Самые ранние архитектурные изображения русалок и водяных
|
Сказки о русалках и водяных ходят с нами уже тысячи лет. Со временем истории были окрашены человеческим воображением, и мерфолки приобрели различные оттенки репутации, некоторые из которых не очень лестные. Однако, если мы вернемся к самым ранним временам, чтобы изучить архитектурные изображения водяных и русалок, мы обнаружим, что водяные, как правило, считались полубожественными существами, которые приносили пользу человечеству и даровали процветание и удачу. Они были неотъемлемой частью верований и обрядовых обычаев наших предков. Однако изображения русалок в искусстве и архитектуре резко сократились после начала христианской эры, что может свидетельствовать о том, что взаимодействие между людьми и русалками становилось довольно редким. В период позднего средневековья произошло возрождение изображений русалок, но к тому времени русалки уже превратились в объекты фантазии, и вокруг них крутились замысловатые истории. Во многих случаях в несчастных случаях утопления обвиняли водяных духов или русалок, из-за чего их изображали зловещими или злобными существами, заманивающими людей на смерть, что далеко от того, как к ним относились в древние времена. |
Возможно, самое раннее изображение русалки или русалки находится на древневавилонской (2004 г. до н.э. - 1595 г. до н.э.) скульптуре Энки, шумерского бога мудрости, вод, изобилия, плодородия, цивилизации и ремесел. Энки был владыкой «апсу», что означало подземные водоносные горизонты. В аккадский период Энки также звали Эа, что связывает его с каннанитским богом моря Ямом и ведическим владыкой подземного мира Ямой. Эта статуя изображает Энки восседающим на троне и держащим в левой руке горшок с живительной водой. Воды, вероятно, означают воды «апсу», питающие все пресноводные водоемы мира. У основания трона Энки стоит пара лежачих водяных, держащих в руках горшки с водой. Энки был богом, который послал гибридных рыболюдей, называемых апкаллу, также известных как Семь мудрецов, в Вавилон в допотопный период, которые научили людей всем навыкам и законам цивилизации. Я обсуждал apkallu в моей предыдущей статье. Апкаллу, хотя они тоже были гибридами человека и рыбы, не следует путать с водяными. У апкаллу характерная шапка с рыбьей головой и плащ из рыбьей кожи, слитые с их человеческими телами, тогда как у водяных верх тела человека, а нижняя часть тела рыбы. |
Для водяных в старовавилонский период использовался особый термин - кулуллу (рыбочеловек), а для русалок - кулилту (рыба-женщина). Глиняные фигурки кулуллу, смазанные битумом и покрытые белой пастой, раньше делали для апотропных обрядов, чтобы предотвратить проникновение зла в дом. Виггерман отмечает в своей книге «Месопотамские защитные духи: ритуальные тексты», что «приказы, вложенные в уста кулуллу, характеризуют его как человека, заинтересованного в привлечении в дом процветания и божественной благосклонности». пол дома после завершения ритуалов. В месопотамских ритуальных текстах также говорится, что иконы кулуллу помещали на ворота святилища Мардука, возможно, для защиты от злых влияний. Говорят, что кулуллу был порожден огромным морским драконом по имени Тиамат, который был убит в эпической битве с Мардуком, как описано в Энума Элиш, вавилонском эпосе о сотворении мира. |
Цилиндрическая печать (щелкните, чтобы увидеть изображение) позднего вавилонского периода (около 7 века до н. э.), выставленная в Британском музее, изображает апкаллу вместе с водяным (кулуллу) и русалкой (кулилту). На сайте Британского музея есть следующее описание печати: «Натуралистическая пальма окружена «апкаллу» в рыбьем плаще с шишкой и ведром слева и бородатым водяным и русалкой справа… Водяной и русалка поднимают правую руку и протягивают другую. вниз; они носят рогатые головные уборы с круглым верхом (рога русалки повреждены сколом), а у русалки на спине свисает полоса, оканчивающаяся тремя просверленными отверстиями». |
Тот факт, что водяные и русалки носят рогатые шлемы — знак божественности в месопотамском искусстве, — указывает на то, что русалки считались божественными по происхождению. Одна из странностей этой печати заключается в том, что на ней изображена «пальма», окруженная апкаллу, русалкой и водным человеком. В то время как апкаллу могут ходить по суше, мерфолки не могут, и на этом изображении тюленя они кажутся плавающими в воде. Это означает, что пальма находится под водой. Вавилоняне, по-видимому, верили, что внутри «апсу», то есть подземных водоносных горизонтов, есть островки зелени, на которых растут всевозможные растения и деревья; и некоторые из них считались священными и достойными почитания. Может быть, это рай Энки в апсу? |
