Роботы выполняют индуистские ритуалы, скоро они заменят верующих
|
|
Не только художники и учителя теряют сон из-за достижений в области автоматизации и искусственного интеллекта. Роботы используются в самых священных ритуалах индуизма, и не все верующие этому рады. В 2017 году технологическая фирма в Индии представила роботизированную руку для совершения «аарти» — ритуала, в котором верующий предлагает божеству масляную лампу, символизирующую устранение тьмы. Этот конкретный робот был представлен на фестивале Ганпати, ежегодном собрании миллионов людей, на котором икону Ганеши, бога с головой слона, выносят в процессии и погружают в реку Мула-Мутха в Пуне в центральной Индии. С тех пор эта роботизированная рука аарти вдохновила на создание нескольких прототипов, некоторые из которых продолжают регулярно выполнять ритуал по всей Индии и сегодня, наряду с множеством других религиозных роботов в Восточной и Южной Азии. Роботизированные ритуалы даже сейчас включают аниматронного храмового слона в Керале на южном побережье Индии.
|
|
Тем не менее, такое религиозное использование роботов привело к растущим спорам об использовании ИИ и роботизированных технологий в религиозном поклонении. Некоторые преданные и священники считают, что это представляет собой новый горизонт человеческих инноваций, которые приведут к улучшению общества, в то время как другие опасаются, что использование роботов для замены практикующих является плохим предзнаменованием на будущее. Однако как антрополог, специализирующийся на религии, я меньше сосредотачиваюсь на богословии робототехники и больше на том, что люди на самом деле говорят и делают, когда дело касается их духовных практик. Моя текущая работа над религиозными роботами в основном сосредоточена на понятии «божественных объектов-личностей», в то время как неодушевленные вещи рассматриваются как имеющие живую, сознательную сущность.
|
|
В моей работе также рассматривается обеспокоенность индуистов и буддистов по поводу того, что автоматы, выполняющие ритуалы, заменяют людей, и действительно ли эти автоматы могут стать лучшими преданными. Ритуальная автоматизация или, по крайней мере, идея роботизированной духовной практики не нова в религиях Южной Азии. Исторически это включало в себя что угодно, от специальных горшков, из которых постоянно капает вода для ритуалов купания, которые индусы обычно проводят для своих икон божеств, называемых абхишека, до буддийских молитвенных колес с приводом от ветра, которые часто можно увидеть в студиях йоги и магазинах товаров. В то время как современная версия автоматизированного ритуала может выглядеть как загрузка приложения для телефона, которое поет мантры вообще без необходимости в каком-либо молитвенном объекте, таком как мала или четки, эти новые версии роботов, выполняющих ритуалы, вызвали сложные разговоры.
|
|
Танешвар Сармах, знаток санскрита и литературный критик, утверждает, что первый индуистский робот появился в рассказах о царе Ману, первом царе человечества в индуизме. Мать Ману, Саранью, дочь великого архитектора, построила одушевленную статую, чтобы в совершенстве выполнять все свои домашние дела и ритуальные обязанности. Фольклорист Адриенн Майор также отмечает, что религиозные истории о механизированных иконах из индуистских эпосов, таких как механические боевые колесницы индуистского бога-инженера Вишвакармана, сегодня часто рассматриваются как прародители религиозных роботов. Кроме того, эти истории иногда интерпретируются современными националистами как свидетельство того, что древняя Индия изобрела все, от космических кораблей до ракет.
|
|
Однако недавнее использование ИИ и робототехники в религиозной практике вызывает у индуистов и буддистов опасения по поводу того, к какому будущему может привести автоматизация. В некоторых случаях индусы спорят о том, обещает ли автоматизированная религия приход человечества в светлое, новое, технологическое будущее или это просто свидетельство грядущего апокалипсиса. В других случаях есть опасения, что распространение роботов может привести к тому, что большее число людей откажется от религиозной практики, поскольку храмы начинают больше полагаться на автоматизацию, чем на практикующих, которые заботятся о своих божествах. Некоторые из этих опасений связаны с тем фактом, что во многих религиях, как в Южной Азии, так и во всем мире, за последние несколько десятилетий значительно сократилось число молодых людей, желающих посвятить свою жизнь духовному образованию и практике. Кроме того, поскольку многие семьи живут в диаспоре, разбросанной по всему миру, священники или «пандиты» часто служат все меньшим и меньшим общинам.
|
|
Но если ответом на проблему меньшего количества специалистов по ритуалам является увеличение количества роботов, люди по-прежнему задаются вопросом, принесет ли им пользу автоматизация ритуалов. Они также подвергают сомнению одновременное использование роботизированных божеств для воплощения и персонификации божественного, поскольку эти изображения запрограммированы людьми и, следовательно, отражают религиозные взгляды их инженеров. Ученые часто отмечают, что все эти опасения, как правило, отражают одну распространенную тему — скрытую тревогу, что роботы каким-то образом лучше поклоняются богам, чем люди. Они также могут вызывать внутренние конфликты по поводу смысла жизни и своего места во вселенной.
|
|
Индусов и буддистов рост автоматизации ритуалов особенно беспокоит, потому что их традиции подчеркивают то, что религиоведы называют ортопраксией, где большее значение придается правильному этическому и литургическому поведению, чем конкретным убеждениям в религиозных доктринах. Другими словами, совершенствование того, что вы делаете с точки зрения вашей религиозной практики, рассматривается как более необходимое для духовного продвижения, чем то, во что вы лично верите. Это также означает, что автоматические ритуалы появляются в спектре, который прогрессирует от ошибочности человеческих ритуалов до совершенства ритуалов роботов. Короче говоря, робот может исповедовать вашу религию лучше, чем вы, потому что роботы, в отличие от людей, духовно нетленны.
|
|
Это не только делает роботов привлекательной заменой сокращающемуся священству, но также объясняет их все более широкое использование в повседневных контекстах: люди используют их, потому что никто не беспокоится о том, что робот сделает что-то неправильно, и они часто лучше, чем ничего, когда возможности для ритуального исполнения ограничены. В конце концов, обращение к роботу для религиозной реставрации в современном индуизме или буддизме может показаться футуристическим, но оно во многом относится к настоящему моменту. Это говорит нам о том, что индуизм, буддизм и другие религии в Южной Азии все чаще представляются пост- или трансчеловеческими: они используют технологическую изобретательность, чтобы преодолеть человеческие слабости, потому что роботы не устают, не забывают, что они должны сказать, не засыпают и не засыпают. оставлять.
|
|
В частности, это означает, что роботизированная автоматизация используется для совершенствования ритуальных практик в Восточной и Южной Азии, особенно в Индии и Японии, сверх того, что было бы возможно для приверженца-человека, связывая невероятно последовательное и безупречное ритуальное выполнение с идеей лучше религия. Тогда современная робототехника может показаться своеобразным культурным парадоксом, где лучшая религия — это та, в которой вообще не участвуют люди. Но в этом замкнутом круге людей, создающих роботов, роботов, становящихся богами, и богов, становящихся людьми, нам удалось лишь еще раз переосмыслить самих себя.
|
|
Источник
|