Уточнили способ доставки глыб для строительства пирамид
|
Вопрос, как древние народы перемещали крупные каменные блоки на большие расстояния, стабильно волнует не только широкую публику, но и ученых. Например, до сих пор нет единого мнения по поводу передвижения огромных монолитных статуй моаи по Рапа-нуи (остров Пасхи). История строительства египетских пирамид чуть более понятна, но темных мест достаточно и в ней. В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована работа международной группы ученых, в которой авторы объясняют, как перемещали блоки для строительства Великих пирамид на плато Гиза. |
История их строительства довольна запутана. С одной стороны, у нас есть письменный источник, где этот вопрос вроде бы раскрыт. С другой — этим источником является II книга «Истории» Геродота. Геродот, конечно, сам побывал в Египте и лично собирал информацию, только вот жил он сам в V веке до нашей эры, и посетил Египет спустя 2 тысячи лет после строительства пирамид в Гизе. К моменту его визита прошло уже полторы тысячи лет после завершения строительства последней египетской пирамиды (фараона XII династии Аменемхета III). То, что он не знал египетский язык и объяснялся с местными с помощью переводчика, на этом фоне выглядит сущей мелочью. |
Геродот упоминает, что блоки для строительства пирамид перемещали по воде. Увы, до современного русла Нила от плато Гиза довольно приличное расстояние. Другой античный историк Диодор Сицилийский, живший в I веке до нашей эры, пишет о перевозке камня на большое расстояние — но не говорит о способе. Как бы ни были скупы эти исторические сведения, они все же заставляют предположить, что был какой-то водный путь, подходивший к пирамидам ближе, чем Нил, каким мы его видим сейчас. Несколько лет назад археологи, работавшие недалеко от пирамид, нашли следы водных осадочных пород и предположили, что это и есть русло исчезнувшего водного пути, скорее всего рукава Нила. Его даже назвали рукавом Хеопса. |
Авторы новой работы ставили цель не просто подтвердить существование древнего рукава, но прежде всего выяснить его полноводность, уточнить, каким именно он был в середине III тысячелетия до нашей эры, когда строили Великие пирамиды. Логика здесь в том, что блоки для пирамид были массивными, и неглубокое или пересыхающее русло для их подвоза не годилось. Чтобы реконструировать гидрологическое прошлое в этом районе, исследователи отобрали пять кернов в пойме Нила, недалеко от Гизы. Они измерили количество пыльцы, найденной в разных частях кернов. Временные периоды, когда воды было много, должны были содержать больше пыльцы, чем засушливые периоды, пишут авторы работы. |
Анализ пыльцы показал, что в то время, когда древние египтяне строили пирамиды Гизы, воды было достаточно много, чтобы рукав Хеопса протекал непосредственно рядом с пирамидами. Ранее существовали предположения, что египтяне вырыли канал, по которому пустили воду из Нила, чтобы получить речной путь к месту строительства. Теперь же ясно, что Нил в тот период был достаточно полноводен и вместо искусственного канала у подножия пирамид протекал его естественный рукав. По мнению ученых, было бы очень трудно, если не невозможно, построить пирамиды без этого рукава Нила и без высокого уровня воды в нем. Когда именно исчезло ответвление, точно не известно. Но исследование показывает, что уже 2400 лет назад уровень воды в рукаве Хеопса был очень низким, он пересыхал. Результаты исследования хорошо согласуются с предыдущими археологическими находками, которые показали наличие гавани недалеко от пирамид. В работе также отмечается: сходная картина следует из древних папирусов, найденных несколько лет назад. В них подробно описаны рабочие, доставлявшие известняк в Гизу на лодках. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|