Древний свиток раскрывает новую историю смерти Платона
|
|
Платон Афинский (429-347 до н.э.), возможно, один из самых известных философов всех времен. Он был мыслителем, создавшим "теорию форм" и основавшим первое академическое учреждение. Тем не менее, мы мало знаем о его жизни, например, как он умер или даже где он может быть похоронен. Но недавнее впечатляющее исследование папирусов из Геркуланума, проведенное проектом "Греческие философские школы" в Италии, дало новые ответы на эти вопросы. Обугленные свитки папируса, обнаруженные в 18 веке на римской вилле, расположенной недалеко от Геркуланума (между Неаполем и Помпеями) и известной как Вилла деи Папирус, содержат так много знаний, которые нам еще предстоит раскрыть. Владелец библиотеки, по-видимому, проявлял большой интерес к греческой философии, особенно к философии Эпикура, и собрал солидную коллекцию папирусных свитков. Но прочитать 1800 свитков оказалось довольно сложной задачей. Хотя их обугливание после извержения Везувия в 79 году н.э. сохранило свитки, они очень хрупкие, и их очень проблематично разворачивать.
|
|
Среди этих свитков есть книга философа-эпикурейца Филодема из Гадары (1 век до н.э.) об истории греческой философии под названием "Собрание философов". За последние два столетия были опубликованы различные издания "Собрания сочинений философов", хотя большая часть текстов оставалась неразборчивой. Но благодаря гиперспектральному воображению стало возможным различать черные чернила и темную поверхность обугленного папируса. Теперь мы можем читать примерно на 30% больше, чем раньше. Эта новая доступная часть, посвященная истории школы Платона, Академии, включает информацию о местонахождении могилы Платона и его смерти около 348 года до н. э. Из других источников мы уже узнали, что Платон был похоронен где-то на территории Академии, похожей на общественный парк территории за городскими стенами древних Афин, которую Платон купил и где у него была школа. Из нового издания папируса следует, что Платон "был похоронен в саду близ мусейона". Этот сад был более уединенной частью Академии, в то время как мусейон относится к святилищу муз, богинь музыки и гармонии, которое воздвиг сам Платон.
|
|
Однако, прежде чем люди бросятся рыть могилу Платону, следует сказать несколько слов предостережения. Как с академической прямотой признает редактор текста, итальянский классицист Килиан Флейшер, его толкование ключевого греческого слова etaphe ("был похоронен") отнюдь не является точным. Как бы то ни было, место возле мусейона было бы вполне подходящим, поскольку музыка играет важную роль в философии Платона. В своем великом труде "Государство" Платон настаивает на месте музыки в воспитании молодежи. Он утверждал, что прослушивание правильной музыки и особенно правильных ритмов окажет благотворное влияние на душу. В своем последнем труде "Законы" Платон использует выражение "mousikos aner", буквально "человек муз", для обозначения человека, получившего элитное образование, подобное тому, которое предлагала Академия. Любовь Платона к музам проливает свет на рассказ Филодема о смерти Платона, еще один фрагмент папируса, который мы теперь можем прочитать гораздо лучше. Согласно Филодему, в конце жизни Платон заболел лихорадкой и впал в состояние бреда. Когда фракийская девушка, игравшая на флейте — возможно, чтобы утешить его, — перепутала ритм, Платон, казалось, пришел в себя и пожаловался, что девушка из-за своего варварского (под которым он, вероятно, подразумевал негреческое) происхождения не может правильно играть.
|
|
Этот разговор привел в восторг собеседника Платона, который после краткого пробуждения пришел к выводу, что состояние Платона, в конце концов, не было таким уж критическим. Несмотря на это, он вскоре умер. Это не единственная известная нам история о смерти Платона. Согласно Диогену Лаэртскому, автору другой книги по истории греческой философии, озаглавленной "Жизнеописания выдающихся философов" (III век н.э.), Платон умер либо на свадебном пиру, либо, как вариант, от вшей. Итак, насколько вероятно, что история Филодема, о которой мы не знаем из других источников, правдива? Есть основания для подозрений. Смерть древних философов должна была отражать их жизнь и учения. Если нет, то потомки были бы счастливы придумать подходящую сцену на смертном одре. Таким образом, эта недавно открытая история о том, как Платон, даже в своем лихорадочном состоянии, оставался проницательным знатоком всего музыкального, истинным слугой муз, вероятно, больше говорит нам о том, как Академия хотела увековечить память своего основателя, чем о том, как он на самом деле умер.
|
|
Источник
|