Тибетская медицина и математика помогут создавать лекарства
|
|
27.06.2007
|
|
Подбор различных компонентов, которые должны входить в состав того или иного лекарства осуществляется путем простого перебора вариантов и опытов на мышках. Главное, чтобы действующее вещество работало, а добавки не мешали ему и не вредили пациенту. Питерскому ученому
|
|
|
удалось создать методику, которая позволяет рассчитать лекарство заранее и даже конкретно под каждого больного.
|
|
«На эмпирическом подборе компонентов нового препарата сегодня строится вся фармакология, - говорит кандидат биологических наук Ринад Минвалеев. – Возьмем любое известное лекарство, скажем, цитрамон. Кто-нибудь может объяснить, почему в нём аспирина столько-то, а кофеина столько-то? На основании чего? Вы не получите ответа.
|
|
А ведь фармакология - это не что иное, как часть химии. Но ни один из разделов химии вот так - вслепую - не работает. Взять металлургию. Особенности того или иного сплава известны загодя - до плавки, - ибо просчитаны по свойствам компонентов. Точно так же проблему многокомпонентных составов можно решать и в отношение в фармакологии.
|
|
И более того, - она уже решена. Автор методики - доцент кафедры традиционных систем оздоровления Национального института здоровья (Санкт-Петербург), математик Анатолий Иванович Иванов”.
|
|
Методика создания лекарств, о которой идёт речь, - и в самом деле более надёжна и точна по сравнению со всеми существующими. Надёжна - потому что целебное воздействие применяемых в ней компонентов подтверждается из века в век.
|
|
А точна потому, что впервые за историю фармакологии пропорции ингредиентов того или иного снадобья будут высчитываться математически. Основой этих расчётов служат классические представления тибетской медицины о продуктах, главным образом - о специях».
|
|
Во время каждой трапезы тибетцев интересовали не только запах, вкус, цвет, форма употребляемого кушанья, но также степень его «горячести». Или «холодности». Под словосочетанием «продукт горячий» подразумевается не то, что он с пылу с жару.
|
|
Термин «горячий» означает, что эта пища, будучи уже проглоченной и переваренной, особым образом влияет на организм, «согревает» его, помогая противостоять любым болезням. И наоборот, «продукт холодный» - компенсирует все нехорошие изменения, вызванные «жаром».
|
|
«Внутренний холод» (как и «внутренний жар») не измеряют в градусах. «Внутренний холод» - некая физиологическая тенденция к развитию болезней, которые приходят после длительного внешнего охлаждения (месяц и более) осенью и зимой. Но можно сделать так, чтобы не приходили.
|
|
Для этого едят «горячие» продукты, среди которых бывают «более горячие» и «менее горячие». И, соответственно, после длительного естественного прогревания едят «холодные» продукты.
|
|
К последним относятся разные соки (прежде всего апельсиновый), фрукты, творог, простокваша, молоко, мак, тыква, рис, капуста и свинина (именно свинина, а не любое мясо). А например баранина - это уже продукт «горячий». Конина, медвежатина - ещё более «горячие».
|
|
Что в мясе определяет уровень «горячести» - жирность или что-то ещё - неясно. Поэтому учёные пока что вынуждены скрупулёзно соблюдать правила научной этики: когда растолкования не существует, необходимо излагать полученную информацию в том виде, в котором она приобретена.
|
|
А приобретена она в традиционных тибетских источниках, результативность которых проверена веками. Это, конечно же, не означает, что не следует пытаться разгадать эти таинственные ребусы. Всегда необходимо проецировать их на наш, европейский, опыт.
|
|
Так, например, самым «горячим» мясом тибетцы считали… человечину. Мясо мужчины они считали «горячее» мяса женщины. Мясо убитого человека – «горячее», нежели мясо умершего своей смертью. Мясо мужчины, убитого молнией, почиталось как особенно «горячее».
|
|
Но первое место тибетцы отдавали мясу «…мужчины, убитого разъярённой женщиной…». (То есть во многом эта самая «горячесть» мяса определяется нервным состоянием объекта. Потому мясо мужчины, убитого в состоянии аффекта, «горячее», чем даже - убитого молнией.)
|
|
Другими словами, брать из древней тибетской медицины все рецепты подряд сегодня нереально. Слишком много непонятного. Но то, что соразмерно с нашей логикой и представлениями, использовать необходимо.
|
|
Среди «горячих» продуктов особое место занимают специи:гвоздика, перец, шафран, имбирь, корица и многие другие. Именно их тибетцы использовали для изготовления лекарств. Предварительно специи толкли в специальных ступках пестиками. Сегодня это можно делать в латунных ступках или бронзовых.
|
|
Если измельчать лекарство в кофемолке, это снизит результат, поскольку из-под пестика выходит порошок с гораздо меньшим диаметром частиц. Смешивая специи в тех или иных пропорциях, древние тибетские врачи лечили людей практически от всех заболеваний, даже от таких, с которыми сегодняшняя медицина не справляется.
|
|
Лекарства эти обзывались просто: «3 горячих», «5 горячих», «Гранат-5», «Гранат-8» и так далее. Рассмотрим самое простое: «3 горячих». В состав этого средства могут входить разные компоненты. Но раз «горячих» три, то и компонентов должно быть три.
|
|
Какие это будут компоненты, в каких пропорциях их нужно смешивать для исцеления от того или иного недуга - все эти вопросы тибетский эскулап решал интуитивно, опираясь лишь на опыт - свой и своего учителя. У нас этого опыта нет.
