Иосиф Зислин об обонянии, психиатрии и ясновидении
|
Издательский дом «Городец» представляет книгу психиатра Иосифа Зислина «Очерки антропологической психиатрии». Книга посвящена относительно новой области теоретической психиатрии — антропологической психиатрии. Ее составляют статьи, опубликованные за последние 20 лет. Антропологическую психиатрию можно охарактеризовать как использующую методы культурной антропологии для описания клинической ситуации. Такие методы помогают найти более тонкий подход к пониманию процесса болезни, возродить забытый интерес к больному, по-новому взглянуть на себя: как и почему я понимаю ситуацию именно так, почему и что я не понимаю. Более четкими и прозрачными становятся смысл и контекст многих классических психопатологических феноменов. Предлагаем прочитать один из вошедших в книгу очерков. |
Нарративы психотических больных поставляют обширный, необычный и в большой степени невостребованный материал для фольклористики и антропологии. По сути, любой случай клинической нарративизации демонстрирует слияние коллективных культурных моделей с индивидуальным сознанием рассказчика. Однако именно в развитии психоза, где внутренняя реальность болезненного мышления подменяет «объективную», обнажается основа фоновых культурно-социальных представлений о мире, усвоенных больным. Настоящее исследование, посвященное роли запахов в нарративах психотиков, проводилось в фольклорно обедненной среде современных образованных городских жителей, носителей разных этнических, культурных и религиозных традиций. Но и у таких больных психотическое видение мира демонстрирует поразительную близость множественным мотивам и сюжетным элементам, сохранившимся в сказочных, мифологических и легендарных текстах. В рамках ольфакторной темы мы стремимся показать, что материалы клинических интервью могут привлекаться для проверки гипотез о присутствии, распространенности и вариативности следов фольклорной архаики в «наивной» картине мира современного человека. |
Мотив обоняния часто появляется в нарративах тех психотиков, которые приписывают себе всезнание или одну из его частных разновидностей: визионерство, причастность к государственным или военным тайнам, профетизм. Такие пациенты практически всегда отождествляют себя с высокопоставленными служащими, пророками, божественными посланниками или собственно божествами. В их картине мира обоняние может играть ключевую идентификационную роль в определении границ своей группы; в выявлении избранников, обладающих сходными качествами, или чужаков; в опознании болезни, опасности или ущерба. Отрывок клинического интервью психиатра И. Зислина с Л., русскоговорящей пациенткой 62 лет (диагноз: «шизоаффективное расстройство, маниакальная фаза») демонстрирует такое использование обоняния. Л. говорит о своей особой, богоданной миссии защищать Израиль от внешней агрессии. В числе необычных свойств своей личности называет прозорливость, способность к быстрому изучению иностранных языков и умение моментально диагностировать болезни. |
И.: Есть еще такие же люди, как вы? |
Л.: Конечно. Безусловно. |
И.: Много их? |
Л.: Конкретно ответить на вопрос? |
И.: Много или мало? Сотни, тысячи, миллионы? |
Л.: Планета Земля, сколько всего людей на сегодняшний день? |
И.: Миллиарды, пять миллиардов. |
Л.: Не больше? |
И.: Ну, может быть. |
Л.: Из этих пяти миллиардов, может быть, ну, сто тысяч, нет, навряд ли, нет, меньше, меньше таких, как я… |
И.: Это избранные люди? |
Л.: Избранные Богом, да. |
И.: Богом? |
Л.: Да, Богом. |
И.: Вы можете узнать этих людей по каким-то признакам? |
Л.: Да. |
И.: По каким? |
Л.: Я сейчас не могу вам так… |
И.: Ну по каким признакам, по взгляду, по виду, по одежде, по… |
Л.: По запаху, который меня будет раздражать или не раздражать. По тому, как моя голова повернется в его сторону или не повернется. Потому что вот этим зрением боковым я вижу все, что никто не видит. Вот так (обводит руками окружность на уровне головы. — Прим. автора). |
И.: Это у вас такая способность? То есть вы вот смотрите прямо, у вас поле зрения широкое? |
Л.: О! Еще какое. |
И.: Сколько? Вы можете видеть и сзади? |
Л.: Да. |
И.: Абсолютно всё, что происходит? |
Л.: Да. |
Следующая запись подтверждает, что ольфакторная сверхчувствительность воспринимается в качестве особого дара. Больная Х., 30 лет (диагноз: «параноидная шизофрения»), считает себя божеством мужского рода и одновременно идентифицирует себя с Богом, Сатаной, Хеопсом, Эйнштейном, Моцартом и Клеопатрой. Отрывок приводится в переводе с иврита: |
