Искусственный интеллект заменяет людей
|
|
Как бы вы отреагировали на то, что врач с искусственным интеллектом поставит диагноз? Доверились бы вы вердикту суда, вынесенному судьей с искусственным интеллектом? Стали бы вы полагаться на новостные сюжеты, написанные машиной? Почувствовали бы вы мотивацию, работая под руководством менеджера с искусственным интеллектом?
|
|
Эти вопросы лежат в основе недавнего исследования, проведенного Институтом человеческого развития имени Макса Планка, в котором рассматриваются широко распространенные опасения по поводу замены ИИ работников-людей, а также выявляются культурные различия в том, как люди относятся к участию ИИ в шести ключевых профессиях: врачи, судьи, менеджеры, воспитатели, религиозные лидеры и журналисты.
|
|
Результаты исследования, опубликованные в журнале American Psychologist, могут помочь разработчикам ИИ и политикам предвидеть, как новые разработки в области ИИ будут восприняты в разных странах, и бороться со страхами принципиальным, но в то же время учитывающим культурные особенности образом.
|
|
Более 10 000 участников из 20 стран, включая Соединенные Штаты, Индию, Саудовскую Аравию, Японию и Китай, оценили эти шесть профессий, используя восемь психологических характеристик: теплоту, искренность, терпимость, справедливость, компетентность, решительность, интеллект и воображение. Они также оценили потенциал ИИ в воспроизведении этих черт и выразили свои опасения по поводу того, что ИИ возьмет на себя эти роли.
|
|
|
|
Полученные данные свидетельствуют о том, что, когда ИИ внедряется на новую работу, люди инстинктивно сравнивают человеческие качества, необходимые для этой работы, со способностью ИИ имитировать их. Примечательно, что уровень страха, испытываемый участниками, по-видимому, напрямую связан с ощущаемым несоответствием между этими человеческими качествами и возможностями ИИ.
|
|
Исследователи выявили существенные различия в уровнях страха между странами. Индия, Саудовская Аравия и Соединенные Штаты сообщают о самых высоких средних уровнях страха, особенно в отношении искусственного интеллекта на таких должностях, как судьи и врачи. И наоборот, такие страны, как Турция, Япония и Китай, демонстрируют самый низкий уровень страха, что говорит о том, что культурные факторы, такие как исторический опыт использования технологий, информация в средствах массовой информации и политика в области искусственного интеллекта, в значительной степени формируют отношение.
|
|
Опасения, связанные с ИИ, в Германии умеренные, они колеблются между более высоким и более низким уровнем. Эта промежуточная точка указывает на осторожный оптимизм в отношении интеграции ИИ в общество.
|
|
Исследователи также выявили различия в уровне страха в зависимости от профессии. Судьи неизменно считаются профессией, вызывающей наибольшие опасения в связи с искусственным интеллектом, почти во всех странах, что отражает обеспокоенность по поводу справедливости, прозрачности и моральных суждений.
|
|
И наоборот, журналисты, управляемые искусственным интеллектом, вызывали наименьшие опасения, вероятно, потому, что люди сохраняют независимость в отношении того, как они взаимодействуют с информацией, предоставляемой журналистами, в отличие от судебных решений, которые предусматривают ограниченную личную свободу действий. Другие роли, такие как врачи и работники по уходу за больными, управляемые ИИ, вызвали сильные опасения в некоторых странах из-за отсутствия у ИИ эмпатии и эмоционального понимания.
|
|
Это согласуется с результатами более раннего исследования, посвященного менеджерам с искусственным интеллектом, в котором исследователи выявили первоначальные признаки того, что люди особенно негативно реагируют на менеджеров с искусственным интеллектом по сравнению с коллегами с искусственным интеллектом или инструментами с искусственным интеллектом, которые помогают в работе. Эта негативная реакция была особенно сильной в областях управления, требующих человеческих способностей, таких как чуткое слушание или уважительное поведение.
|
|
"Всякий раз, когда ИИ используется в новой сфере деятельности, могут возникнуть негативные последствия. Важная задача состоит в том, чтобы найти способ минимизировать неблагоприятные последствия, максимизировать положительные эффекты и достичь состояния, при котором баланс эффектов является этически приемлемым", - говорит первый автор Менгчен Донг, научный сотрудник Центра человека и машин Института человеческого развития Макса Планка.
|
|
Исследование выявляет критическую связь между страхом и несоответствием между профессиональными ожиданиями и предполагаемыми возможностями ИИ, предлагая основу для разработки ИИ с учетом культурных особенностей.
|
|
Понимая, что люди ценят в работе, ориентированной на человека, разработчики и политики могут создавать технологии искусственного интеллекта и сообщать о них таким образом, чтобы они вызывали доверие и принятие. "Универсальный подход не учитывает критические культурные и психологические факторы, что потенциально создает дополнительные барьеры для внедрения полезных технологий искусственного интеллекта в различных обществах и культурах", - добавляет соавтор Ияд Рахван, директор Центра изучения людей и машин Института человеческого развития Макса Планка.
|
|
В исследовании также освещаются практические стратегии устранения страхов. Например, опасения по поводу того, что врачам с искусственным интеллектом не хватает искренности, могут быть решены путем повышения прозрачности процесса принятия решений и позиционирования искусственного интеллекта как инструмента поддержки для практикующих врачей, а не замены. Аналогичным образом, опасения по поводу судей с искусственным интеллектом можно было бы смягчить, сосредоточив внимание на алгоритмах повышения справедливости и кампаниях по просвещению общественности, которые раскрывают принципы работы систем с искусственным интеллектом.
|
|
Донг и ее коллеги продолжают эту работу, исследуя, как утопические и антиутопические представления об ИИ влияют на современные взгляды в разных странах. Эти постоянные усилия направлены на углубление понимания взаимодействия человека и ИИ и на руководство внедрением систем ИИ по всему миру с учетом этических и культурных особенностей.
|
|
Источник
|