Секретный самолет преодолевает звуковой барьер
|
|
На потрясающей серии снимков НАСА запечатлело момент, когда экспериментальный сверхзвуковой самолет преодолел звуковой барьер, не произведя звукового удара, слышимого на уровне земли. Изображения были получены с использованием специализированных фотографических методов во время летных испытаний самолета-демонстратора XB-1 производства Boom Supersonic, компании, стоящей за разработкой самого быстрого в мире авиалайнера Overture.
|
|
Сотрудничество NASA и Boom Supersonic позволяет получить редкое представление о сверхзвуковых полетах. Визуальное подтверждение ударных волн и другие данные позволяют по-новому взглянуть на то, как авиационные инженеры могут уменьшить воздействие звуковых ударов, открывая новую эру бесшумных сверхзвуковых полетов.
|
|
Сверхзвуковой полет без слышимых звуковых ударов
|
|
Второй сверхзвуковой полет XB-1 состоялся над пустыней Мохаве 10 февраля 2025 года. Ученые НАСА на месте использовали уникальный метод фотосъемки, чтобы запечатлеть воздушное возмущение, создаваемое самолетом, когда он пролетал над головой.
|
|
Специальная техника, используемая командой НАСА, известная как Шлирен-фотография, появилась в 1860-х годах и используется сегодня для визуализации потока воздуха вокруг объектов. Эта техника особенно полезна при изучении сверхзвукового движения.
|
|
|
|
Последующий анализ, проведенный командой технических специалистов Boom, подтвердил, что во время февральских летных испытаний звуковой сигнал не достиг земли, что стало важной вехой в определении возможности бесшумного полета на сверхзвуке.
|
Запечатление ударных волн при сверхзвуковом полете
|
|
В настоящее время XB-1 является первым гражданским сверхзвуковым реактивным самолетом независимой разработки и стал первым частным самолетом, который в январе 2025 года превысил скорость звука.
|
|
Хотя НАСА предоставило специализированное оборудование для получения изображений для документирования летных испытаний XB-1 в феврале, у американского космического агентства есть своя отдельная программа по бесшумной сверхзвуковой технологии (QueSST), в которой задействован экспериментальный самолет НАСА X-59.
|
|
Использование НАСА наземных телескопов со специальными фильтрами позволило исследователям Boom обнаружить ударные волны, окружающие XB-1, когда он разогнался до скорости более 1 Маха.
|
|
Во время испытаний главному пилоту-испытателю Boom Тристану “Джеппетто” Бранденбургу (Tristan "Geppetto" Brandenburg) было поручено вывести самолет компании в точно рассчитанную точку маршрута, чтобы XB-1 оказался прямо напротив солнца. Этот маневр был непростым и требовал мгновенного расчета времени и усовершенствованного управления бортовым оборудованием.
|
|
“Это изображение делает невидимое видимым — первый гражданский сверхзвуковой реактивный самолет американского производства, преодолевающий звуковой барьер”, - сказал Блейк Шолл, основатель и генеральный директор Boom Supersonic, в заявлении, опубликованном на этой неделе.
|
|
“Благодаря исключительному полету Джеппетто и нашему партнерству с НАСА мы смогли запечатлеть это культовое изображение. Мы также подтвердили, что XB-1 не издавал звукового удара, что позволяет выполнять полеты от побережья до побережья на 50% быстрее”, - добавил Шолль.
|
Доказательство сверхзвукового полета на пределе Маха
|
|
Во время экспериментального полета в прошлом месяце НАСА и Boom провели расширенное моделирование атмосферных условий перед взлетом XB-1. Это позволило им лучше оценить явление, известное как отсечка Маха, - явление, которое возникает, когда звуковой удар преломляется в атмосфере, не позволяя ему достичь земли.
|
|
Во время испытаний НАСА использовало специально установленные микрофоны и устройства для регистрации звукового давления для сбора данных по траектории полета XB-1. Как и надеялись аналитики Boom, полученные данные показали, что сверхзвуковые полеты XB-1 могут быть осуществлены без звукового удара, достигающего земли, что согласуется с продолжающимися исследованиями НАСА в области коммерческих сверхзвуковых полетов.
|
|
От XB-1 к Overture: Будущее сверхзвуковых полетов
|
|
После проведения испытательных полетов в прошлом месяце Boom объявила о своем намерении начать интегрировать полученные результаты в разработку Overture, сверхзвукового авиалайнера следующего поколения.
|
|
Ожидается, что благодаря разработанной компанией технологии Boomless Cruise, которая обеспечивает бесшумный полет на сверхзвуке до 1,3 Маха, Overture сократит время перелета от побережья до побережья Соединенных Штатов на целых 90 минут. Если все пойдет по плану, Overture станет самым быстрым и эффективным авиалайнером в производстве, который, по словам компании, будет оптимизирован с точки зрения скорости, безопасности и экологичности.
|
|
Ожидается, что сверхзвуковой авиалайнер будет работать на 100% экологически чистом авиационном топливе (SAF), и компания заявляет, что уже получила 130 заказов от авиакомпаний, включая American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Boom также ведет переговоры с оборонным подрядчиком Northrop Grumman о возможном применении их новой сверхзвуковой технологии в оборонных целях.
|
Завершение программы летных испытаний XB-1
|
|
Что касается самолета XB-1, который впервые поднялся в воздух в марте 2024 года, то по мере того, как производственные усилия будут направлены на разработку Overture, оригинальный прототип теперь вернется в Денвер, штат Колорадо, где Boom будет расширять свои знания для продвижения разработки своего долгожданного сверхзвукового авиалайнера.
|
|
В связи с приближением полномасштабного производства Overture компания Boom недавно объявила о завершении строительства своего нового завода Super factory в Гринсборо, Северная Каролина. По словам компании, там можно будет производить до 66 самолетов в год.
|
|
Благодаря успешному завершению испытательных полетов XB-1 и подтверждению НАСА возможности бесшумного полета, будущее коммерческих сверхзвуковых полетов обещает быть намного тише, чем в предыдущих версиях. Это происходит благодаря успешному сочетанию скорости и эффективности с революционными технологиями малообъемных сверхзвуковых полетов.
|
|
Источник
|