Я работаю шаманкой
|
|
В соседней с нами республике Тува шаманов больше, чем в Хакасии. Несмотря на то, что хакасы дольше пробыли язычниками чем их северные соседи тувинцы. В Туве буддизм как вероисповедание привился задолго до того, как в Хакасии первые православные священники начали крестить местное население. Тем не менее, шаманов в Туве до сих пор сильно уважают.
|
|
Распространение буддизма в значительной степени повлияло на искоренение доббудийских религиозных традиций, однако в результате долгого тесного сосуществования религий, многие традиции и обряды шаманизма перекочевали в буддизм тувинского разлива. К примеру, культ оваа - духов-хозяев местности; культ ээренов - семейных охранителей. В Туве буддийских церемониях наряду с ламами нередко принимали участие шаманы, а в хурээ (так в Туве называют буддистские храмы-дацаны) существовала особая категория духовных лиц - бурхан боо («ламы-шаманы»). Трудно представить, чтобы подобное мирное сосуществование с язычеством допустила православная церковь.
|
|
Сегодня в Туве местные власти всячески поддерживают шаманизм, некоторые политики и чиновники даже предлагают сделать шаманизм государственной религией, надеясь, что в эпоху моды на этнокультуры, это поможет привлечь в республику как можно больше туристов.
|
|
Видимо,за такими рассуждениями есть здравое зерно. Во всяком случае мы с группой товарищей не поленились– ради беседы с шаманом отправились за 450 километров из Абакана в Кызыл.
|
|
Однако по приезде в столицу Тувы нас ждало некоторое разочарование – вместо ожидаемой встречи с чем-то необычно-экзотичным и таинственным, нас привезли в покосившийся барак, построенный, наверное, в 30-х годах прошлого века. А юрта, стоявшая рядом с ним была явным элементом для заманивания туристов, потому как на ней мы обнаружили совершенно не вписывающийся в национальный интерьер большой амбарный замок.
|
|
Перед тем, как запустить в это современное святилище духов, местный житель нас напутствовал: ни за что и ни при каких условиях не отдавать личных вещей! Потому что бывали случаи, когда репортеры, приехавшие в Туву из-за рубежа, после вечера-другого, проведенного с некоторыми местными шаманами, оставались в буквальном смысле без штанов. Но с нами ничего подобного не случилось, если не считать того, что прием у шаманов ведется по четкому прайсу: дать интервью – пятьсот рублей, предсказание – тоже пятьсот. Еще бы – для шаманки, принимающей всех страждущих в этом бараке, данный вид деятельности – единственный способ заработка.
|
|
За указанную выше сумму шаманка, молодая женщина по имени Айсу, любезно согласилась побеседовать с корреспондентом «Нового взгляда».
|
|
Для разговоров с пришлыми в шаманском бараке есть специальная комната. На покоробленных от времени стенах развешана соответсвующая атрибутика – бубны, одежда, связки бус и разноцветных ниток. На столе перед шаманкой лежала кучка камешков, обглоданные кости и мотки пряжи. Как пояснила Айсу, все это необходимо для проведения различных ритуалов. К примеру, чтобы оградить человека от злых духов, нужно сплести для него из ниток косичку. Нитки каких цветов для этого взять, Айсу подсказывают духи.
|
|
- Сколько себя помню, духи всегда были рядом со мной, - рассказывает шаманка, - с самого детства я видела их везде. То они приходили ко мне в виде птицы, сидящей у человека на плече, то в виде змеи, опутавшей дом, - если видится такое, это означает, что муж с женой в этой семье сильно ссорятся.
|
|
Дар быть шаманом передается по наследству. Я не знаю, от кого у меня этот дар, - в моей семье ни мама, ни бабушка шаманками не были. Маленькой я начинала плакать, когда ко мне приходили духи, и завидовала тем детям, которые их не видят. Даже жалела, что вообще родилась.
|
|
Айсу относится к тем шаманам, которые не отрицают других религий и верований. И бывает, что сразу после проведения языческого обряда Айсу сама отправляет своих клиентов в дацан или православный храм. В отличие от экстрасенсов, которые обладают узкой специализацией - предсказывают будущее или лечат, ну на худой конец ложки лбом держат (если обещает все сразу, то это уже не экстрасенс, а обыкновенный шарлатан), шаманка Айсу – универсал. Может и больного вылечить, или, в крайнем случае, верный диагноз поставить, и будущее предсказать, и от алкоголизма закодировать.
|
|
Профессионально шаманить Айсу начала в 1993 году. Тогда девушка решилась бросить учебу в кулинарном техникуме и полностью посвятить себя раскрытию мистического таланта. Сначала всех страждущих шаманка принимала бесплатно, но потом знакомые уговорили ее проявления наследственного дара поставить на коммерческую основу.
|
|
«Трудно непрерывно, на протяжении нескольких месяцев, принимать людей. От их негативной энергии я начинаю болеть. Отдыхать и заряжаться энергией уезжаю на природу. Пообщавшись с водой, лесом и землей я вновь чувствую себя здоровой. В город выходить не люблю – от этого чувствую себя не отдохнувшей, а еще сильнее заболевшей».
|
|
Посетители иногда приносят Айсу в подарок еду, чаще всего мясо. Но в пищу шаманка может употреблять не все подаренное, а только то, что ей предложено от души. Иначе женщину начинает тошнить, у нее кружится голова.
|
|
Занятие шаманизмом не помешали Айсу завести семью, однако ее восьмилетней дочке необычный дар не передался, чему мама несказанно рада, потому что это, по ее выражению, «очень трудная работа».
|
|
Покидали шаманский дом мы с некоторым чувством зависти. Снисходительность, неизбежная при встречах такого рода, исчезла, появилось легкое сожаление по поводу «я тоже так хочу!» Не то чтобы в одночасье захотелось овладеть даром шаманизма, но захотелось хоть ненадолго, хоть чуть-чуть, пожить в гармонии с природой, как живет эта женщина, верующая в духов и считающая, что «добро всегда неизбежно побеждает зло».
|
|
Впрочем, наш проводник резко вернул нас на грешную землю, заявив, что настоящие шаманы живут только в сельской местности и денег за свои предсказания, а уж тем более за интервью, никогда не берут.
|
Оксана Тоцкая
|
|
http://www.vg-news.ru/columns/real-life/real-life-300507-014404.php 30.05.2007
|