И.: Х., я хотел бы расспросить вас о запахах. |
Х.: Я кошка! |
И.: Что запахи значат для вас? |
Х.: Запах — это то, что люди делают: дела хорошие и дела плохие. Например, запах духов, хорошего кофе, хороших вещей. Знать, что хорошо, что плохо, что испорчено, а что не испорчено, что можно есть, а что нельзя. Чувство обоняния у меня очень развито. |
В.: Что это значит? |
Х.: Я могу чувствовать запахи, которые вы все не чувствуете. |
В.: Вы хотите сказать, что вы можете чувствовать запахи, которые обычные люди не чувствуют? |
Х.: Да. (Нюхает лист бумаги) Могу понять, лист старый или новый… |
В.: А что еще вы можете понять по запаху? |
Х.: Хороший ты человек или плохой человек, стоит иметь с тобой дело или нет. |
Практически то же применение обонянию находит пациент-Мессия, утверждающий, что доктор (или другие люди, находившиеся ранее в этом помещении) совершал в прошлом дурные поступки. Плохой запах этих поступков мешает пациенту отвечать на вопросы и находиться в одной комнате с недостойным доктором. У другой психотической больной пророческие способности, в частности, выражаются в повышенной обонятельной способности чувствовать чужую болезнь на расстоянии. |
Характерно, что ни в одном из нарративов запах не специфичен: он не сличается с известными объектами ольфакторного пространства, не несет никакой собственно обонятельной характеристики («тухлый», «свежий», «кислый», «сладкий»), а задается лишь в универсальных терминах «хороший/плохой», «приятный/ неприятный». Источником запаха назначается некоторая нематериальная субстанция: дурной поступок, избранность, болезнь, явно выступающая здесь не в материальном, а в идеальном качестве, либо личностные характеристики. При очевидной нефизиологичности обонятельных явлений, описываемых больными, кажется существенным упомянуть о биомедицинских исследованиях сенсуальных отклонений при душевных расстройствах психотического ряда. |
* * * |
В становлении психотического мироощущения могут быть задействованы в разной степени все органы чувств, и посредством любого из них больной может регистрировать отклонения в собственном состоянии. Существенно, что природа галлюцинаторных феноменов вообще и ольфакторных в частности представляет собой не «болезнь» какого-либо периферического анализатора (например, тактильного или слухового), а сложное нейрокогнитивное нарушение. В маниакальных состояниях, где мессианские и пророческие бреды встречаются наиболее часто, больной может испытывать резкое обострение всех чувств: мир наполняется звуками, красками и запахами, способность к улавливанию оттенков утончается и усиливается многократно. Тем не менее объективные измерения в сенсорной сфере (например, измерения порогов чувствительности) не регистрируют существенных перемен у таких больных. Как и при галлюцинаторном переживании, здесь речь идет о внутреннем ощущении, психотическом по происхождению. |
Наиболее часто встречаемые галлюцинации при шизофрении — вербальные, то есть слуховые (в частности, разного рода голоса, обычно приказного или комментирующего содержания). За ними следуют зрительные, затем осязательные (как при «дерматозе» или «паразитозе»). Еще реже врачи наблюдают ольфакторные (обычно в составе дисморфофобических бредов) и вкусовые галлюцинации. Необходимо отметить, что тактильные, ольфакторные и вкусовые галлюцинации обычно встречаются в картине экзогенных психозов, то есть психозов, вызванных внешними, в том числе токсическими, факторами. Ольфакторные галлюцинации также описаны при депрессии, эпилепсии, старческом слабоумии и некоторых других состояниях. |
Распространенное мнение о редкости обонятельных галлюцинаций при шизофрении привело к полному практическому игнорированию данной психопатологической симптоматики. Так, скажем, если при стандартном психиатрическом интервью вопрос о «голосах» обязателен, то вопрос о нарушениях обоняния и вкуса является скорее исключением, чем правилом. Наш клинический опыт показывает, что при целенаправленном опросе ольфакторные изменения среди психотических больных совсем не редки. Такие нарушения, впрочем, не достигают уровня истинных галлюцинаций: как правило, они остаются лишь составными элементами бредовой интерпретации. |
