Темный туризм привлекает посетителей в зоны военных действий
|
|
Наблюдается тревожная тенденция, когда люди путешествуют в самые печальные уголки мира: места военных нападений, зоны боевых действий и стихийных бедствий. Теневой туризм стал настоящим феноменом, у него есть собственный веб-сайт и специальные гиды. Люди посещают эти места, чтобы оплакать или вспомнить и почтить память погибших. Но иногда они просто хотят посмотреть, а иногда они хотят насладиться болью других.
|
|
Конечно, люди уже давно посещают такие места, как мемориал Аушвиц-Биркенау, башни-близнецы, разрушенные во время терактов 11 сентября, тюрьму Роббен-Айленд, где Нельсон Мандела и другие провели много лет, а совсем недавно - Чернобыльскую атомную электростанцию. Но есть и более современные направления, связанные с активными войнами и агрессией.
|
|
После военных нападений ХАМАСА 7 октября 2023 года, в результате которых около 1200 человек были убиты и более 250 взяты в заложники, знаменитости и туристы посетили связанные с ними места проведения музыкального фестиваля "Нова" и кибуца Нир Оз в Палестине/Израиле.
|
|
Экскурсии по кибуцу, проводимые бывшими жителями, позволяют людям увидеть дома умерших, ознакомиться с фотографиями и отверстиями от пуль. Сдерот, крупнейший город, ставший мишенью Хамаса, предлагает так называемые "туры по восстановлению", которые связывают туристов с теми, кто пережил 7 октября.
|
|
|
|
Подобные места посещают и в Украине. Например, "популярный" военный тур по Донбассу позволяет посетителям побывать на передовой линии конфликта и "воочию увидеть влияние войны на местное население", знакомя их с перемещенными местными жителями, солдатами и добровольцами. Также есть экскурсия по Киеву, в ходе которой можно осмотреть разрушенную военную технику и то, что осталось от ракетных ударов.
|
|
Туры солидарности
|
|
У этих туров разные названия, но одна израильская компания называет их "турами солидарности". Идея солидарности ослабляет презумпцию вуайеризма или обвинения в отвратительном наслаждении болью или страданиями. Это предполагает близость с теми, кто умер, или с теми, кто потерял близких.
|
|
Но солидарность - это еще и политическая принадлежность. Эти туры не только терапевтические. Они не только помогают "свидетельствовать", как утверждают многие гиды и посетители. Они также выражают солидарность с борьбой.
|
|
Что это за борьба? Исследователь геноцида Дирк Мозес глубокомысленно написал об этом после 7 октября. Колониальные государства стремятся не просто к безопасности, а к "постоянной безопасности". Это заставляет их чрезмерно защищать свои границы. Израиль был создан как государство недавно созданной Организацией Объединенных Наций в 1947 году, через два года после окончания Второй мировой войны и в тени Холокоста: это был неизбежный результат Декларации Бальфура (1917), которая разделила Ближний Восток.
|
|
Создание израильского государства превратило отношения между палестинцами и евреями в границы для навигации и охраны правопорядка, создав линию безопасности для защиты.
|
|
Эти границы долгое время были местом унижения и очернения палестинцев, чьи родные земли были оккупированы на протяжении многих поколений. Сами солдаты Армии обороны Израиля с жаром говорили о жестоком и произвольном насилии, которое там происходит, включая "изощренные наказания". Это были границы, защищавшие объекты, на которые нападал ХАМАС. Музыкальный фестиваль "Нова" проходил в пяти километрах от одной из этих границ.
|
|
Для многих израильтян любое нарушение этих границ, любое чувство потери контроля вызывает в памяти ужасы прошлого. Это снова напоминает о Холокосте: уничтожении европейского еврейства, потере суверенитета над семьей, домом и жизнью, гибели миллионов людей. Для Израиля, как и для любого колониального государства, безопасность - это постоянное стремление, выражаясь словами Моисея. Ставки очень высоки.
|
|
Теневой туризм, рассматриваемый в этом свете, - это не только солидарность с теми, кто потерял близких 7 октября. Это солидарность с границей, с теми, кто потерял эту безопасность. И эта потеря глубока, травмирует и, по крайней мере, психологически, может спровоцировать бурную реакцию в попытке восстановить границы — географические и психологические.
|
|
"Я с вами"
|
|
Механизмы правосудия переходного периода, такие как комиссии по установлению истины в Южной Африке, Тиморе-Лешти и Аргентине, используют правовые рамки для исцеления стран от последствий преступлений против человечности. Эти механизмы являются одним из вариантов после пережитого массового насилия. По иронии судьбы, их коронной фразой является Nunca Mas (никогда больше), так назывался доклад Национальной комиссии Аргентины по исчезнувшим в 1984 году.
