха Аар Айыы
|
04.06.2009 13:51
|
Наш очень талантливый первый историк Гавриил Васильевич Ксенофонтов очень переживал оттого, что древняя религия народа саха почти исчезла. В своем труде «Ураанхай сахалар» (1 часть, стр. 171) писал: «Грандиозные богатырские поэмы или былины якутов «олонгхо» - все еще ждут своих собирателей и исследователей. Не менее богатую религиозную поэзию, мистерию их, так называемых белых шаманов (айыы ойууна) на 99% нужно признать погибшей для науки, ибо, когда появилась возможность записывать якутские тексты, якуты уже перешли к христианству и совершенно забросили весь цикл своих древних религиозных обрядов. Сохранившиеся до наших дней мистерии якутских черных шаманов (абаасы ойуна), лекарей, колдунов представляют из себя лишь нижний подвальный этаж народной религии, который отнюдь не может характеризовать официальную религию скотоводческого народа».
|
|
Гавриил Васильевич ставит богатую религиозную поэзию, мистерию белых шаманов – Айыы ойууна наравне с олонхо. Но данный богатейший материал он считал на 99% погибшим для науки. Он судил по уровню собранных архивных материалов и уровню религиозных знаний населения центральных улусов, которые действительно забыли свою древнюю религию и даже толком уже не знали имя главного бога якутской религии и говорили Айыы Тойон Танара, Урунг Айыы Тойон, повторяя за миссионерами объякутенное имя Христоса. Это и понятно. После подавления религиозного восстания Дженника (Нємугу Тойон) и великого Айыы шамана Эргиса в 1682 году и последовавших репрессивных мер, а также после выхода в 1696 году указа губернатора М.А Арсеньева о запрещении деятельности Айыы шаманов народ сник, ослаб и постепенно начал забывать свою древнюю религию. И как раз в это время было введено христианство. А это ускорило процесс отхождения якутов от своей религии. И в данное время якуты начали путывать имя своего главного бога Урунг Аар Тойона с миссионерским Урунг Айыы Тойоном или просто Айыы Тойоном.
|
Гавриил Васильевич правильно оценил тогдашнюю научную обстановку в Якутии и, на первый взгляд, совершенно верно считал, что богатую религиозную поэзию и мистерию Айыы шаманов мы потеряли на 99%. Его смелое утверждение впоследствии оттолкнуло многих исследователей от изучения данного вопроса. Но он не учел одно обстоятельство, и пропустил изучение материальной культуры кангаласцев, выгнанных Дыгыном с долин Туймаада и Эркээни до прихода русских, которые ушли большими группами и осели в Вилюйских краях. Из этих групп, в пример я беру одну большую группу кангаласцев. Это очень близкие родственники самого Дыгына – это большая группа во главе со знаменитым Айыы шаманом Луксурээни и предводителем, знаменосцем Дыгына, Айыы шаманом Дуо5а Боотуром. Дуо5а Боотур со своими восемью братьями взяли с собой 40 воинов, вся группа состояла из 80 человек. Одного брата они оставили за Леной, на территории нынешнего Мегино-Кангалсского улуса. А все остальные ушли в Вилюйские края и обосновались на Средневилюйских землях. И вот два Айыы шамана - Луксурээни и Дуо5а Боотур на новых землях полностью ввели свою древнюю религию. Прибывшие установили дружеские и близкие отношения с тунгусами и нюй–чженами – маньчжурами, которые прибыли в эти края до них.
|
Начиная с этих двух великих Айыы шаманов до революции 1917 года на землях, где обосновалась эта большая группа кангаласцев, полностью сохранились древняя религия якутов – Аар Айыы итэ5элэ и Айыы шаманизм (Белый шаманизм). Кангаласцы обосновали следующие наслеги: два Лючинских (I и II), Жемконский, I Тогусский, Элемтинский, Борогонский, Муосахский. И в этих местах со времен Дуо5а Боотура ежедневно под руководством Айыы шаманов люди молились древним якутским богам Аар Айыы во главе с Урунг Аар Тойоном. И это продолжалось до установления советской власти и выхода репрессивных указов, постановлений данной власти против шаманов. Последнему Айыы шаману лючинцев Михаилу Захаровичу Игнатьеву – Тумус Мэхээлэ было труднее, чем другим Айыы шаманам, которые были в других перечисленных наслегах. Почему? Да потому что он действительно был великий Айыы шаман. И он глубже всех пережил все запреты новой власти. Тумус Мэхээлэ – Михаил Тумус так звали шамана. Тумус переводится как клюв. Так могут назвать человека большеносого. Итак, Михаил Тумус родился 19 августа 1861 года. С молодых лет он славился как шаман больших магических и гипнотических способностей. В 1897 году Михаил выбрал место для построения церкви в центре Средневилюйского улуса – в Хампе и в присутствии руководства улуса на глазах многочисленных собравшихся провел большой Алгыс Айыы шамана, который произвел на всех присутствующих огромное, незабываемое впечатление. Он еще до этого объявил себя Айыы шаманом и проводил во всех наслегах большие обряды и Алгысы Айыы шамана. В своей деятельности Айыы шамана он во всем ссылался на Учение Дуо5а Боотура. После запрета шаманизма во II половине 20-х годов прошлого столетия он со своими близкими родственниками ушел в бескрайнюю Вилюйско–Ленскую тайгу и жил очень долго, скрываясь от преследований новой власти. Занимался охотой, рыболовством и скотоводством. Его имя нигде не упоминается в списках шаманов.
|
Из других шаманов вышеназванных наслегов следует упомянуть еще одного шамана. Это Жемконский Айыы шаман (1699-1774гг.) Максим Гоголев. Он жил гораздо раньше Михаила Тумус. Михаил Гоголев был первым административным главой Средневилюйского улуса. И это не помешало ему быть Айыы шаманом и проводить обряды древнеякутской религии.
