Искусственный интеллект в роли художника
|
Похоже, опасения, что искусственный интеллект способен занять место человека даже в творческой сфере, начинают сбываться. Недавно компания OpenAI из Сан-Франциско (Калифорния) создала приложение Outpainting для системы DALL-E. Его задача – преобразовывать текст в изображения. В частности, программа может «дорисовывать» известные картины. DALL-E базируется на искусственных нейронных сетях (ИНС), имитирующих работу живого мозга. К известным полотнам, таким образом, добавляется некий визуальный фон в стиле оригинала. Так, сначала пользователь должен в текстовом формате описать, что именно он хочет получить. Затем программа генерирует «исправленное» изображение. Можно и просто создавать изображения, предположим, введя в соответствующую строку фразу «кресло в форме авокадо» или «грецкий орех в разрезе». |
Например, американский художник Август Камп использовал Outpainting для «исправления» знаменитой работы Иоганна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Благодаря программе на картине появились различные предметы домашнего обихода – посуда, комнатные растения, фрукты, коробки и другие предметы, тогда как в оригинале был просто темный фон. «Моне Лизе» Леонардо да Винчи «приписали» жест в виде дьявольского рога и антураж с НЛО и роботом-убийцей на заднем плане. |
Одним из «шедевров» DALL-E является картина со следующим текстовым описанием: «Плюшевые мишки, работающие над новыми исследованиями искусственного интеллекта под водой с использованием технологий 1990-х годов». На ней двое плюшевых медведей держат на коленках какие-то древние девайсы, возможно, даже старые ноутбуки или компьютеры, от которых отходят провода. Причем на одном из мишек надеты наушники, переделанные, кажется, из трубки стационарного телефона. Представители OpenAI заявляют, что Outpainting в первую очередь предназначен для профессионалов, работающих с изображениями, – художников, дизайнеров, фотографов. |
Вроде бы ничего нового – программы для работы с изображениями существуют давно. Но, если разобраться, все они, как правило, предлагают пользователям довольно ограниченный набор эффектов и шаблонов. К тому же они работают только с самими изображениями, а не с текстами. Вы сможете «отфотошопить» оригинал, но не всегда сможете сделать изображение таким, каким хотите. «Новая функция помогает пользователям расширять свои творческие возможности, продолжая изображение за его первоначальными границами – добавляя визуальные элементы в том же стиле или развивая историю в новых направлениях – просто используя описание на естественном языке», – сказано в блоге фирмы. |
Пока приложение доступно в бета-версии, но не всем. Чтобы получить его, нужно зарегистрироваться в листе ожидания на веб-сайте OpenAI. Кстати, существует проект StyleGAN2, представляющий собой виртуальную нейронную сеть, способную самостоятельно создавать произведения живописи. Он был разработан в разгар пандемии и изоляции, когда возникла потребность общества в различных формах психотерапии. В том числе возросла популярность и такого направления, как арт-терапия. Изначально алгоритм StyleGAN2 предназначался для генерации человеческих лиц, которые были бы неотличимы от настоящих. Но позже в экспериментальных целях ее обучили генерировать изображения, относящиеся к разным художественным стилям, в частности экспрессионизму, сюрреализму, абстракционизму, кубизму и т. д. Хотя для примера брались уже известные картины, в итоге сеть научилась создавать новые уникальные произведения в указанных жанрах. Была создана целая виртуальная галерея таких картин, которую курирует еще одна нейросеть, отвечающая за поиск по словам в Яндекс.Картинках. С ее помощью удалось отобрать для экспозиции из сотен тысяч сгенерированных изображений те, что наиболее соответствуют заданным темам. Всего были отобраны четыре масштабные темы: «Люди», «Природа», «Город» и «Настроение». Названия напрямую указывают на происхождение этих образов: «Нейровесна», «Нейротуман над рекой», «Нейроархитектура», «Нейролюди в парке», «Нейроодиночество» и даже «Нейрокарантин». То есть все это творения нейросети… |
Получается, что задача человека в работе с изображениями может сводиться к нажатию на кнопки гаджета. Можно не уметь рисовать вообще, достаточно только представить себе желаемое, остальное сделает за вас программа. Выходит, может настать время, когда настоящие художники и их талант совсем перестанут быть востребованными? Ну, это вряд ли. Во-первых, натуральное всегда ценится больше, чем искусственное, поэтому ценность работ тех, кто рисует самостоятельно, не прибегая к электронным инструментам, может резко возрасти. Во-вторых, наверняка понадобятся операторы, умеющие работать с программами по генерации изображений, в частности формулировать задание для алгоритма таким образом, чтобы на выходе получались максимально удачные результаты. |
Надо ли «дописывать» знаменитые шедевры живописи? Одно дело, если вы делаете это ради собственного развлечения или размещения в вашем небольшом частном блоге, и совсем другое – когда эти работы выставляются на обозрение широкой публики и как бы становятся уже объектами отдельного авторского права. Думается, это по меньшей мере неэтично по отношению и к авторам оригиналов, пусть даже и умершим столетия назад, и к искусствоведам, и просто к любителям живописи. В то же время существует масса возможностей создавать оригинальные произведения с нуля, безгранично используя собственную фантазию, а не опираясь на чужие идеи и замыслы. Конечно, нейросеть все равно будет применять в своей работе уже имеющиеся визуальные образцы, но это не так очевидно, как в случае с «Моной Лизой». И, работая с алгоритмом, пользователь реально сможет со временем нарастить определенное мастерство и обрести опыт, который поможет ему создавать качественные работы. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|