В неоассирийский период (ок. 900–600 до н. э.) фигурки водяных и русалок продолжали использоваться в бытовых апотропных ритуалах для отражения зла. Настенные рельефы во дворце царя Саргона II в Дур-Шаррукине, Хорсабад, показывают, как ассирийцы перевозят на лодках лес для строительства своей новой столицы в Дур-Шаррукине. Помимо различных водных животных, таких как рыбы, черепахи, змеи и т. д., настенные рельефы изображают пару водяных, небрежно плывущих по воде. Их руки подняты в акте благословения или молитвы, как будто они желают морякам счастливого пути. Это согласуется с верой, существовавшей во многих фольклорных сказках на протяжении веков, что русалки и русалки обладают пророческой силой и могут предупреждать моряков о плохой погоде и надвигающихся штормах, напевая или бросая камни в море. Их доброжелательность и благословения считались необходимыми для безопасного океанского путешествия. |
Есть пара интригующих терракотовых табличек с изображением русалки из археологических раскопок Чадракетугарх, расположенных недалеко от города Калькутта в Восточной Индии. Эти терракотовые плиты удивительного мастерства были изготовлены где-то между 200 г. до н.э. – 100 г. до н.э. На первой табличке изображена русалка, плавающая в озере и держащая в руках то, что могло быть зеркалом. Зеркало ассоциировалось с русалками во многих фольклорных сказках и воспринималось как указание на тщеславие русалки. Но можно возразить, что, возможно, русалка использует зеркало для предсказания будущего, подобно тому как прорицатель смотрит в хрустальный шар. В конце концов, русалки считались пророческими. |
Вернувшись к табличке, мы видим, что на берегу собралась толпа людей, глазеющих на русалку. На место прибыл атаман, и один из его помощников указывает ему на русалку. На берегу стоят трое рыбаков, на плечах у них висит большая рыболовная сеть. На второй табличке изображена та же русалка, запутавшаяся в рыболовной сети. Сцена несколько изменилась, и она больше не держит зеркало, что говорит о том, что это может быть другой день. Несколько рыбаков держат сеть и построили вокруг нее баррикаду. Некоторые люди на берегу машут русалке. И снова вождь прибыл на карете, запряженной лошадьми, по-видимому, все в восторге от «улова дня». |
Возможно, это единственный случай, когда мы видим русалку, запутавшуюся в рыболовной сети. Это несколько странно, поскольку русалки считались полубожественными существами, обладающими сверхъестественными способностями, и поэтому они должны были легко ускользать от рыбаков. Действительно ли эта русалка хотела попасть в ловушку, чтобы встретиться с красивым вождем? Назревала ли между ними история любви, о которой мы не знаем? Или возможно, что русалок можно поймать с помощью рыболовных сетей? Параллель этой сцене есть в корейской народной сказке неизвестной древности. «Рыбак Чоу с острова Джанбонг столкнулся с нищетой, потому что его ежедневный улов рыбы был очень плохим. Однажды он подумал, что наконец-то поймал очень большую рыбу, но, вытащив сеть, вместо нее нашел очень красивую инео (русалку). Она не говорила, но смотрела на него, умоляя отпустить ее. Он сжалился над инео и бережно вернул его в море. На следующий день и в последующие дни его сеть была полна рыбы. Он думал, что это изобилие было подарком инео в обмен на ее освобождение».[3] |
Это одни из самых ранних дохристианских археологических изображений водяных и русалок. Из этих артефактов следует, что русалки и водяные обычно считались божественными или полубожественными существами, которые могли принести процветание и отвратить зло, если их умилостивить. Они были тесно связаны с Энки — владыкой апсу (подземных водоносных горизонтов) — и с мудрецами апкаллу. С древних времен моряки верили, что мерфолки могут помочь им в морских путешествиях, предупреждая о надвигающихся штормах — роль, которую теперь взяли на себя синоптики. Судя по всему, русалки могли попасть даже в рыболовные сети, а когда их выпускали, выражали благодарность, даруя удачу. |
Возможно, это было одной из причин, по которой после начала христианской эры количество наблюдений и общения с русалками сократилось? Поскольку люди начали неуважительно относиться к своей природной среде, сбрасывать мусор и токсичные химикаты в водоемы, пытаться поймать или причинить вред этим экзотическим морским существам, возможно, они решили уйти в подземные водоносные горизонты, чтобы избежать контакта с людьми. Кто мог обвинить их в этом? |
Использованная литература: |
1 F. A. M. Wiggermann, Mesopotamian Protective Spirits: The Ritual Texts, IYX&PP Publications, Groningen, 1992, p 52,53 |
2 “Kulullu”, Wikipedia |
3 Sarah Keith, Sung-Ae Lee, "Legend of the Blue Sea: Mermaids in South Korean folklore and popular culture", Scaled for Success: The Internationalisation of the Mermaid(2018) edited Philip Hayward, Indiana University Press, p 78–79 |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|