Сам характер ольфакторных явлений при шизофрении совершенно неоднороден по происхождению и клиническим проявлениям. Иначе говоря, эти явления могут вызываться нарушениями нейрофизиологической системы на совершенно разных уровнях. Первоначальные представления об ослаблении обоняния при шизофрении — в плане распознавания и различения запахов, изменений в пороге чувствительности в определении запахов, нарушений памяти на запахи и т.д. — сменились новыми. Результаты последних исследований показывают, что ольфакторное ослабление может вызываться не развитием болезни, а применением лекарств. При этом отмечено, что больные, которые прежде не получали лекарственное лечение, имеют значительно более выраженную чувствительность к отдельным запахам даже по сравнению со здоровыми респондентами. |
* * * |
Несомненно, идея обоняния как ведовского инструмента у психотиков восходит к архаическому комплексу воззрений на пророчество, зафиксированному в фольклорных и мифологических традициях. Попытаемся конспективно проследить эту связь. В своей среде фольклорный человек лишен ольфакторных характеристик. Так, в славянской традиции запахами наделяются лишь болезни, пороки или благие деяния: часто аромат праведности или греховности проявляется лишь после смерти человека. |
«Согласно славянским народным воззрениям лишь немногие из живых людей обладают даром видения как бы невидимого мира. Это люди особой праведности. Они видят, потому что приближаются духом своим к существам как бы “бестелесным” и общаются с ними». Запах как предмет моральной оценки возникает и в еврейском каббалистическом трактате Сефер Зоар: «а Меccия будет различать людей по запаху» (Иофор, Иcх. 18:1– 20:26). Эти наблюдения крайне близки диагностическим свидетельствам психотических больных о чутье на дурные поступки или недомогания. Например, больная О. указывает, что именно запах подсказал ей, что ее ребенок подвергся физическому насилию (см. также примеры выше). |
Обоняние прежде всего упоминается фольклористами как ка- нал взаимодействия и взаимоузнавания живых и мертвых: «Соотношение слепоты и смерти понятно в контексте психофизического опыта зрения и социокультурного различения видимого и невидимого, явного и скрытого, социального и не-(анти-)социального <…> Умереть — значит потерять зрение» (1). Достаточно вспомнить классический анализ фигуры Бабы Яги, сделанный В. Проппом в работе «Исторические корни волшебной сказки» (6). Мир мертвых не способен видеть живого человека, но улавливает его запах: фактически мертвецами управляет обоняние. Стойкость этого поверия подкрепляют многочисленные появления слепой, но обонятельно чуткой нежити в мировом фольклоре и литературе (Панночка в «Вие», Назгулы в «Братстве колец» Тол- кина, сказочный Кащей и др.). Лишь немногие из мира мертвых (Вий, Медуза Горгона) зрят живых и лишь в особых обстоятельствах: например, при контакте «глаза в глаза». В свою очередь, живые в фольклоре чувствительны к запаху мертвечины и сторонятся его. В силу сюжетной симметрии ожидается, что проникающие в мир мертвых живые (Одиссей, Орфей, Тезей, многочисленные сказочные персонажи) ориентируются в нем лишь по нюху. Однако это не так: живых визионеров слепота настигает именно в своем мире. |
Вопрос о связи избранничества и оптической немощи задан еще Проппом: «специальное исследование слепоты, может быть, покажет, почему пророки и провидцы (Тиресий), освободители народа (Самсон), праотцы (Яков, Исаак), вещие поэты (Гомер) часто представляются слепыми» (6). В обозначенный ряд персонажей входят такие мифологические или мифологизированные фигуры, как богиня Фемида, болгарская ясновидящая Ванга, поэт Джон Милтон и пр. Предположительно, зрение оставляет тех, кто причастен к не- или сверхъестественным сферам. Сверхъестественное недоступно обычному зрению и губительно для него. Отсюда табу на видение божества или освященного ритуала и сопряженное с ним наказание слепотой, отраженное в разнообразных мифо-религиозных традициях (ср. разделы C311.1.2, C943 и Q451.7.0.2 в указателе мотивов Томпсона; также описание вятского женского обряда «троецыплятницы» и средневековый сюжет о леди Годиве). И в контексте кары связь незрячести с визионерством сохраняется. Так, по одной из версий античного мифа, Тиресий ослеплен Афиной за то, что видел ее обнаженной во время купания: в возмещение она наделяет Тиресия пророческим даром (см. также «Моисей за- крыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3:6)); |
«И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых <…> И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх. 33:20, 23). Той же природы слабое зрение Иакова, видевшего лестницу с ангелами Божьими и Господом (Быт. 28:12–13). Видимо, здесь действует компенсаторная логика: у человека может быть лишь одно зрение, и если он провидец, обладающий потусторонним зрением, то зрения посюстороннего он лишен. |
