Странная история короля вуду Нового Орлеана
|
На протяжении всей истории были люди, которые выходили за рамки простых смертных, чтобы попасть в легенды и знания. Будь то из-за их способностей, репутации или просто слухов, это люди, которым удалось занять место в легенде, стать больше, чем жизнь. Часто с такими людьми трудно отделить факты от вымысла, их наследие представляет собой смесь реальной истории и темного царства неопределенности. Одним из таких людей был человек, который начинал как раб, но стал одним из самых страшных и могущественных мастеров вуду Нового Орлеана 19-го века. Родившийся в 19 веке в африканской стране Сенегал в семье бамбара, этнической группы, проживающей на большей части территории Западной Африки, человек, известный как Жан Монтане, утверждал, что был сыном принца, с традиционными церемониальными шрамами на щеках. правда это или нет неизвестно. Известно лишь то, что в молодости он был схвачен испанскими работорговцами, которые продали его в каком-то испанском порту, после чего отправили на Кубу в рабство. Там он был известен своими кулинарными способностями, а также огромной физической силой, и ему удалось заслужить свободу, используя свое магнетическое обаяние, чтобы подружиться со своим хозяином. После этого он присоединился к команде испанского судна и провел с ними несколько лет, путешествуя по миру в качестве свободного человека и повара. В какой-то момент он устал от своих путешествий и решил поселиться в Новом Орлеане, штат Луизиана, где развернется следующая глава его жизни. |
В Новом Орлеане Монтане нашел скромную работу в качестве ватного валика, и именно здесь его устрашающее присутствие и его властные манеры сумели оказать влияние на его коллег, а также его заявления о том, что он был практиком gris gris, магического система, зародившаяся в Сенегале и практикуемая священниками. Рабы, с которыми он работал, вскоре полностью поверили, что он был могущественным магом и практиком вуду, а также обладал таинственными способностями, такими как способность мысленно влиять на людей и предсказывать будущее. Монтане делал все возможное, чтобы раздувать такие слухи, что вызывало у рабов большое уважение и даже страх, и он считался сильным лидером, которому немногие были готовы ослушаться. Вскоре с ним консультировались по поводу его предполагаемых способностей гадания как черные, так и белые рабы, и Лафкадио Хирн напишет об этом в 1885 году: |
Его физическая сила давала ему значительное преимущество перед чернокожими товарищами; и его работодатели также обнаружили, что он обладал особым оккультным влиянием на негров, что делало его ценным в качестве надзирателя или лидера банды. Короче говоря, Жан обладал таинственной властью оби, существование которой было признано в большинстве рабовладельческих общин и с которой многие вест-индские плантаторы вынуждены были в силу обстоятельств пойти на компромисс. Соответственно, Жану было позволено много вольностей, на которые другие чернокожие, хотя и свободные, никогда бы не осмелились пойти. Вскоре пошли слухи, что он провидец немалых сил и что он может предсказывать будущее по отметинам на тюках хлопка. Мне никогда не удавалось узнать подробности этого странного метода гадания; но Жан так преуспел в этом деле, что тысячи цветных стекались к нему за предсказаниями и советами, и даже белые люди, движимые любопытством или сомнением, платили ему за то, чтобы он пророчествовал для них. |
Люди клялись, что он может предсказывать будущее, и восхищались его способностями, готовые платить большие суммы денег за то, чтобы он предсказывал их судьбу и давал им советы. Все это сделало Монтане довольно богатым, и он смог купить обширный участок земли на Байу-роуд. Здесь он продолжал проводить богослужения за непомерные гонорары, и даже из далеких креольских городков в приходах к нему приезжали толпы людей обеих рас и обоих полов. Он совмещал свое гадание с профессией вуду и креольской медициной и стал известен как великий целитель, а также за создание бесчисленного множества зелий, эликсиров, настоек и бальзамов, а также сумок с трюками, сумок гри-гри, амулетов и амулеты на все случаи жизни. Говорят, что он даже мог вылечить людей от желтой лихорадки, когда разразилась эпидемия, и ему приписывают спасение бесчисленного количества жизней. Его репутация росла, и репутация эксцентричного Монтате росла повсюду. Хирн пишет: |
