НЛО, ИИ и столкновения с нечеловеческим разумом
|
Понятно, что многим людям кажется, что наступил конец света. Никому не нужно напоминать о множестве ужасных вещей, происходящих по всему миру, от эрозии демократии до бесконечных войн и “биологического холокоста”, который переживает наша планета из-за изменения климата. Как человек, выросший в тени Y2K и событий 11 сентября, я всю жизнь чувствовал себя в ожидании апокалипсиса. Я был глубоко травмирован евангельскими странностями о тех, кто будет “оставлен позади”, когда Иисус вернется из отпуска, чтобы отправить всех истинно верующих на небеса, не говоря уже о постоянно нависающем призраке ядерного уничтожения, террористических атаках или камнях-убийцах из космоса. Кажется, что все становится только хуже, а не лучше. И все же мы все еще здесь. Чтобы сделать ситуацию еще более странной, теперь НЛО получили широкую известность. Мы до сих пор до конца не знаем, что это такое, но один из немногих установленных фактов в этой области заключается в том, что правительство США тайно изучало НЛО на протяжении десятилетий и активно сеяло раздор по поводу того, существуют ли они и что это такое. |
Федералы и ученые, которые их изучают, называют их UAP, или "неопознанными воздушными явлениями", что, по общему признанию, более точно, но широкая публика по-прежнему склоняется к термину, знакомому по "Секретным материалам" и другим артефактам поп-культуры. Какой бы ярлык мы ни использовали, эти вещи не идентифицируются. Во многих случаях мы буквально не понимаем, что, черт возьми, мы видим. Это не помешало людям строить всевозможные предположения о необъяснимых явлениях, наблюдаемых в небе. Но типичный голливудский рассказ на самом деле не отражает того, на что похожи большинство современных наблюдений НЛО/UAP. В своей последней книге “Встречи: опыт общения с нечеловеческими разумными существами” религиовед Пасулька пытается развеять мистификацию этого растущего феномена, предполагая, что правда гораздо более странная, чем вымысел. Хотя пришельцы с других планет остаются популярной теорией и не могут быть окончательно исключены, это далеко не единственная гипотеза. Издательство Салон поговорило с Пасулькой о встречах с НЛО, новых религиях, основанных на технологиях, странных огнях в небе и апокалипсисе. |
![]() |
В вашей книге подчеркивается идея о том, что опыты с НЛО не очень похожи на изображения, распространенные в поп-культуре. Очевидно, что представления о НЛО ошибочны в том смысле, что нечеловеческий разум не обязательно означает инопланетян с другой планеты. Идея о том, что нечеловеческий разум общается с человечеством, является древней, о ней сообщалось на протяжении всей письменной истории, но, как правило, это не та область, которая имеет прочную научную основу. Можем ли мы поговорить о том, как некоторые из этих встреч могут принимать различные формы, в том числе и более странные, чем встречи с инопланетянами? |
Итак, во-первых, я профессор религиоведения, и большинство людей не знают, чем мы занимаемся. Мы занимаемся междисциплинарными исследованиями: мы археологи, социологи, историки. Мы подходим к этому с разных точек зрения и определенно не поддерживаем какую-либо религиозную традицию. Мы считаем, что изучение религии важно, потому что большинство людей в мире религиозны, они принадлежат к какой-либо традиционной или нетрадиционной религии. |
Существует также целая область новых религиозных движений, которые включают в себя духовность. Многие люди придерживаются религиозных традиций, но избавляются от них в пользу того, что они считают духовным опытом, например, с помощью медитации, сосредоточенной молитвы или чего-то подобного. Многие люди считают себя духовными, но не религиозными, и это также соответствует тому, что мы изучаем. Мы изучаем обычаи, убеждения и поведение людей, а также то, как они влияют на культуру в целом. |
Тем не менее, мы приходим к следующему представлению о том, как люди относятся к идее НЛО. В 2012 году я был одним из тех людей, которые рассматривали НЛО как внеземные транспортные средства, передовую технологию из других стран, но я в это не верил. Это стереотип, который мы унаследовали от медиа-технологий: фильмов, социальных сетей, вещей, которыми мы делимся. Все мы выросли на тех или иных внеземных медиа-технологиях. Это могут быть "Звездные войны", "Звездный путь" или "Затерянные в космосе". Все это сформировало наши представления о том, что такое НЛО. |
Поэтому, когда я начал знакомиться с людьми, которые видели НЛО — они называют себя "экспериментаторами" — или просто людьми, которые случайно видели НЛО, например, с пилотами, - для них это, как правило, было довольно преображающим опытом. И это совсем не похоже на то, как это изображается в этих фильмах. Это гораздо более странно. |
Для людей, которые регулярно с этим сталкиваются, — а есть люди, которые это делают, — это совсем другое дело. Я был потрясен, узнав, что правительство изучает этот вопрос. Первая книга, которую я написал, называлась “Американский космос", и в рамках программ я познакомился с людьми, которые изучали это, с учеными на пике своей карьеры, одним из них был Гэри Нолан из Стэнфордского университета. |
