Почему миллиарды людей до сих пор верят в колдовство
|
Вы верите в ведьм? Вы знаете кого-нибудь, кто верит в ведьм? Если ваш ответ на второй вопрос «Нет», вы можете спросить нескольких своих друзей — вы можете быть удивлены их ответом. Новое исследование показало, что более 40 процентов опрошенных в 95 странах и территориях дали утвердительный ответ на вопрос о своей вере в ведьм. При населении мира в 8 миллиардов это 3,2 миллиарда человек, верящих в колдовство, или 2 из каждых 5. И прежде чем вы скажете, что люди в вашей религиозной группе не верят в ведьм, проценты еще выше среди членов ведущих мировых религии. Давайте посмотрим и изучим, а затем решим, нужно ли вам изменить свой ответ. «Я рассматриваю верования в ведьм как стандартизированный кошмар группы и считаю, что сравнительный анализ таких кошмаров — не просто антикварное упражнение, но один из ключей к пониманию общества. (Моника Хантер Уилсон (1951))». |
Профессор экономики Борис Гершман из Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, открывает свое исследование «Верования о колдовстве во всем мире: исследовательский анализ» в журнале PLOS ONE соответствующей и все еще актуальной цитатой южноафриканского антрополога Моники Уилсон о том, почему колдовство важно сегодня исследовать веру в колдовство. В резюме в Eurasia Review Гершман отмечает, что местные и национальные правительства уже давно обратили внимание и использовали веру в существование людей с вредными сверхъестественными способностями как средство контроля над своими гражданами. Быстрый поиск новостей о ведьмах обнаружит их высокую концентрацию в определенных странах и географических регионах — как правило, в странах с авторитарными лидерами и сильными убеждениями в древних религиях. В общем… но не все. Гершман обнаружил, что на глобальном уровне не хватает данных о верованиях в колдовство, поэтому именно на этом он сосредоточил свое исследование. |
«Данные показывают, что верования в колдовство не являются пережитком прошлого, ограниченным небольшими изолированными общинами, и широко распространены во всем современном мире. В то же время существуют значительные различия в их распространенности внутри стран и между ними, и мы изучаем эти различия на индивидуальном уровне и на уровне страны». Гершман начал с набора данных, составленного на основе опросов более 140 000 человек из 95 стран и территорий. Данные были собраны с помощью личных и телефонных интервью, проведенных Pew Research Center и другими профессиональными исследовательскими организациями в период с 2008 по 2017 год, и вопросы касались как веры в колдовство, так и религиозных убеждений. Первое большое откровение открыло глаза: анализ Герсмана показал, что 43 процента респондентов заявили, что верят в то, что «некоторые люди могут накладывать проклятия или заклинания, из-за которых с кем-то случаются плохие вещи». Отсюда он отсортировал ответы по странам, и проценты варьировались в широких пределах — от 9% в Швеции до 90% в Тунисе. В России уровень веры в колдовство составлял 56%, а в Германии - 13%. |
Среди религий опрос показал, что 62% верующих в колдовство считают себя христианами и 27% мусульманами. Очевидные следующие вопросы связаны с тем, почему так много людей сегодня верят в колдовство и какие факторы побуждают их к этой вере. «Руководствуясь ключевыми темами из литературы, наш межстрановой анализ фокусируется на следующих четырех вопросах: 1) роль верований в колдовство в поддержании конформизма и самоуправления, 2) их связь с социальным капиталом, психологическим благополучием, и мировоззрение, 3) связь между верованиями в колдовство, инновациями и экономическим развитием, 4) подверженность несчастьям как фактор поддержания верований в колдовство». |
Анализ этих вопросов выявил некоторые удивительные закономерности. На национальном уровне было обнаружено, что верования в колдовство значительно более распространены в странах со слабыми институтами и низким качеством управления. Вера также была сильна в странах с высоким уровнем культурного соответствия и внутригрупповой предвзятости. По мере того, как доверие к институтам падает, доверие к сверхъестественным силам растет — исследование показало, что верования в колдовство растут вместе с эрозией социального капитала и ростом антиобщественных взглядов и поведения. Это могло бы объяснить высокий уровень веры в колдовство в странах с высоким уровнем преступности и низким доверием к местной полиции… как правило, это те районы, где граждане обращаются к ведьмам или священникам, чтобы наложить заклинания, чтобы поймать преступников или уменьшить преступность. |
По мере снижения качества жизни распространяются верования в колдовство, поскольку люди чувствуют, что они мало или совсем не контролируют свою жизнь, своих лидеров, свою работу, экономику, обеспечение своих семей и т. д. Все это приводит к падению надежды и росту уверенности. фатализм. Исследование показало, что верования в колдовство высоки в странах с небольшими возможностями для творчества или инноваций, особенно в сфере экономического развития. Все это считается несчастьем — будь то случайность или по вине человека — и ощущение несчастья приводит к верованиям в колдовство. Исследование показало, что эти модели были сильными и последовательными в разных странах на разных континентах с разными культурами и историями. |
Хотя Гершман признает, что в исследовании не хватает данных из Китая, Индии, некоторых африканских стран и многих из Восточной и Юго-Восточной Азии, их все же достаточно, чтобы сделать выводы и дать рекомендации. Изменения, очевидно, необходимы, потому что вера в колдовство влечет за собой тяжелые социальные издержки для женщин и злоупотребляет многими лидерами в качестве средства контроля. Из-за злоупотреблений Гершман рекомендует не применять законы против колдовства, которые часто игнорируются или используются против определенных полов, рас или классов. Хотя люди с более высоким уровнем образования и экономической обеспеченности с меньшей вероятностью верят в колдовство, было обнаружено, что эти убеждения выходят за рамки социальных и демографических границ. Поскольку изменить эти убеждения сложно, их часто игнорируют или считают тривиальными… и ни одна культура или общество не реагируют на упрощение. Гершман предупреждает, что прямые попытки искоренить верования в колдовство с помощью законов или изменений в учебных программах, скорее всего, приведут к обратным результатам. Вот что он рекомендует вместо этого: |
«В сообществах, где основные принципы делают верования в колдовство менее актуальными, то есть где местные институты эффективно поддерживают порядок и существует сеть социальной защиты для защиты от неблагоприятных потрясений, политика, направленная на снижение распространенности верований в колдовство и, таким образом, снижение их стоимости, имеют больше шансов на успех. Такой же подход к оценке местных основ можно использовать перед рассмотрением проектов развития и других мероприятий в сообществах с заметным присутствием верований в колдовство». |
Поддержание порядка и обеспечение подстраховки на местном уровне создает стабильность и комфорт — врагов веры в колдовство. Если вы все еще думаете, что не знаете никого, кто верит в колдовство, или думаете, что «это не может случиться здесь», оглянитесь на свое местное окружение. Как и положительные действия, отрицательные также начинаются на низовом уровне. Если вы считаете, что ответом является религия, не забывайте, сколько верующих в колдовство принадлежит к основным организованным религиям. Наконец, не спешите обвинять «ведьм» — обвиняйте лидеров, которые заставляют своих граждан видеть в них решение любых проблем, которые, по их мнению, у них есть. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|