Партии платили от десяти до двадцати долларов за советы, за травяные лекарства, за рецепты для роста волос, за катаплазмы, которые, как предполагалось, обладали таинственными свойствами, но на самом деле делались из обрывков обувной кожи, растертых в пасту, за совет, какой билет купить в Гаванская лотерея, для помощи в возвращении украденных вещей, для любовных сил, для совета в семейных проблемах, для чар, чтобы отомстить врагу. Однажды Жан получил гонорар в пятьдесят долларов за зелье. «Это была вода, — сказал он своему доверенному лицу-креолу, — с вскипяченными в ней обыкновенными травами. Я никому не причинил вреда, но если люди хотят дать мне пятьдесят долларов, я каждый раз беру пятьдесят долларов!» Его офисная мебель состояла из стола, стула, изображения Девы Марии, слоновьего бивня, нескольких раковин, которые, по его словам, были африканскими и позволяли ему предсказывать будущее, и колоды карт, в каждой из которых была маленькая дырочка. был сожжен. При себе он всегда носил две маленькие косточки, обмотанные черной веревкой, которые он действительно почитал как фетиши. Во время его выступлений жгли восковые свечи; а так как он покупал по целой коробке каждые несколько дней во время «разливов», то можно себе представить, насколько большим должно было быть число его клиентов. Они так щедро влили ему в руки деньги, что он стал стоить как минимум 50 000 долларов! |
Свидетельства о его выдающемся мастерстве в использовании трав можно было собрать почти у каждого из ныне живущих, кто был с ним хорошо знаком. Во время эпидемии 1878 года, которая вырвала с корнем старую веру в полный иммунитет западноафриканцев и цветных людей от желтой лихорадки, двое детей Джин были «снесены». «У меня нет денег, — сказал он, — но я могу вылечить своих детей», что он и сделал с помощью нескольких сорняков, вырванных с края сточных канав на Приер-стрит. Мне сказали, что одной из трав было то, что наши креолы называют «зонтиком». «На следующий день дети играли на банкете», — сказал мой информатор. |
Теперь он был одним из самых богатых людей в городе, и его деньги и обаяние якобы позволили ему собрать гарем из пятнадцати жен, как белых, так и черных, и, что довольно любопытно, у него также были рабыни. Монтане также был известен тем, что не доверял банкам, вместо этого прятал свои деньги в своем доме или закапывал их под землю, и было сказано, что у него были огромные суммы, которые он закопал, а затем забыл местонахождение. По мере того, как он накапливал это огромное богатство, его репутация могущественного жреца вуду продолжала расти до такой степени, что, как говорили, он появлялся в снах людей или проклинал тех, кто оскорблял его или бросал вызов ему, а также обладал способностью начинать или останавливать полтергейст, разговаривать с призраками или отгонять демонов и злых духов. Он властвовал над большим количеством оккультистов и практиков магии, и даже другие члены уже известного сообщества вудуистов, существовавшего в Новом Орлеане с начала 1700-х годов, преклонялись перед ним. Это была репутация, которую Монтане ничего не сделал, чтобы обескуражить, несмотря на то, что есть некоторые сомнения в том, действительно ли он действительно верил во что-то из этого. Хирн сказал бы об этом: |
Он был во многих отношениях обманщиком; но он мог искренне верить в действенность некоторых собственных суеверных обрядов. Он заявил, что у него есть Учитель, которому он обязан подчиняться; что он мог прочесть волю этого Учителя в мерцании звезд; и часто ясными ночами соседи наблюдали, как он стоит один на углу какой-нибудь улицы, смотрит на велькина, дергает свою мохнатую бороду и разговаривает на незнакомом языке с каким-то воображаемым существом. |
К сожалению, даже когда он стал могущественной оккультной силой в Новом Орлеане, Монтане начал испытывать личные невзгоды, которые угрожали ему финансовым крахом. Очевидно, его огромные магические силы не могли уберечь его от мошенничества и разорения. Из-за плохих сделок и незнания того, что делать со своими деньгами, он стал жертвой мошенников, и он потерял свое имущество, заставив его играть в лотерею, играть в азартные игры и продавать оставшееся имущество. Единственным способом остаться на плаву было продолжение различных магических услуг, и ходили слухи, что на него, возможно, магически напали другие практикующие вуду. Хирн пишет об этом падении: |