Это было для меня шоком. Это полностью переориентировало меня на то, что происходит. Я также изучил космическую программу. Я обнаружил, что люди, которые создавали ракетные технологии, позволившие нам покинуть эту планету, верили, что они общаются с нечеловеческими разумными существами - с каждой стороны, с Россией и Соединенными Штатами, каждый по—своему. В России было больше христианского уклона, и такие люди, как Джек Парсонс из нашей программы, думали о ней гораздо более дико, эзотерически, но они определенно верили, что находятся в контакте с нечеловеческим разумом, и это вдохновляло их на ракетные расчеты. |
Я обнаружил, что космическая программа Соединенных Штатов на самом деле вообще не хотела говорить об этом. Многие люди, участвовавшие в этих программах, даже не знали, кто такой Джек Парсонс. Таким образом, существовала крайняя степень раздробленности. Вот так я пришел к пониманию того, что здесь кроется гораздо больше, чем то, что мы унаследовали в качестве стереотипа. |
Со стороны правительства было бы глупо не изучать этот феномен. Так что же нам делать с этим? Если НЛО - это своего рода новое религиозное движение, то оно, похоже, не очень организовано. Люди не ходят в уфологическую церковь, расположенную дальше по улице. Итак, каковы же последствия этого? |
Я изучаю это как новую форму религии. У нас действительно есть уфологические религии, и, кстати, вы можете посетить уфологическую церковь. Уфологические религии существовали на протяжении всего 20-го века. Исламская нация является прекрасным примером религии, которая была сформирована благодаря опыту ее основателей в области НЛО. И для них наступает конец света, когда НЛО вернутся и изменят социальные отношения здесь, на Земле. Это религия здесь, в Соединенных Штатах. Сейчас это происходит по всему миру. |
Существует также раэлизм, в котором есть человек, имеющий опыт общения с НЛО, и миллионы людей принадлежат к этой религии. Итак, существует множество различных религий, связанных с НЛО. Но я хочу сказать, что сейчас у нас есть нечто совершенно иное. Это децентрализованная форма религии, которая могла возникнуть только при наличии современной инфраструктуры, то есть технологической инфраструктуры. Люди могут подтвердить, что они сталкивались с НЛО, зайти на определенные сайты социальных сетей, такие как Reddit, Twitter или Instagram, и поделиться своими видео и впечатлениями. |
Так что это укрепляет веру. Существуют разные виды веры, но это все равно религиозность. Многие люди, испытывающие подобный опыт, совершают поступки, которые религиоведы определяют как ритуалы, практики, веру в существ, которых мы считаем высшими, более продвинутыми, чем мы, или даже в некотором роде злонамеренными. Вот что я имею в виду, когда мы говорим о новой форме религии. |
Это явление носит глобальный характер. Оно выходит за рамки национальных государств, в то время как традиционные религии были локализованы и региональны. Это происходит из-за изменений в технологической инфраструктуре. Ранее мы наблюдали это на примере протестантской реформации, чего бы не произошло, если бы у нас не было печатного станка — технологического изобретения, которое объединило людей в сети для получения информации. В настоящее время мы наблюдаем, как это набирает обороты. |
Мне действительно интересно, как религия НЛО стирает грань между технологией, наукой и духовностью. В западной культуре между этими понятиями существует жесткая граница. Но во многих других культурах этого нет. Все это едино, и разделение вещей на реальные, осязаемые, научные или технологические является своего рода произвольным. |
Карл Юнг - это человек, который писал об этом в начале 20-го века. И он, по сути, называет изображение НЛО "технологическим ангелом" и говорит, что это, в некотором смысле, слияние религии и технологии, что и должно произойти, если религия хочет выжить — она должна изменить форму. Он начинает говорить об этом как о психологическом явлении, как о каком-то архетипе. |
Вы знаете, мы боимся разумного ИИ [искусственного интеллекта]. Ну, это форма нечеловеческого интеллекта. Поэтому я думаю, что это действительно интересно, что в то же время, когда НЛО становится все более популярным, мы также видим, что ИИ становится все более популярным. Во многих сообществах людей, которые создали ИИ и долгое время были его создателями, программистами и тому подобным, их система взглядов была в основном системой убеждений типа НЛО. Они не верили, что это внеземные существа. Они верили, что являются межпространственными, а это значит, что с помощью искусственного интеллекта мы открываем новые, не связанные с пространством-временем источники информации и знаний, и что такого рода взаимодействие с другим интеллектом должно было происходить. |
