Теории заговора опасны, даже если они не влияют на поведение
|
|
Многое было сделано в последние годы такими политиками, как Дональд Трамп, и их использованием теорий заговора. В Канаде ряд консервативных политиков высказались в поддержку теорий заговора. Тем не менее, некоторые данные свидетельствуют о том, что те, кто больше всего высказывается о теориях заговора, не обязательно воспринимают их всерьез или, по крайней мере, вряд ли изменят свое поведение, чтобы приспособиться к своим конспирологическим убеждениям. Но, несмотря на это, теории заговора и те, кто их поддерживает, могут представлять серьезную угрозу для общественной безопасности.
|
|
В своей недавней книге когнитивист Хьюго Мерсье предполагает, что мы не поддерживаем все наши убеждения одинаково. Ученые-когнитивисты предположили, что убеждения бывают двух форм: интуитивные и рефлексивные. Интуитивные убеждения тесно связаны с нашим поведением. Рефлексивные убеждения — это убеждения более высокого порядка, и поэтому они дальше удалены от действия. Это различие в типах убеждений приводит к интересному следствию: мы можем придерживаться убеждений, которые не влияют рационально на наше поведение. Связанные исследования показывают, что убеждения могут действовать как сигналы. Мы можем думать, что убеждения в первую очередь полезны, поскольку они направляют действия, но это не единственная их функция. Убеждения функционируют как полезные индикаторы социальных взаимодействий и статуса.
|
|
Некоторые философы и психологи предполагают, что социальное влияние на убеждения отчасти является эволюционной чертой групповой сплоченности, поскольку ложные убеждения часто приобретаются благодаря социальным стимулам, а не индивидуальным обсуждениям. Когда другой человек говорит мне, за какую политическую партию он голосовал, или о своей позиции по социальному вопросу, я понимаю, что эти убеждения также передают набор ценностей. Таким образом, люди могут открыто заявлять о своих убеждениях, чтобы бороться за социальную принадлежность. В то же время эти взаимодействия определяют, как мы приобретаем наши убеждения. Это означает, что я, вероятно, приду к тому, чтобы поддержать убеждения, поддерживаемые в моем социальном сообществе.
|
|
Мерсье объясняет некоторые из этих последствий с помощью теории заговора «Пиццагейт». Pizzagate приобрела популярность во время президентских выборов в США в 2016 году после того, как один из председателей предвыборного штаба Хиллари Клинтон был взломан в результате фишинговой атаки по электронной почте. Слухи быстро набрали обороты на правых платформах, утверждая, что утечка показала, что Клинтон был педофилом, вовлеченным в банду секс-торговли, бегущую из подвала пиццерии в Вашингтоне, округ Колумбия.
|
|
Узнав о заговоре и поверив, что это правда, человек по имени Эдгар Мэддисон Уэлч составил план по освобождению тех, кто содержался в пиццерии. Он поехал в Вашингтон, вооруженный штурмовым оружием, и угрожал персоналу ресторана, чтобы те отпустили пострадавших. Жертв, разумеется, не нашлось, и позже Уэлч был арестован. Уэлч считал, что обвинения в Пиццагейт были правдой, и это напрямую повлияло на его поведение. Он сделал все, что было в его силах, чтобы освободить жертв, которые, как он считал, находились в подвале пиццерии. Это пример интуитивных убеждений, которые ощутимо повлияли на поведение человека.
|
|
Как может выглядеть рефлективное одобрение заговора Пиццагейт? Мерсье обращает внимание на негативный отзыв о пиццерии в сети. Рецензент заявил, что пицца была плохой, а также поддержал теорию заговора. Они также упомянули, что привели в ресторан своих детей. Несмотря на веру в заговор, эта вера не оказала рационального влияния на их поведение. Рациональным ответом на слух о том, что в пиццерии находится банда секс-торговли, было бы не приводить туда собственных детей. Это говорит о том, что рецензент рефлективно поддержал теорию заговора: их открытое убеждение не повлияло на их поведение. Это говорит нам о том, что люди не так доверчивы, как могут предположить некоторые психологические исследования.
|
|
Хотя это говорит нам кое-что интересное о человеческом мышлении, я думаю, что из этого вырисовывается опасный вывод. Поскольку теории заговора не обязательно приводят к массовым изменениям в поведении тех, кто их поддерживает, мы могли бы сделать вывод, что они не так опасны, как их изображают. Мы должны сопротивляться этому импульсу. В случае с Pizzagate якобы миллионы людей поддержали заговор, но только один штурмовал пиццерию. Даже если заговоры не оказывают ощутимого влияния на поведение, у нас все равно есть причины с ними бороться.
|
|
Когда теории заговора распространяют расистские, сексистские и другие проблематичные идеи, увековечение теории (даже если она не сопровождается каким-либо поведением) равносильно разжиганию ненависти. Теории заговора могут быть нацелены на маргинализированные группы, даже если те, кто исповедует конспирологические убеждения, сами не совершают преступлений на почве ненависти. Последовательное изложение теорий заговора также негативно сказывается на уровне доверия населения к экспертам. Это может привести к проблемам с безопасностью, в том числе к недостаточной вакцинации и отрицанию науки о климате, в результате чего люди не смогут понять, что в их интересах.
|
|
Представьте себе, что подавляющее большинство людей пассивно поддерживает теорию заговора против медицины. Они громко заявляют о своей вере, поскольку она служит сигналом их социальной принадлежности. Но когда они заболевают или нуждаются в медицинской помощи, они игнорируют свои заговорщические убеждения и все равно слушают медицинских работников. Мы можем подумать, что это не большая проблема.
|
|
Но теперь предположим, что есть подмножество этого населения, которое интуитивно поддерживает заговор и остается непоколебимым в своих антимедицинских убеждениях. Мы видим, как эти люди могут подвергать риску остальное население, когда возникают реальные угрозы общественному здоровью. Более того, эти сигналы поддержки, тем не менее, все еще приносят вред. Если заговор становится широко распространенным, убеждения людей постоянно психологически подкрепляются, что приводит к завышенному чувству уверенности в своих ошибочных убеждениях и поведении.
|
|
Все это указывает на то, что реальная опасность сопряжена с поддержкой теорий заговора, даже если это не связано с большим количеством людей, позволяющих заговорам управлять своим поведением. Теории заговора и те, кто их поддерживает, могут представлять серьезную опасность. Сигнализировать о заговорщических убеждениях может быть безрассудно. Мы должны быть вложены в приобретение истинных убеждений.
|
|
Источник
|