Аукцион произведений искусства ИИ вызывает возмущение
|
|
Тридцать четыре произведения искусства, созданные с помощью искусственного интеллекта (ИИ), выставлены на продажу на аукционе Christie's в Нью-Йорке в рамках первой коллекции знаменитого аукционного дома, посвященной искусственному интеллекту.
|
|
В Christie's заявляют, что цель коллекции - исследовать "роль человека в эпоху искусственного интеллекта в изобразительном искусстве", побуждая зрителей задуматься о меняющейся роли художника и креативности.
|
|
Коллекция вызвала не только вопросы, но и негативную реакцию. На момент написания этой статьи более 6000 художников подписали открытое письмо, в котором призвали Christie's отменить аукцион.
|
Что находится в коллекции?
|
|
Коллекция дополненного интеллекта, выставленная на аукцион с 20 февраля по 5 марта, включает работы от пионеров искусственного интеллекта, таких как Гарольд Коэн, до современных новаторов, таких как Рефик Анадол, Ванесса Роза и Сугвен Чанг.
|
|
Представленные на выставке работы сильно различаются по использованию искусственного интеллекта. Некоторые из них представляют собой физические объекты, некоторые - только цифровые работы, которые продаются как невзаимозаменяемые токены или NFT, а другие предлагаются как цифровые, так и физические компоненты вместе.
|
|
|
|
Некоторые из них связаны с производительностью, например, картина Александра Ребенка "Робот 2025" без названия (название будет предоставлено AI по завершении продажи).
|
|
После создания начального фрагмента изображения работа постепенно расширяется, увеличиваясь с каждой новой заявкой на аукционе. По мере того, как изображение развивается в цифровом виде, робот, пишущий маслом, переносит его на физический холст. Ориентировочная цена работы колеблется от 100 до 1,7 миллиона долларов США, и на момент написания статьи заявка составляла 3000 долларов США.
|
Претензии по эксплуатации
|
|
Споры вокруг этой выставки не вызывают удивления. Споры о создании искусственного интеллекта не утихают с тех пор, как эта технология стала широко доступной в 2022 году.
|
|
В открытом письме, призывающем отменить аукцион, утверждается, что во многих работах, представленных на выставке, используются "модели с искусственным интеллектом, которые, как известно, обучены работе, защищенной авторским правом, без лицензии".
|
|
В письме говорится,
|
|
"Эти модели и компании, стоящие за ними, эксплуатируют людей-художников, используя их работы без разрешения или оплаты для создания коммерческих продуктов с использованием искусственного интеллекта, которые конкурируют с ними".
|
|
В число моделей, о которых идет речь, входят популярные генераторы изображений, такие как Stable Diffusion, Midjourney и DALL-E.
|
|
Далее в письме:
|
|
"Поддержка [Christie's] этих моделей и людей, которые их используют, вознаграждает и стимулирует компании, занимающиеся искусственным интеллектом, к массовому похищению работ художников".
|
Авторское право и культурное присвоение
|
|
Художники предпринимают несколько попыток возбудить судебные дела против компаний, занимающихся искусственным интеллектом. До сих пор остается нерешенным ключевой вопрос: обучая ИИ-модели на существующих произведениях искусства, нарушают ли ИИ-модели авторские права художников или это случай добросовестного использования?
|
|
Художники, критикующие искусственный интеллект, справедливо обеспокоены потерей своих доходов, а также тем, что их навыки становятся неактуальными или устаревают. Они также обеспокоены потерей своего творческого сообщества — своего места в творческой экосистеме.
|
|
В прошлом году художники из числа коренных народов отказались от премии в области искусства в Брисбене, подчеркнув обеспокоенность по поводу ИИ и культурного присвоения.
|
|
В то же время многие художники, работающие с ИИ, не используют материалы, защищенные авторским правом. Рефик Анадол, например, заявил, что его работа из коллекции Christie's была сделана с использованием общедоступных наборов данных НАСА.
|
|
Как меняется "произведение искусства"
|
|
Выставка Christie's проходит во время серьезного сдвига в понимании того, что значит быть художником и заниматься творчеством. Некоторые участники выставки даже задаются вопросом, нужен ли вообще ярлык "художник" для создания значимых изображений и артефактов.
|
|
Многие люди, не являющиеся художниками, могут задаться вопросом: если используется ИИ, то где же настоящее "произведение" искусства? Ответ заключается в том, что в эпоху ИИ многие формы работы будут выглядеть по-другому, и творческие начинания не станут исключением.
|
|
Творчество дало людям эволюционное преимущество. Что произойдет, если общество подвергнет цензуре или подорвет определенные формы творчества?
|
|
Приверженность традиционным представлениям о том, как все делается, игнорирует общую картину. При продуманном использовании технологии могут расширить наш творческий потенциал.
|
|
А искусственный интеллект не может создавать произведения искусства без людей-художников. Для создания новых технологий требуются контекст, направление, смысл и эстетическое чувство.
|
|
В случае с аукционом Christie's художники делают гораздо больше, чем просто вводят подсказки. Они обрабатывают данные, уточняют модели и активно формируют конечный результат.
|
|
Эти развивающиеся отношения между людьми и машинами переосмысливают творческий процесс, и искусственный интеллект становится все более похожим на "партнера по общению".
|
Что теперь?
|
|
Призывать к отмене аукциона Christie's может быть недальновидно. Это упрощает сложную проблему и обходит стороной более глубокие вопросы о том, как мы должны относиться к авторству, что такое аутентичность и как развиваются отношения между художниками и инструментами, которые они используют.
|
|
Независимо от того, принимаем мы искусство с искусственным интеллектом или нет, аукцион Christie's подталкивает нас к переосмыслению художественного труда и творческого процесса.
|
|
В то же время Christie's, возможно, следует проявлять больше осторожности при создании коллекций, учитывающих современные проблемы. Художники по-настоящему обеспокоены потерей работы и доходов. Подход "действуй быстро и ломай все", по-видимому, не подходит для вдумчивости, связанной с художественным производством.
|
|
Помимо протеста, требуется больше образования и сотрудничества в целом. Художники, которые не адаптируются к новым технологиям и способам творчества, могут остаться за бортом.
|
|
Не менее важно обеспечить, чтобы ИИ не принижал возможности человека и не эксплуатировал творческие способности. Дискуссии о создании устойчивого и инклюзивного ИИ могли бы продолжиться и в других секторах, где основное внимание уделяется равному распределению выгод и соблюдению строгих этических стандартов.
|
|
Примерами могут служить сообщества разработчиков с открытым исходным кодом (и такие организации, как Open Source Initiative), где лицензирование и фреймворки позволяют участникам получать выгоду от коллективной разработки. А в сфере технологий некоторые компании-разработчики программного обеспечения (такие как IBM) отличаются строгим подходом к этике.
|
|
Вместо отмены аукциона Christie's, возможно, нам стоит переосмыслить то, как мы занимаемся творчеством и адаптируемся к ИИ.
|
|
Но готовы ли художники и зрители к будущему, в котором природа творчества и креативность как таковые радикально изменятся?
|
|
Источник
|