Любому поклоннику далекой-далекой галактики понравится новейшая информация, почерпнутая из «Мандалорца» о жизни на планете-городе Корусант. В последних выпусках потокового сериала Диснея, уже в третьем сезоне, новая сюжетная линия пустила корни в галактической столице вселенной «Звездных войн» — планете, мгновенно узнаваемой из космоса по зубчатым кольцам и линиям огней, которые полностью покрывать его поверхность. Впервые представленный Джорджем Лукасом в специальном выпуске «Звездных войн: Возвращение джедая» в 1997 году, Корусант — это культовый мир. Вблизи он представляет собой невероятно плотный планетарный городской пейзаж. Потоки воздушного транспорта путешествуют между бесконечными высотными мегаструктурами. Они буквально тянутся к небу, их высота охватывает более 5000 уровней — от преступного мира до высших слоев, населенных политически влиятельными людьми.
Поразительно, но эта искусственная среда полностью оторвана от природных систем планеты. В последнем эпизоде «Мандалорца» бывший имперский офицер показывает новоприбывшему ученому общественную площадь. Она обманом заставляет его попытаться прикоснуться к тому, что выглядит как ландшафтный валун, но его упрекает летающий полицейский дроид. Эта скала на самом деле является вершиной Уматэ, самой высокой горы на планете. «Говорят, это единственное место на всей поверхности, откуда можно увидеть саму планету», — рассказывает офицер. Корусант, как ученый узнал ранее, является одним из немногих планет-городов в галактике. «Он известен как экуменополис», — объясняет цифровой голос. Этот термин, придуманный греческим архитектором и градостроителем Константиносом Доксиадисом в начале 1960-х годов, означает «город, охватывающий всю планету». Для Корусанта это идеальный дескриптор. Хотя это оказалось менее точным предсказателем роста городов на Земле, пожирающий мир характер разрастания городов на Корусанте, тем не менее, представляет собой поучительную историю.
В эпоху саги «Звездные войны», в которой разворачивается мандалорская история, Корусант является политическим и экономическим центром Новой Республики. Хорошо управляемый, демократический, свободный и мирный мир, тем не менее, ограничен громоздкой бюрократией и резким социальным неравенством, разделяющим тех, кто находится на более высоких и более низких уровнях. Население города-планеты оценивается в 3 триллиона жителей, что в 430 раз превышает нынешнее население Земли, составляющее 8 миллиардов человек. Это демографическое сравнение поучительно. Доксиадис был частью космополитического поколения урбанистов 20-го века, в том числе французского философа Анри Лефевра и бразильского географа Милтона Сантоса, чья социальная и пространственная теория охватывала континентальные и даже планетарные масштабы. Доксиадис основывал свое мышление на всем, от отдельного дома до всемирной инфраструктуры.
Когда он писал об «универсальном городе» 21-го века в 1962 году, он экстраполировал темпы роста того времени, чтобы предсказать, что к 2100 году население мира может достичь 50 миллиардов человек. на общей поверхности 48 миллионов квадратных километров, что эквивалентно примерно одной трети земной поверхности. Еще в конце 1920-х годов американский историк и влиятельный специалист по городской архитектуре Льюис Мамфорд опасался, что обширный современный мегаполис начала 20 века уступает место мегаполису-монстру. В своей книге 1961 года «Город в истории» он развил эту идею еще дальше. Мамфорд утверждал, что это безжалостное расширение - «крайне катастрофический успех» мегаполиса - будет использовать окружающие территории для получения ресурсов, одновременно способствуя хаосу и насилию внутри. Это, по его словам, в конечном итоге приведет к заброшенности города. Он предсказал кончину в эпоху того, что он назвал «некрополем»: города смерти.
Доксиадис разделял опасения Мамфорда, но его меньше беспокоил крах западной цивилизации. Наоборот, он думал, что при условии создания правильной сети транспорта и коммуникаций рядом с новыми поселениями для поддержки роста экуменополиса его мегаполисная экспансия приведет к «городу жизни». Исследования и практика Доксиадиса поддерживали оптимистическую веру в то, что расширением городов, как демографическим, так и физическим, можно управлять с научной точки зрения в надлежащем балансе «с выживанием открытых пространств». Другими словами, задуманный им экуменополис был огромным, но не всепланетным. Мы можем быть только на ранних стадиях 21-го века, но баланс между городскими и сельскими районами в мире уже склонился в сторону городов. К 2050 году Отдел народонаселения ООН прогнозирует, что более двух третей (68%) населения мира будет сосредоточено в городских центрах. Это представляет собой полное изменение распределения сельского и городского населения всего столетие назад. А к 2100 году это соотношение может превысить 85%.
Доксиадис правильно предвидел этот массовый переход в город. Однако с точки зрения общей численности населения мы все еще далеки от того, что он предвидел в 1960-х годах. Со времени публикации в 1972 г. «Пределов роста» — знаменательного доклада американского ученого-эколога Донеллы Медоуз — наше понимание факторов, ограничивающих демографический, экономический и физический рост городов, стало более четким. Ученые называют эти планетарные границы. Для некоторых фанатов Корусант — это родной мир человечества в галактике «Звездных войн». Однако в нашем случае, если бы Земля когда-либо действительно была включена в единый городской пейзаж, образовавшийся экуменополис рухнул бы под тяжестью его экологического следа.
Чрезмерное изменение системы землепользования или потребление пресной воды, среди прочего, повысит риск необратимого изменения окружающей среды. И если бы такие планетарные границы были пересечены, человечество просто не смогло бы выжить, не говоря уже о том, чтобы процветать, как это делает общество Корусканта. С точки зрения глобальной справедливости недостаточно признать, что мы живем во времена беспрецедентной планетарной урбанизации. Мы должны найти способы обуздать хищнические тенденции урбанизации к поглощению всего мира. Нам нужно защитить то, что осталось от Земли, и придумать лучшие альтернативы современному капиталистическому городу как образцу человеческого поселения.