Сила и удовольствие от теорий заговора
|
Поскольку Тейлор Свифт собрала более полумиллиона зрителей в своем австралийском туре, мы много думаем о фанатах. В этой серии наши ученые погружаются в фан-культуры: как они развивались, как действуют и как формируют мир сегодня. В течение многих лет люди утверждали, что Элвис Пресли жив и здоров. Теории о том, что его смерть была сфальсифицирована, чтобы избежать давления славы, были даже поддержаны его звукозаписывающей компанией, которая через два года после его смерти дебютировала с исполнителем, который звучал и напоминал Пресли, но выступал в маске. Конечно, все это был пиар-ход. В эпоху цифровых технологий теория заговора не требует поддержки средств массовой информации или звукозаписывающих компаний. Социальные сети действуют как платформа и усилитель фанатских теорий заговора. Слышали ли вы, что канадская певица Аврил Лавин умерла и ее заменила дублерша по имени Мелисса Ванделла? Возможно, вы видели в TikTok теорию о том, что американская актриса Леа Мишель не умеет читать? В течение многих лет люди, которые утверждали, что Бритни Спирс содержалась под опекой против ее воли, считались маргинальными теоретиками заговора. |
Однако юридические события показали, что это по сути правда. В последние годы Тейлор Свифт, как известно, мобилизовала загадочные подсказки, чтобы информировать фанатов об анонсах предстоящих альбомов и туров и, таким образом, в некотором смысле поощрять фанатов строить теории заговора о том, что она делает дальше. Это подводит нас к одному из наиболее приятных аспектов теории заговора: иногда они могут быть правы. Когда мы думаем о теориях заговора, мы склонны думать о теориях, которые привели к общественному вреду, таких как QAnon или заговоры, связанные с COVID. Однако теории заговора все чаще включают в себя многие из повседневных практик знаменитостей и фанатской культуры. Анализ взаимодействия Свифт с ее поклонниками показывает, что фанаты не всегда «делулу» — фраза, популяризированная фанатами для игривого обозначения их «заблуждения», когда дело доходит до теорий заговора. Релиз 1989 года (Taylor's Version) был предсказан фанатами в социальных сетях благодаря тщательной интерпретации подсказок, включая гастрольные наряды с цветовой кодировкой, знаменательные даты и следы в социальных сетях, оставленные певцом. |
Еще одна популярная теория заговора среди фэндома Свифта — «пропавший альбом». До выхода альбома Reputation в 2017 году Свифт придерживался часового графика выпуска альбомов: один раз в два года. Но между 1989 и «Репутацией» прошло чуть больше трёх лет. Избыточный интервал между этими датами выпуска привел к появлению теории о «пропавшем» альбоме под названием Karma. В одной из сцен ее видеоклипа на песню The Man 2019 года слово «карма» написано оранжевыми граффити на стене рядом с другими альбомами Свифт, а рядом находится текст с надписью «Пропавшие без вести: ЕСЛИ НАЙДЕНО ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТЕЙЛОРУ СВИФТУ». Альбомы Свифта имеют цветовую маркировку, а оранжевый — это цвет, который фанаты решили ассоциировать с пропавшим альбомом. В конце своего тура Era Свифт поет Karma, песню из своего последнего альбома Midnights, и выходит через оранжевую дверь. Фанаты говорят, что все подсказки есть, что Karma - это недостающий альбом, и, возможно, просто возможно, Свифт говорит своим бдительным поклонникам, что они были правы с самого начала: Karma будет следующим. |
Теории заговора фанатов позволяют почувствовать масштабную близость. Свифт часто шутит о том, что фанаты «видят все», что делают и говорят в Интернете, создавая ощущение настоящего диалога: звонка и ответа между теоретизированием фанатов и результатами Свифта. Социальные сети существенно изменили наши отношения со знаменитостями, поскольку изменились ожидания относительно доступа к знаменитостям и близости со знаменитостями. Присутствие знаменитостей в социальных сетях, необходимое для того, чтобы продавать себя на переполненном рынке, предоставляет фанатам доступ к большему количеству цифровых следов и данных о поведении знаменитостей для анализа и анализа. Интернет функционирует как огромный коллективный архив, хранящий и производящий, казалось бы, бесконечное количество «доказательств». Но есть компромисс. Интенсивные публичные дискуссии о личной жизни Свифт недавно побудили ее лагерь дать отпор «агрессивным, ложным и неуместным» спекуляциям вокруг ее сексуальности. |
Платформы создают для фанатов возможности коллективно анализировать доказательства, делиться своими теориями и добиваться признания в фандоме за свой «эксперт». Удовольствие от ощущения себя экспертом уже давно стало частью фэндома, будь то искусство или спорт. Теории заговора могут активизировать многие коллективные удовольствия фэндома, такие как инсайдерская экспертиза, создание сообщества и чувство открытия благодаря внимательному чтению ключевых текстов. Понимая удовольствие от теорий заговора о знаменитостях, мы можем понять притягательность более вредных заговоров. Несмотря на то, что существует огромная разница между QAnon и теоретиками заговора знаменитостей, участники обоих ищут сообщества, удовлетворения от «соединения частей воедино» и чувства опыта. Из исследований мы знаем, что заговоры практически бесконечно гибки. Если один аспект опровергается или терпит неудачу, границы смещаются и изменяются, чтобы охватить и объяснить несочетаемое. Поклонникам не удавалось предсказать анонс 1989 года (Версия Тейлора) гораздо чаще, чем удавалось. Каждая неудача означала возвращение к разгадкам, перечитывание и переосмысление знаков. Несмотря на то, что фанаты в конечном итоге успешно «предсказали» это объявление, в случае отсутствия успеха неудача просто превращается в расширяющийся горизонт спекуляций. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|