Я читал, что вы практикующий католик. Мне интересно, есть ли у вас какие-либо соображения по поводу того, что правительство скрывает правду об НЛО от общественности, потому что это может вызвать панику, крах мировых религиозных организаций или что-то в этом роде. Действительно ли это реальный риск, так называемый “эпистемологический шок”? Или большинство религий смогли бы адаптироваться? Готовы ли мы к некоторым из этих изменений парадигмы, которые кажутся очевидными? |
Многие люди из правительства обращались ко мне и спрашивали моего мнения о том, как отнесутся приверженцы религиозных традиций, если правительство заявит: “Да, мы изучали НЛО и верим, что они существуют”. И, кстати, правительство делало это много раз, и никто по-настоящему не расстраивался из-за этого. [Примечание редактора: Чтобы прояснить, правительство США признало существование UAP, но заявляет, что не нашло никаких доказательств их внеземного или нечеловеческого происхождения.] |
Я считаю, что религиозные традиции, или, по крайней мере, почти все религиозные традиции, имеют метафизические категории для обозначения нечеловеческого интеллекта. Я думаю, что светские люди этого не понимают. Были проведены исследования о религиозных людях и о том, как они к этому относятся. Их это полностью устраивает. Многие из них уже верят в это. |
Поэтому я думаю, что это не вызовет шока. Я думаю, что если правительство [делает такое заявление], это просто способ не делиться информацией, которой они располагают, потому что, если у них есть информация, это, вероятно, имеет отношение к национальной безопасности. И, честно говоря, это законная причина не делиться этим. Им не нужно оправдываться тем, что религиозные люди взбесятся из-за этого. |
Похоже, что вся культура секретности в некотором роде контрпродуктивна, потому что люди не говорят об этом открыто, и мы не можем систематически выяснять, что такое НЛО, что дает людям простор для предположений. Я очень настороженно отношусь к заявлениям о том, что НЛО - это пришельцы из другого мира, которые пришли сюда, чтобы спасти нас от наших ошибок, связанных с изменением климата, войной или чем-то еще. Эта идея кажется слишком знакомой для христианского апокалипсиса, заменяя одно другим. Мне кажется, что в некотором смысле понятие апокалипсиса - это просто уклонение от нашей человеческой ответственности за то, что происходит на этой планете. |
Я изучал апокалипсис. Очевидно, что существует апокалипсис, в который верят евангельские христиане, и который на самом деле отличается от католического апокалипсиса. Даже в рамках очень обширного направления христианства разные религии имеют разные представления об апокалипсисе, в то время как у некоторых даже нет никаких. |
У светских людей тоже бывают апокалипсисы. Есть идея о зомби-апокалипсисе. Есть идея об апокалипсисе из-за изменения климата, которая подкрепляется научными доказательствами. Но это очень тесно связано с концом человеческой истории и времени. Итак, мы живем с этой идеей апокалипсиса, независимо от того, религиозны мы или нет. |
На самом деле, одной из причин, по которой я начал изучать НЛО, было то, что в 2011 году было еще одно апокалиптическое предсказание. Мои студенты были по-настоящему обеспокоены. Они спрашивали меня — в Калифорнии был человек, я не помню его имени, который предсказывал, что наступит конец света, и он привлекал много внимания средств массовой информации. Многие люди продавали все, что у них было, собирали деньги на обучение своих детей и отдавали их этому человеку, потому что он говорил, что мы должны были сделать это, чтобы предупредить всех, что это произойдет. Конечно, этого не произошло. |
Поэтому я решил, что мне нужно провести это занятие для своих студентов, потому что они должны знать, что апокалипсисы происходят уже тысячи лет, и никогда ничего не происходит. Знаете ли вы, что изменение климата тоже имеет место быть? Я не хочу сказать, что нет, загрязнения окружающей среды не происходит, и ужасных вещей не происходит. Нет, они происходят. Но изменения климата происходили и были задокументированы даже здесь, в Соединенных Штатах. Были люди, которые иммигрировали сюда из-за изменения климата в различных европейских странах. Они не смогли жить в своей стране, поэтому иммигрировали сюда. Таким образом, даже изменение климата имело место. Это не значит, что мы не должны относиться к этому серьезно. Это просто означает, что нам нужно иметь более широкое представление. |
Есть историк НАСА по имени Стивен Джей Дик, который сказал, что когда люди смотрят на историю, они обычно смотрят на 1000 лет, 2000 лет, 10 000 лет, что-то в этом роде. Он говорит, что нам нужно космическое время, чтобы мы могли, возможно, понимать вещи в терминах миллионов или миллиардов лет, чтобы мы могли начать понимать свое место во Вселенной, чтобы мы могли стать гораздо более осведомленными в космологии. |
Автор: Трой Фарах - журналист, работающий в области науки и общественного здравоохранения, чьи репортажи публиковались в журналах Scientific American, STATE News, Undark, VICE и других. Он является одним из ведущих подкаста о политике в области наркотиков и науке Narcotica. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|