Самая большая угроза для миссии человека на Луну
|
|
Повреждение капсулы Orion в ходе миссии Artemis I уже является главной проблемой для НАСА, поскольку оно работает над тем, чтобы сделать миссию Artemis II безопасной для людей. Но новый отчет агентства раскрыл масштабы проблемы, в том числе множество трещин в критическом теплозащитном экране Orion. В отчете Управления генерального инспектора НАСА были изложены шесть проблем, требующих внимания НАСА, в первую очередь повреждение теплозащитного экрана, обнаруженное после испытательного полета Artemis I без экипажа в конце 2022 года. НАСА обнаружило более 100 мест на теплозащитном экране, где так называемый слой обугливания в конечном итоге "растрескался и откололся от космического аппарата на фрагменты, которые образовали след из обломков, а не растаяли, как было задумано", - говорится в отчете. Изображения, впервые опубликованные в отчете, показали масштабы ущерба.
|
|
В нем отмечается, что скорость возвращения с лунной траектории достигает почти 25 000 миль в час, что примерно на 40% выше, чем у астронавтов, возвращающихся с низкой околоземной орбиты на корабле SpaceX Crew Dragon. Теплозащитный экран должен выдерживать температуру, близкую к 5000 градусам по Фаренгейту. "Хотя не было никаких признаков столкновения с модулем экипажа, количество и размер обломков могли нанести достаточный ущерб конструкции, чтобы привести к отказу одного из парашютов "Ориона"", - говорится в отчете. "Если такая же проблема возникнет в будущих миссиях Artemis, это может привести к потере транспортного средства или экипажа". "Учитывая важность первого полета с экипажем, агентство работает над выявлением и смягчением любых рисков и проблем, чтобы обеспечить безопасное возвращение экипажа Artemis II и сохранить значительные инвестиции НАСА в транспортные средства и системы Artemis", - говорится в отчете.
|
|
Artemis II станет первой миссией Orion с экипажем, которая стартует на ракете Space Launch System, предназначенной для запуска со стартовой площадки 39-B Космического центра Кеннеди, не ранее сентября 2025 года. Испытательный полет с четырьмя астронавтами совершит полет на Луну и обратно без посадки. Цель - показать, что он может безопасно летать с людьми на борту. Отчет был опубликован 1 мая независимыми исследователями миссий НАСА в качестве средства отслеживания опасностей миссий и реальных затрат. В нем говорится, что к моменту запуска Artemis II НАСА потратит более 55 миллиардов долларов на программы SLS, Orion и Exploration Ground Systems, которые включают мобильную пусковую установку, базирующуюся в KSC. В отчете, в частности, рекомендуется, чтобы НАСА "убедилось в том, что основная причина выделения обуглившегося теплозащитного экрана Orion хорошо понята до запуска миссии Artemis II".
|
|
Руководство НАСА заявляет, что намерено починить теплозащитный экран, но признало, что, возможно, им не удастся выявить первопричину повреждения. В отчете предупреждается, что план НАСА по рассмотрению возможности изменения траектории возвращения "Ориона" в атмосферу или изменения конструкции теплозащитного экрана также может повлечь за собой неизвестные риски. Вторая рекомендация заключается в дальнейшем анализе запланированных НАСА изменений в разделительных болтах "Ориона", которые соединяли модуль экипажа со служебным модулем. Сервисный модуль был сброшен прямо перед входом в атмосферу, и НАСА обнаружило "неожиданное таяние и эрозию, которые создали зазор, ведущий к усилению нагрева внутри болта во время входа "Ориона" в атмосферу". Третья причина связана с повреждением мобильной пусковой установки, когда ракета Space Launch System взлетела из Космического центра Кеннеди, и призывает наземные системы разведки НАСА "провести дополнительную проверку и валидацию оборудования для съемки запуска перед попытками запуска".
|
|
Последние три рекомендации заключались в пересмотре процедур по спасательным работам при посадке, чтобы увеличить шансы на то, что самолет не потеряет сброшенное оборудование, включая парашюты, которые у Artemis I упали в океан; устранить неполадки в телеметрических данных, которые он видел во время этого полета; и убедиться, что любые изменения в конструкции соответствуют срокам предстоящего полета. операции по штабелированию SLS и Orion в цехе сборки автомобилей KSC. В нем отмечается, что НАСА уже работает над устранением всех проблем. В ответе НАСА говорится, что оно уже выполнило планы по последним трем рекомендациям. НАСА планирует завершить разработку планов по замене теплозащитного экрана и болтов к июню, а к сентябрю приступить к замене мобильной пусковой установки. Однако в отчете предупреждается, что планы по устранению неполадок Orion могут привести к еще большим задержкам и увеличению затрат, таким как риск замедления операций по укладке ракет и космических аппаратов на VAB.
|
|
"Полет человека в космос по самой своей природе сопряжен с риском, и кампания Artemis не является исключением", - говорится в докладе. - Мы настоятельно призываем руководство НАСА продолжать балансировать между достижением целей и расписанием своей миссии, уделяя приоритетное внимание безопасности своих астронавтов, и уделять время, необходимое для того, чтобы избежать любого неоправданного риска". Запуск Artemis II, запланированный на ноябрь этого года, уже перенесен на сентябрь 2025 года. В миссии участвуют астронавты НАСА Рид Уайзман, Виктор Гловер и Кристина Кох, а также канадский астронавт Джереми Хансен. Гловер, со своей стороны, рад, что у него есть дополнительные наблюдатели за такой сложной миссией. "Я люблю сторожевых псов. Мне нравится, что у нас есть такая штука, как генеральные инспекторы", - сказал он в прошлые выходные, находясь в KSC перед попыткой запуска Boeing Starliner.
|
|
Отчет "привнес в это немного новой энергии, но мы следили за этим с тех пор, как они его обнаружили", - сказал Гловер. "Проблемы с Artemis I, мы наблюдали за этим с тех пор, как нас назначили на Artemis II. Так что я доверяю этой команде. Люди, ведущие это расследование, знают, что делают. Тем не менее, нам предстоит проделать еще много работы." Предположив, что это включало бы в себя отсутствие теплозащитного экрана, испещренного отверстиями размером с кулак, Гловер ответил: "Аминь". Он высоко оценил работу офиса программы НАСА "Новая Луна - Марс", созданного в начале 2023 года, чтобы объединить всех участников программы Artemis, включая крупных подрядчиков Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman, SpaceX и Axiom Space, чтобы все совершали покупки в одни сроки. Его создание всего за несколько месяцев до предполагаемого запуска Artemis II вызвало тревогу у Гловера, который отметил, что в отчете Комиссии по расследованию авиационных происшествий в Колумбии говорится об опасностях внесения организационных изменений непосредственно перед полетом.
|
|
И хотя новая программа сократила количество увольняемых, чтобы цели миссии были предельно ясны, "нам по-прежнему следует помнить о том, что мы вторгаемся в области, которые раньше приводили к трагедиям". Смена руководства в непосредственной близости от миссии сопряжена с риском, сказал он. "Мы - новая команда. Люди должны научиться быть открытыми и прозрачными", - сказал он. "Это не естественное состояние людей - просто говорить: "Эй, давай я расскажу тебе, что я сегодня напортачил". А теперь у них новый начальник, и они думают: "Мне просто стало удобнее рассказывать об этом старому боссу". По словам Гловера, перенос даты запуска на 2025 год - это не задержка, а всего лишь коррекция.
|
|
Источник
|