Все деловые переговоры серьезного характера доставляли ему много беспокойства, и поскольку он находил многих желающих воспользоваться его невежеством, он, вероятно, испытывал небольшие угрызения совести за некоторые собственные сомнительные действия. У него была заведомо плохая зарплата, и часть его имущества в конце концов была конфискована для покрытия долга. Тогда, в недобрый час, он попросил человека без зазрения совести научить его писать, полагая, что финансовые несчастья большей частью происходят из-за незнания алфавита. После того, как он научился писать свое имя, он был достаточно невинен, чтобы поставить свою подпись внизу чистого листа бумаги, и, о чудо! его недвижимость ушла из его владения каким-то ужасно таинственным образом. Тем не менее у него оставалось немного денег, и он предпринял героические усилия, чтобы вернуть свое состояние. Он купил другое имущество и отчаянно вложился в лотерейные билеты. В конце концов его охватило увлечение лотереями, и оно имело гораздо большее отношение к его окончательному краху, чем его убытки в бакалейной лавке, сапожной мастерской и других заведениях, в которые он вложил несколько тысяч долларов как молчаливый партнер людей, которые его обманули. |
Он, конечно, мог бы продолжать хорошо зарабатывать, так как люди все еще посылали за ним, чтобы вылечить их его травами, или ходили к нему, чтобы узнать свою судьбу; но все его заработки были потрачены впустую в искушении удачи. После десятков конфискаций и длинной череды выселений ему наконец пришлось просить гостеприимства у некоторых из своих многочисленных детей; и из всего, чем он когда-то владел, у него не осталось ничего, кроме африканских раковин, слоновьего бивня и столика для швейной машины, на котором он гадал и зажигал восковые свечи. Жители Нового Орлеана сплетничали, что доктор Джон «исправлен» и стал жертвой заклинаний посильнее, чем его. |
Однако даже в эти страшные времена Монтане все еще сохранял суеверное почтение людей во всех частях города, и его по-прежнему боялись и уважали, внушая трепет и волнение всякий раз, когда он появлялся на публике. На протяжении многих лет он будет известен под многими именами, в том числе Принц Джон, Жан Монтень, Жан Монтене или Жан Монтане, Жан Ла Фисель, Жан Латанье, Жан Расин, Жан Грисгри, Жан Макак, Жан Байю, Вуду Джон и Байу Джон, среди другие. Он будет продолжать свою магическую деятельность вплоть до своей смерти в возрасте 84 лет в 1885 году, и даже после смерти его легенда будет расти и сделает его крупной фигурой в истории Нового Орлеана и оккультизма. Хирн писал о своем наследии: |
Со смертью Жана Монтане, в возрасте почти ста лет, Новый Орлеан потерял в конце августа самую необыкновенную африканскую личность, когда-либо приобретавшую известность в ее пределах. Жан Монтане, или Жан Ла Фисель, или Жан Латанье, или Жан Расин, или Жан Грисгри, или Жан Макак, или Жан Байю, или "Вуду Джон", или "Байу Джон", или "Доктор Джон" вполне могли бы быть названы «Последний из вуду»; не то, чтобы странная ассоциация, с которой он был связан, прекратила свое существование с его смертью, а то, что он был последней действительно важной фигурой в длинной череде волшебников или ведьм, чьи африканские титулы были признаны и которые имели влияние на цветное население. . Смуглые оккультисты, несомненно, продолжат избирать своих «королев» и верховных жрецов в последующие годы, но влияние государственной школы постепенно рассеивает всякую веру в колдовство, и теперь не осталось ни одного черного жреца, способного проявить такое мистическое знание или вдохновить такое уважение, какое Вуду Джон проявлял и навязывал. Никогда не будет другой «Роуз», другой «Мари», тем более еще одного Жана Байю. То, что неграмотный африканский раб был в состоянии достичь того же, что и Жан Байю в цивилизованном городе, и заслужить богатство и репутацию, которой он пользовался в течение многих лет своей жизни, можно было бы привести как уникальное свидетельство современной народной доверчивости. но это также доказывает, что Жан не был обычным человеком с точки зрения естественного интеллекта. |
Независимо от того, обладал ли когда-либо Монтанет настоящими магическими способностями или нет, это увлекательная история о человеке, который проложил себе путь от самых низов рабства до одного из самых ярких исторических персонажей и легенд Нового Орлеана. Неясно, насколько истории о его подвигах правдивы или нет, но он, безусловно, оставил неизгладимый след в истории и остается одним из тех людей, которым удалось вписать свое имя в легенды и предания. |
Источник |