|
|
Зато многим из нас когда-то приходилось решать математические задачи и системы уравнений в высшей школе. Это тоже опыт. Его и предлагает применять Анатолий Иванов. Пользуясь им, возможно, устранить любую хворь.
|
|
Из «3 горячих» наиболее распространенной на Тибете была смесь имбиря, перца чёрного и перца длинного. Имбирь и перец чёрный сегодня можно купить везде. А перца длинного, к сожалению, в России не найти. Зато найден аналог - перец белый. Его достать сравнительно легко.
|
|
В книгах по древней медицине на каждую из пряностей заведено «досье». Так, имбирь – «…годится от всех болезней слизи и холода, согревает желудок и печень, усиливает половое влечение, полнит тело, вреден для почек…». Перец белый – «…согревает лёгкие от холодного кашля, согревает желудок и печень, усиливает половое влечение…». Перец чёрный – «…годится от кашля (который от холода), согревает желудок и печень, истощает тело…».
|
|
Зная это, мы, в отличие от древних, можем перевести эти исходные условия в цифры. Эти значения позволят нам, используя всего лишь три компонента, решать невиданное количество задач: худеть, полнеть, повышать сексуальное влечение, ликвидировать «холодный» кашель, избавляться от слизи, а также оказывать прямое влияние на желудок, на печень и на почки.
|
|
Допустим, в зимнюю стужу хотим усилить половое влечение и не кашлять, а также устранить все прочие болезни холода. Через «3 горячих». Как? Смотрим тибетский манускрипт и видим, что имбирь «от всех болезней холода, усиливает половое влечение», а вот на кашель не влияет. Перец белый «усиливает половое влечение, согревает лёгкие от холодного кашля», но безразличен к остальным болезням холода.
|
|
Перец чёрный «годится от кашля (который от холода)», но прочие болезни холода и половую страсть им не изменишь. Далее, - задаём условия. То есть пытаемся понять, что нам больше нужно. Например, 50 % целебного воздействия загодя направляем на половое влечение, 30 % - на то, чтобы не кашлять, и 20 % - на борьбу с оставшимися болезнями холода.
|
|
Оперируя цифровыми данными строим систему уравнений и выполняем преобразования. В итоге обнаруживаем, что при заданных условиях (для секса 50 %, против кашля - 30 %, против других болезней холода - 20 %) количество имбиря равняется двум, количество перца белого трём, а количество перца чёрного нулю.
|
|
То есть, для изготовления нужной целебной смеси достаточно двух компонентов: 2 части имбиря смешиваем с 3 частями перца белого. А перец чёрный не потребовался. Так нам удалось, плюс ко всему, математически обосновать одну из многочисленных загадок древней рецептуры.
|
|
Таинственность её в том, что зачастую под названием, скажем, «Гранат10» дан состав из 15 компонентов, а в другом «Гранате 10» - из 8-ми. Так получилось и у нас: «3 горячих» включают только два компонента. Почему - видно из расчёта. А в древности - ничего не было видно. Всё упиралось в опыт. В нём заключалась великая тайна тибетской медицины.
|
|
Мы же построили математическую модель интуиции древних врачей. В те времена, если тибетский ученик спросил бы своего учителя, почему тот не добавил сюда перца чёрного, то мудрый старец бы ответил, что в медитации он обратился к Будде, который и соблаговолил дать этот совет.
|
|
Мы улыбаемся, однако интуиция и точность подбора тогда была невероятной. Ведь если мы сместим запрос всего на 10 % - на половое влечение выделим не 50, а 40 % действия, а против кашля и против всех болезней холода поставим по 30 %, итоговые пропорции получаются такими: имбиря 3 части, перца белого 1 часть, перца чёрного 2 части. То есть в рецепте сразу возникает перец чёрный. А содержание перца белого, которого в первом рецепте было более всего, снижается до минимума.
|
|
Если поставить иные условия, то этот состав - имбирь, перец белый и перец чёрный - может попросту подвести. Так например, если одно из требований – «холодный кашель» - выкинуть, а вместо него добавить требование новое – «печень и желудок», - количество одного из компонентов выйдет отрицательным. Следовательно, для страдающих язвой или гепатитом такие «3 горячих» не годятся. Придётся выбирать другой состав.
|
|
В принципе, можно выполнять и противоположную задачу: используя «досье», просчитывать, что нам на данный момент нужнее - лечить желудок или же бороться с кашлем.
|
|
«Так делается наука, - говорит Ринад Минвалеев, - не через голословные рассуждения, а через расчёты. Если выписать свойства и работать с ними, но не методом тыка, а математически, то в принципе, двигаясь по этой стезе, можно будет менять соотношение компонентов с учётом потребностей больного - рассчитывая новый состав специально для него.
|
|
Только лечить его не «химией», а полупищевыми составами. Правда, всё это требует отнюдь не тривиальной арифметической работы. И отнюдь не всё это будет решено - заранее могу сказать. Поскольку далеко не все системы ограничений имеют решение. Вот древние - те его всегда имели. Даже неправильное.
|
|
В любом случае, состав был сделан, и больной его принимал. Что же касается методики Иванова, в ней ставится более сложная задача: выработать правильную рецептуру, которая, судя по всему, будет не хуже, чем у древнего тибетского врача».
|
|
Николай Шведченко
|
|
http://www.pravda.ru/health/prophylaxis/prof/229804-4/
|