Что на самом деле происходит после смерти
|
|
Есть основания полагать, что процесс, который мы называем физической смертью, делает бессознательное более осознанным, поскольку устраняет главный источник искажения — эгоический цикл. Ведь смерть — это лишь частичное отражение процесса распада этого цикла.
|
|
Таким образом, можно ожидать, что после смерти мы вспомним всё, что уже знали, но не могли осознать. С точки зрения эго, это может показаться потоком новых ответов, но на самом деле это не привнесёт в разум ничего принципиально нового.
|
|
Чувство новизны здесь — лишь иллюзия эго, переживающего распад. Когда эго исчезнет, а всё будет вспомнено, ощущение новизны рассеется. Это похоже на то, как мы просыпаемся от яркого сна: несколько секунд мы потрясены, осознавая, кто мы на самом деле («О, это был сон! Настоящая жизнь — другая!»).
|
|
Пока мы ещё наполовину во сне, это воспоминание кажется новым знанием о себе и мире. Но чувство новизны быстро исчезает, как только мы возвращаемся в обычное состояние сознания. Ведь мы просто вспоминаем то, что уже знали, но забыли во сне. Единственное по-настоящему новое — это сам сон, а не воспоминание после пробуждения. Возможно, жизнь и смерть аналогичны сну и пробуждению.
|
|
|
|
Исчезает ли осознанность после смерти?
|
|
Это зависит от структуры человеческой психики, которую мы до конца не понимаем.
|
|
Если эго — единственный цикл в психике, то смерть действительно устраняет всю саморефлексию.
|
|
Но возможно, под эгоическим циклом есть другой, менее замкнутый слой. Это объясняет, почему многие люди, пережившие клиническую смерть (NDE), сообщают о сохранении самосознания и личности.
|
|
В таком случае смерть разрушает только верхний, эгоический слой, а наше сознание «возвращается» к базовому, частично замкнутому циклу, сохраняя некоторую саморефлексию. Мы получаем больший доступ к «бессознательному» (из-за меньших искажений), но сохраняем чувство отдельной идентичности.
|
|
Альтернативная теория: корень личности
|
|
Даже если эго — единственный цикл, есть ещё одна интригующая идея.
|
|
Карл Юнг в конце жизни сравнивал тело с видимой частью растения, вырастающей из земли весной. Корень (ризома) — это ядро личности, скрытое в «бессознательном».
|
|
Эго — это видимая часть, которая «расцветает» и «умирает».
|
|
Но корень остаётся, сохраняя накопленный опыт.
|
|
Если это так, то смерть разрушает лишь эго и часть «корня», но личная история (память, эмоции, сны) может сохраниться. Мы возвращаемся в мир «личного бессознательного» — мир воспоминаний и сновидений.
|
|
Но самосознание может исчезнуть, и тогда мы просто погрузимся в поток образов, не задаваясь вопросами: «Где я? Что происходит?» Мы будем переживать воспоминания вне времени и логики, как во сне.
|
|
Что можно утверждать наверняка?
|
|
Смерть — не конец сознания, потому что сознание — основа всего существования.
|
|
Смерть, вероятно, уменьшает саморефлексию, но открывает доступ к бессознательному.
|
|
Жизнь ценна именно потому, что даёт нам возможность осознавать себя и задавать вопросы о существовании.
|
|
Всё остальное — пока лишь догадки. Но одно ясно: смерть — не конец, а переход в иное состояние сознания. Возможно, куда более странное, чем мы можем вообразить.
|
|
Источник
|