Звук из кабины пилота запечатлел момент, когда пилот истребителя столкнулся с НЛО и сказал: «Это не самолет, что это?». Радиосообщение бразильского пилота в диспетчерскую вышку вошло в новый документальный фильм об НЛО «Момент контакта». Джеймс Фокс, режиссер фильма, выпустил короткий отрывок из встречи, которая произошла в так называемую «Ночь НЛО». В ходе загадочного события пять сбитых с толку пилотов ВВС, как сообщается, увидели, как до 21 объекта появляется и исчезает без объяснения причин. Сообщается, что сотни свидетелей видели объекты, которые, по подсчетам, двигались со скоростью до 11 500 миль в час. «Момент контакта» включает оригинальный звук загадочной встречи над Сан-Паулу. «Это не самолет, что это? Их трое?», — сообщил летчик-истребитель в диспетчерскую. «Есть даже больше».
Он продолжил: «Смотрите! Один прошел здесь, по радиусу 100 на 150, прямо перед Майком-Браво-Зулу. Понял? Парень охотится за ним». «Момент контакта» включает знаменитую встречу с другими бразильскими инцидентами с НЛО, сосредоточенными на предполагаемой катастрофе в Варжинье. Утверждается, что в 1996 году несколько местных жителей города стали свидетелями крушения и столкнулись с инопланетным существом ростом 4 фута с коричневой маслянистой кожей и огромными красными глазами. У Бразилии, похоже, богатая история встреч с НЛО, включая объект в форме блюдца, который якобы был сфотографирован в январе 1958 года. Сообщается, что снимки были сделаны членом экипажа Альмиро Барауной с учебного корабля ВМС Almirante Saldanha, проплывающего недалеко от острова Триндади в Атлантике. Фотографии показывают, что форма, которая выглядит как летающая тарелка, движется над морем.
Американские следователи сочли фотографии мистификацией в рамках скандального исследования Project Blue Book. Однако «Ночь НЛО» выделяется масштабом встречи, количеством и качеством свидетелей. Об этом даже говорили на пресс-конференции, на которой пилоты признались, что понятия не имеют, чему стали свидетелями. «Наша цель состояла именно в том, чтобы приблизиться и идентифицировать», — сказал пилот ВВС лейтенант Клебер Калдас Мариньо. «Но мы не могли даже приблизиться, не говоря уже о том, чтобы идентифицировать». Он описал приближение к цели, «которая перестала двигаться ко мне и начала подниматься». «Я продолжал следить за контактом примерно до 30 000 футов, когда потерял радиолокационный контакт и остался только с визуальным контактом», — сказал он. Во время инцидента 19 мая 1986 года гражданские и военные свидетели заметили НЛО диаметром до 100 метров в четырех штатах: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс и Гоя.
Это даже обсуждается бразильским правительством, и центральным элементом стало новое слушание по НЛО, проведенное Бразилией в июне. Пилоты обнаруживали, что смотрят на объекты перед собой, которые не появлялись на радарах их самолетов, а иногда и наоборот, поскольку объекты играли с ними в «кошки-мышки». О первых признаках чего-то необычного сообщил авиадиспетчер ВВС Бразилии сержант Серхио Мота да Силва. Он заметил свет в небе от диспетчерской вышки аэропорта недалеко от города Сан-Паулу. «Он не идет ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо, он просто стоит там», — сказал он. Мота спросил диспетчеров в международном аэропорту Сан-Паулу, направляются ли какие-либо самолеты на его аэродром, на что они ответили, что нет. В какой-то момент он сказал, что приглушил свет на взлетно-посадочной полосе аэропорта, заставив объекты приближаться к диспетчерской вышке, а затем, когда он увеличил яркость, они ушли. «Я не знаю, пытались ли они взаимодействовать со мной. Что я знаю, так это то, что они вели себя разумно», — сказал он Би-би-си.
Около 20:00 около 2000 курсантов и офицеров учебного училища военно-воздушных сил в том же районе заметили огни. Затем, через час, самолет, пилотируемый президентом авиастроительной компании Embraer, сообщил о нескольких объектах в небе, приземлившись в том же аэропорту. Огни в небе также были видны с двух пассажирских самолетов, в том числе одного, летевшего во внутренние районы Бразилии. Затем в бой вступили ВВС и подняли свои истребители для перехвата объектов, но это была непростая задача, поскольку пилоты были дезориентированы происходящим. «Иногда пилоты имели визуальный контакт с целями, но радары ничего не регистрировали», — сказал Мота. «В других случаях радары даже улавливали наличие объектов, но пилоты их не видели». Первоначально были отправлены три самолета, в том числе Mirage F-103, который взлетел незадолго до 23:00 с капитаном Арминдо Соуза Вириато за штурвалом. Вскоре его высокопроизводительный военный самолет разогнался до 1000 миль в час, но когда он приблизился к НЛО, тот разогнался до скорости, в 15 раз превышающей скорость звука, или 11 500 миль в час.
«Если и существует самолет, способный развивать такую скорость, то я о нем ничего не знаю», — сказал он в интервью несколько лет спустя. Между тем невероятные события, происходящие в небе, не остались незамеченными и на земле. Фотограф Аденир Бритто работал в ночную смену в редакции своей газеты, когда ему сообщили, что над головой летает «летающая тарелка». Первоначально предполагая, что это розыгрыш, он вышел на улицу с репортером и, к своему изумлению, увидел предметы и начал стрелять. «Это был уникальный опыт в моей карьере. Больше я ничего подобного не видел», — сказал он. «До этого мне было все равно, верю я в НЛО или нет. «Но я пришел к другому взгляду на этот загадочный мир. Я не мог не изменить свое мнение, в конце концов, я имел честь быть очевидцем и фотографом». По еще одному повороту событий, примерно через месяц в газете появились два офицера ВВС в сопровождении американского исследователя НЛО Джеймса Дж. Хуртака. Они потребовали, чтобы редактор показал им негативы фотографий под предлогом, что они хотят, чтобы их проанализировало НАСА. С тех пор их никто не видел
Невероятные события вскоре просочились наружу и стали широко освещаться в СМИ. Это побудило министра ВВС бригадного генерала Октавио Хулио Морейру Лиму провести беспрецедентную пресс-конференцию, на которой пилоты рассказали о том, что произошло. «Наземный контроль предупредил меня, что впереди меня было несколько контактов примерно в тридцати километрах», — сказал один из них. «Меня также предупредили, что контакты приближаются сзади, и они наступали, пока не оказались в трех километрах позади меня. Мне пришлось нырнуть, и когда я это сделал, контакты начали подниматься». Наземные диспетчеры сообщили другому пилоту, что его преследуют тринадцать НЛО, шесть с одной стороны и семь с другой. Но Октавио Морейра Лима был вынужден признать: «У нас нет объяснений». В отчете военно-воздушных сил за 2009 год о «Ночи НЛО» сделан вывод о том, что ее высшее руководство «считает, что эти явления являются прочными и определенным образом отражают разум». Это было связано «с возможностью следовать и сохранять дистанцию от наблюдателей, а также летать строем».