Открыл ли современный мир древние истины буддизма
|
Многим людям буддизм кажется уникально совместимым с современным образом жизни и мировоззрением. Он дает убежденным атеистам — тем, кто не верит в существование какого-либо бога, — религиозный опыт, не требующий веры в сверхъестественные существа. И наоборот, он также дает спиритуалистам новой эры связь с более глубокой реальностью, находящейся за пределами повседневного наблюдения и научного знания. Благодаря непредвзятому исследованию эмоций и физических ощущений буддийская осознанность повлияла на многие школы современной психологии. Буддийская философия, которая признает постоянные изменения и присущую всем вещам непостоянство, также созвучна сегодняшнему быстро меняющемуся и фрагментированному обществу. |
Несколько лет назад, когда я начал практиковать медитацию и изучать популярные учения буддизма, я задавался вопросом, как религия, которой 2500 лет, может быть такой уникально современной. Казалось, было два возможных ответа. Во-первых, Будда открыл вечные истины посредством медитации, которые теперь подтверждаются современной философией и наукой. Это был хороший ответ, потому что он означал, что он, возможно, был прав во всем, и поэтому мы можем достичь нирваны (отсутствия страданий), следуя его пути. Другой возможный ответ заключался в том, что современный буддизм — это новое изобретение, использующее язык и практики древней религии, но придающее им новый смысл. Этот ответ был несколько удручающим, потому что он означал, что большая часть современного буддизма может быть просто формой неуважительного культурного присвоения, фетишизирующего экзотическую азиатскую духовность и превращающего ее в мимолетную потребительскую причуду. |
Как человек, изучающий культурное влияние буддизма на Западе, вопрос о том, как эта древняя религия могла быть настолько современной, был интригующим. Поэтому я обратился к ученым, задокументировавшим формирование современного буддизма: Дональду Лопесу-младшему, Дэвиду МакМахану, Джеффу Уилсону и Энн Глиг. Но вскоре я обнаружил, что вопрос более сложен, чем те отдельные возможности, которые я изложил выше. Во-первых, мне пришлось отказаться от своего первоначального предположения, что современный буддизм — это чисто западное явление. На самом деле она возникла на востоке, когда азиатские страны боролись с колониализмом и влиянием христианских миссионеров. |
В 19 веке дальновидные монахи стремились вынести буддийскую философию и медитацию за пределы монастырских стен, приблизив религию к людям, как это сделали протестантские реформаторы с христианством в Европе. В то же время западные ученые и духовные искатели видели в древних текстах нетеистическую религию — веру в то, что независимо от того, существуют они или нет, божества не имеют никакого влияния на то, как мы должны жить. Поскольку он был сосредоточен на смертном человеке, а не на Боге, он был совместим с современной рациональностью. |
С одной стороны, все эти возрожденцы, безусловно, изменили буддизм, сделав его неузнаваемым для многих буддистов. Они изобрели нового, современного Будду, больше не встроенного во вселенную перевоплощений, многочисленных небес и адов, демонов и богов. Их изложение буддийских верований вырезало эти сверхъестественные элементы или превращало их в психологические символы, а не в реальные силы. Однако можно утверждать, что буддизм уже много раз трансформировался по мере его распространения из Индии в остальную Азию на протяжении веков. Усилия этих модернизаторов были последними в длинной серии реконфигураций традиции. |
То, что я нашел, было не ответом «или/или», а очаровательным набором персонажей, составляющих современный буддизм. Бирманский монах XIX века Леди Саядо путешествовал по стране, обучая медитации и создавая учебные группы. Формы медитации Випассана, которые он инициировал, являются основой для техник, которые до сих пор можно найти в курсах и руководствах по всему миру. Американский ветеран гражданской войны Генри Стил Олкотт и русская аристократка-эмигрантка мадам Элен Петровна Блаватская вместе отправились на Цейлон (современная Шри-Ланка) и присоединились там к борьбе против христианских миссионеров. |
Буддийский катехизис Олькотта является предшественником сегодняшних сторонников полностью секуляризованного буддизма, тогда как мистические книги Блаватской рассказывают о древнем тайном обществе, базирующемся в Тибете. Ее работы напоминают некоторые из сегодняшних идей нью-эйдж, а также популярную комическую фантастику, такую как сериал Marvel «Доктор Стрэндж» с его персонажем Древним, колдуном из тайной страны в Гималаях. Олкотт, Блаватская и цейлонские монахи, должно быть, вели причудливые и увлекательные беседы. Парад харизматических личностей продолжается и по сей день, с почитаемым и недавно умершим вьетнамским монахом Тич Нат Ханом, который вместе с Джоном Кабат-Зинном помог сделать осознанность нарицательным. |
Вместо того, чтобы подвергать современный буддизм испытанию на подлинность, более интересной является история о том, как такой разнородный круг людей основал школы буддийской веры, философии и психологии, основанные на их личной или социальной борьбе с насилием, несправедливостью и широко распространенными психическими расстройствами. проблемы со здоровьем. И как некоторые из них впоследствии стали выдающимися личностями, знаменитостями и иконами. |
В моей недавней статье о фильме Спайка Джонза 2013 года «Она» утверждается, что бестелесная главная героиня ИИ Саманта, озвученная Скарлетт Йоханссон, является буддоподобной фигурой, указывающей на будущее, в котором ИИ выходит за рамки обычного мышления и опыта. Интересно, что Джонз опирается на концепцию буддийского просветления как на модель этого вымышленного будущего, в котором наши машины превосходят наши когнитивные способности. Это показывает постоянную актуальность прозрений Будды для решения проблем и вызовов, с которыми мы сталкиваемся сегодня и столкнемся в будущем. |
Мой путь к пониманию того, почему буддизм так многозначительно говорит с современным миром, также привел к созданию 14-минутного документального фильма под названием «Почему буддизм сейчас?». Он прослеживает модернизацию буддизма и приходит к следующему выводу: «Новая современная религия буддийской внимательности, как и все религии, говорит о наших самых серьезных социальных проблемах и тревогах. Она может быть частью этих проблем или частью их решения. Буддизм не предлагает никаких окончательных ответов, просто приглашает к медитации. , исследовать опыт, наблюдать за мыслями ума и учиться у бесконечного потока всего живого и неживого». |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|