Итак, от визионера требуется другое зрение — не то, которое предоставляют глаза. Отсутствие или слабость зрения становится признаком провидческой силы, показателем высшего зрения. Этим объясняется традиция (ритуального или фактического) ослепления тех, чье предназначение заключается в общении с иными мирами, например царей и жрецов, заключаемых в полную темноту. Известное подтверждение этим выкладкам мы видим в истории болезни Р., пациентки 24 лет, диагноз: «шизофреноформное расстройство». Больная объявляет о своем профетическом даре и решительно связывает свою способность с объективно существующим нарушением зрения. При этом Р. подчеркивает, что ее способность к ясновидению усиливается, когда она не носит контактные линзы. Если зрение визионера подавлено, то непосильное для обычных органов чувств восприятие находит другие сенсорные каналы, часто ольфакторные. В известном смысле, провидеть значит обонять. В пользу такой подмены говорит и бытовое представление об обострении чувств при утрате одного из сенсорных каналов: считается, скажем, что слепцы обладают повышенной чувствительностью к запахам и обостренным слухом. |
О связи зрения с обонянием в контексте провидения говорит следующий отрывок из интервью с больной О., 37 лет, диагноз: «острый психоз». Отрывок приводится в переводе с иврита: |
И.: Что для вас значат запахи? |
О.: С помощью запахов я проникаю в суть вещей и вижу их. |
И.: Каких вещей? |
О.: В суть любых вещей, какие только захочу, будь то вещь или человек. Так, я вижу форму, цвет, суть вещи. |
И.: Вы способны все это понять с помощью запаха? |
О.: Да, и если это не проходит через запах, то проходит через голову. Но в последнее время у меня нет больших способностей по части запахов. |
И.: Запахи вам важны для предвидения будущего? |
О.: Да, через запах я предвидела корабль «Карин А» и убийство министра (недавние события в Израиле: поимка корабля с контрабандным оружием для Палестинской автономии и убийство израильского министра Зееви палестинскими террористами. — Прим. автора). Запах поднимается в глаза и таким образом проникает в суть вещей. Ведь если в глаза закапывают глазные капли, то капли спускаются в нос. Значит, есть связь между глазом и носом и, возможно, ухом, но с ухом я не уверена. |
И.: Какой запах для вас самый важный? |
О.: Запах моего ребенка. С помощью этого запаха я могу проникнуть в суть вещей и видеть, что произойдет. |
В актуализации провидческого дара обоняние лишается самостоятельного значения и семантически смыкается с любой другой сенсуальной модальностью, задействованной для той же цели. Такого рода синэстезия в равной степени применима к фольклорным текстам и записям психотических больных. Возможно, мотив обоняния чаще появляется в качестве визионерского инструмента у психотиков, чем, скажем, осязание, в силу большей фразеологической и паремической задействованности ольфакторной лексики. Нам не встречались случаи, где ясновидение осуществлялось только при помощи осязания или вкуса. По всей видимости, именно в таком ключе следует воспринимать появление необычайно чутких носов и широких полей зрения в упомянутых психотических нарративах: как альтернативный показатель профетической слепоты, как знак другого зрения. |
Итак, современные провидцы, которых мы находим среди разноязыких, разновозрастных и разноэтничных психотических больных, разделяют традиционные воззрения на связь органов чувств и визионерского дара. Примечательно, что психотики не составляют единой референтной группы для целей фольклористского или культурологического исследования. Психотики не объединены традицией производства, передачи и сохранения текстов; не создают собственного фольклора, по крайней мере сознательно; не ощущают культурной или социальной причастности к коллективу, который задается исключительно диагностическими параметрами. Тем значительней для исследователя сходство представлений, полученных от случайно подобранной группы информантов. Концепция ущербности зрения и компенсаторной развитости обоняния у ясновидящих — это лишь один из возможных вариантов в синхронном развитии темы провидения и прорицания. Тем не менее ольфакторное восприятие мира у душевнобольных разрушает семиотическую прозрачность привычного круга идей, связанных с обонянием, и обеспечивает панорамный взгляд на проблему. |
* Работа написана совместно с В. Куперманом. Впервые опубликована в кн. «Ароматы и запахи в культуре». Кн. 1. — М.: НЛО, 2010 |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|