Чили пережила политические потрясения в 1970-х годах, когда президентом стал Аугусто Пиночет. Когда режим Пиночета уже находился у власти и в 1984 году прекратил гражданское правление, в небе парили НЛО. Однажды радиожокеи Кристина Карвелли, Даниэль Моралес, Кристина Муньос и ее супруг Октавио Ортис получают сообщение от моряка по имени Эктор. Он сообщает им из своего сообщения на маяке Митахуэс, что “большой огненный шар” приземлился на таинственном, населенном людьми острове Дружба (архипелаг Лос-Чонос) и приближается к ним. Этот краткий обзор фильма Кристобаля Валенсуэлы Берриоса "Чужой остров" уже напоминает эпизод из "Сумеречной зоны" или статью в антологии, написанную Филиппом К. Дик, но эти события произошли. Чтобы выявить характерные черты жанра и почтить так называемых заговорщиков, Берриос и оператор Маттиас Илланес сняли его в черно-белом цвете, предложив классику в духе "Маньчжурского кандидата" (1962) или "Битвы за Чили" (1973). Эти тщательно проработанные проекты сопровождаются архивными кадрами, на которых зрители поднимают глаза и исследуют свое окружение, чтобы отметить высокий интерес к социальным явлениям и развлечениям, в которых молодые актеры воплощают свидетельства интервьюируемых.
Позже в ходе путешествия коллективу позвонил уфолог Эрнесто де ла Фуэнте Гандарильяс со станции Тайкемо и рассказал о присутствии человекоподобных инопланетян на "Френдшип" и о том, как они дали лекарство от его рака легких. Когда Берриос исследует множество деталей из жизни бывшего заядлого курильщика и его связь с Friendship, он незаметно сводит на нет усилия коллектива по поиску тарелки. В дополнение к своим исследованиям в области уфологии Гандарильяс был инженером-механиком, который работал в кино звукорежиссером и исполнителем. (Его заметными работами были "Исправительная колония" Рауля Руиса [1970] и "Что случилось?" [1972].) Хотя Ортис утверждал, что Гандарильяс был “скрытным” и немногословным человеком, в жизни Гандарильяса есть много материала, который мог бы быть в самом фильме, как показано в синхронных сочетаниях между его выступлениями и его саундбайтом, которые продвигают повествование. Берриос непреднамеренно превращает политический триллер в мини-биографический фильм о Гандарильясе, разрушая первоначальный научно-фантастический сюжет о поисках мира и истины. Но Берриос вновь разжигает этот огонь, когда раскрывает связи Гандарильяса с Пиночетом и причастность к исчезновению Карлоса Мальдонадо в 1973 году.
Берриос подразумевает, как загадочная местность и увеличенная продолжительность жизни Гандарильяса коррелируют с позицией человека в отношении Пиночета. В этом случае администрация накажет тех, кто, по-видимому, выступает против диктатуры Пиночета. Это импрессионистическое визуальное исследование того, как информация выходит из тени, а научно продвинутое становится политизированным. Заговоры доказываются, миф превращается в доказательства. "Чужой остров" - это полуночный документальный фильм, который исследует развитие симпатии. Мы благодарим Берриоса и компанию за то, что они собрали свидетельства дочери Мальдонадо Марии, Гандарильяса и уфологов, чтобы прояснить эту в значительной степени неизвестную главу в истории Чили. Хотя это можно было бы расценить как настоящую криминальную драму, Берриос отдает дань уважения жанру научной тематики, который придает легкость скрытой многогранной дружбе.