|
|
Постоянная безопасность, к которой стремится Израиль, — это еще один выбор, и его лозунг вполне может быть таким же. Никогда больше границы Израиля не будут нарушены, никогда больше жизнь евреев не будет безнаказанно подвергаться массовому уничтожению.
|
|
Вот что может означать солидарность: не только скорбеть вместе с теми, кто пострадал, но и сохранять приверженность идентичности и границам, которые укрепляются благодаря участию. Возможно, именно для этого и проводятся визиты: "Я с вами". Я стою с вами на этой земле, в это время и, возможно, навсегда.
|
|
Но в чем теперь мы будем рядом с вами? В горе - да. Но также и в ярости, в боли, в желании отомстить, а для некоторых - снова сделать Израиль великим.
|
|
Хэштег #standwithus сопровождает некоторые призывы посетить места событий 7 октября в рамках этого вида туризма. Это означает, что вы останетесь с нами на границе с Израилем. Оттуда слышны звуки падающих бомб: в Газе, месте, куда не поедет ни один тур солидарности. Еще.
|
|
Мемориалы, скорбь и понимание
|
|
Теневой туризм не всегда для тех, кто связан с событиями. Некоторые люди посещают места катастроф и утрат, потому что хотят понять большую печаль мира и его чудовищную жестокость. Некоторые хотят выразить свое уважение другим. Это похоже на посещение мемориалов.
|
|
Мемориалы объединяют разрозненные части скорби и отражают ее как общественную память. Они предлагают фрагменты исторической боли, которые могут храниться в сознании более чем одного человека, создавая общую реальность.
|
|
В Претории, Южная Африка, на мемориале под названием "Парк Свободы" указаны имена всех людей, погибших во всех войнах, которые велись в Южной Африке, а также тех южноафриканцев, которые погибли в мировых войнах. Имена написаны на стене, которая окружает парк. Она невероятно длинная и круглая, и вы не можете измерить ее своим шагом. Она дезориентирует и бесконечна, как горе.
|
|
В этой мемориальной метафоре вы не в состоянии осознать - и в то же время переполнены — историю утрат, представленную именами. Стены вмещают вас, а затем не могут вместить. Скорбь и даже солидарность не всегда связаны с пониманием или сдерживанием. Иногда речь идет о близости. Иногда речь идет о том, чтобы смириться с неизвестностью. Иногда речь идет о солидарности с чем-то, что не поддается осмыслению.
|
|
Психоанализ говорит нам, что травма - это переживание того, что мы не можем усвоить. Если вы будете находиться в непосредственной близости от людей и мест, где произошли травмирующие события, вы можете чему-то научиться. Если вы увидите пулевые отверстия на месте потери, вы сможете что-то понять. Но не все. Дырки от пуль в стене - это само определение неполной истории.
|
|
Люди посещают мемориалы и места утрат, чтобы узнать что-то новое и забыть об этом. Темный туризм обладает этим свойством.
|
|
Непристойность понимания
|
|
В моей области - криминологии и изучении травм - мы пытаемся понять, почему люди совершают те жестокие поступки, которые они совершают. Режиссер и комментатор фильма о Холокосте Клод Ланцманн заявил, что мы не должны потворствовать тому, что он называет "непристойностью проекта понимания" по отношению к нацистам, совершившим Холокост.
|
|
Он считает, что любопытство к умонастроениям преступников и обоснованию насилия само по себе является насилием. Говоря о Холокосте, он говорит, что нельзя спрашивать: "Почему были убиты евреи?" Важен результат. Но важна и реакция. Само государство Израиль — постоянная безопасность и сопутствующие ей ужасы — является частью этой реакции.
|
|
Но понимание может повлиять на реакцию на насилие и внести свой вклад в обещание, что такого больше никогда не повторится. Понимание позволяет нам помнить больше, чем одну историю. Это позволяет нам сделать нечто большее, чем просто подсчитать более 1200 убитых в Израиле, или 41 689 (с лишним) человек Палестинцы, убитые в Газе. Тела - это всегда нечто большее, чем просто числа. Но объяснение - это одно, а оправдание - совсем другое. Оправдание лучше всего предоставить судам, международным или иным, после того, как насилие прекратится.
|
|
Тяжело слышать о теневом туризме в Израиле/Палестине и на Украине и пытаться понять это. Трудно не осуждать туристов. Но в настоящее время мы быстро осуждаем — и еще быстрее требуем от других сделать то же самое. Возможно, нам не следует быть такими праведными и не поддаваться желанию легко осуждать, находясь в наших домах в условиях, которые Тим Роуз назвал "продолжающимся колониальным противостоянием, иногда называемым "Австралией"".
|
|
Коренные жители Австралии жалуются на отсутствие мемориалов на этой земле. Но в Австралии каждое приграничное владение является объектом теневого туризма. Теневой туризм - это попытка найти места, где происходят насилие и разрушения, но в этой стране нетрудно увидеть геноцид с порога.
|
|
Источник
|