|
И так древняя религия якутов «Аар Айыы итэ5элэ» у кангаласцев, осевших по Вилюю, сохранилась полностью и надолго. Мой воспитатель Сэмэн Уус – С.С. Егоров (1851-1945 гг.) каждое утро молился Светлым Небесным Аар Айыы и очень много знал о данной религии и о великих Айыы шаманах, которые проводили обряды данной религии.
|
А наш предок Великий Айыы шаман, воин и предводитель Дуо5а Боотур будущим потомкам оставил устное послание-завещание под названием «Священные повести». Эти повести мне в детстве рассказывал Сэмэн Уус. Это было действительно великое событие в моей жизни. С молоком матери я впитал древнюю религию якутов в оригинале. Это было чудное явление – я познал и понял, что существует Верхний Божественный мир. Впоследствии мне повторно рассказали эти повести знаменитые носители древних знаний и рассказов – старцы нашего племени Ф. Андреев, П. Григорьев. Петр Григорьев – Ойоо рассказывал мне это повторно, когда я уже был директором школы.
|
Все эти рассказы, повести о древних кангаласцах и «Священные повести» Дуо5а Боотура собрала его прямой потомок – моя прабабушка Парасковья Саввична Николаева. Она не только собрала эти богатые материалы, но и распространила среди своих детей и соплеменников. Ее звали Кэпсээнньит Бороскуобуйа – Сказительница Парасковья. Чтобы услышать ее рассказы, люди специально приезжали к ней издалека. Она была не только сказительницей, но и прямой пропагандисткой религии Аар Айыы итэгэлэ. Все ее рассказы и священный документ Дуо5а Боотура из ее уст записал Георгий Алексеевич Кондаков – ее внук. Георгий Алексеевич как умный и образованный человек глубоко понимал огромную ценность данных устных документов как для народа, так и для науки.
|
В 1924 году Г.В. Ксенофонтов побывал в Вилюйском улусе. Он довольно долго был в Жемконском наслеге Вилюйского улуса и собирал материалы. Но, к великому нашему сожалению, Георгий Алексеевич не передал эти драгоценные материалы ученому. Видимо, Г.А. Кондакова в наслеге не было. Его как бывшего писаря Средневилюйского улуса, отряда Канина и Никифорова, долго допрашивали сотрудники НКВД, но за отсутствием состава преступления отпустили. Может, именно это время совпало с приездом Г.В. Ксенофонтова. Может, находящийся под надзором Георгий Алексеевич побоялся передать данные материалы ученому. О, если бы Гавриил Васильевич получил данные материалы, наверное, не стал бы писать, что поэзия, мистерия белых Айыы шаманов погибла для науки на 99%. Он встретил бы последнего великого Айыы шамана Михаила Захаровича – Тумус Мэхээлэ, наяву увидел бы обряды, проводимые им, и убедился бы, что великие Айыы шаманы существовали и в его дни. Вот тогда Гавриил Васильевич действительно крепко заложил бы фундамент для восстановления верхних этажей древней религии скотоводческого народа. Тогда не было бы современных различных неправильных и выдуманных толкований о нашей древней религии и о наших древних богах. Тогда некоторые темные силы и не занимали бы троны наших богов на восточных небесах.
|
Я с детства ощущаю на себе огромную ответственность. Ведь старцы, которые довели до меня «Священные повести» Дуо5а Боотура, внушили, что я должен продолжить его дело и работать над восстановлением древней религии народа саха. Внушили мне, что по пророческим завещаниям великого Предка как раз эта великая и очень трудная миссия будет возложена на меня, так как я девятый человек от Кырамая, младшего брата Дуо5а Боотура, и десятый человек от самого Дуога Боотура. Конечно, я никогда не отказывался от ответственных и трудных работ. И вот я с детских лет, чувствуя большую святую ответственность, много работаю над выполнением больших, возложенных на меня, задач. Сегодня могу сказать, что я с честью выполнил их и работаю дальше. На темы народной медицины, религии, традиций написал 6500 страниц. Из них о религии «Аар Айыы итэгэлэ» написал около 2100 страниц. Как раз писал много Алгысов – Благословений, молений, лечебных и защищающих человека древних благословений, которых Г.В. Ксенофонтов называл поэзией белых Айыы шаманов. И сегодня с большой уверенностью могу сказать, что для восстановления верхних этажей древней религии скотоводческого народа сделал довольно много, то есть внес свою основную лепту для ее восстановления.
|
Сегодня идет увлечение сбором обломков бытовых алгысов, которые образовались после запрета религии Аар Айыы итэгэлэ. Они большой ценности собой не представляют и не могут быть названы Алгысами нашей древней религии. Они короткие, обрывистые и не имеют однородной понятной структуры. Некоторые из них существуют в виде афоризмов на 2-3 строки, некоторые имеют размер 1-2 куплета и никакой религиозной, светлой, божественной основы не имеют. Они чисто бытовые.
|
Алгысы я собирал, составлял, восстанавливал довольно долго. Вот где действительно понадобились генетические знания и память.
|
Некоторые Алгысы к Верхним Аар Айыы, обрядовые Алгысы у меня довольно большие. Некоторых из них надо проводить только в течение 3-5 часов. Это цельные Алгысы, где с многочисленными эпитетами упоминаются все Высшие Аар Айыы, и к ним с благословением обращается Айыы шаман.
|
|
Владимир КОНДАКОВ, Айыы шаман, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, член Всемирной Ассоциации профессиональных гипнотизеров при ЮНЕСКО.
|
|
http://sakhalife.ru/news/15268.html
|