Ученые пытаются научить робота выражать радость
|
Роботы, как известно, холодны, тверды и бесчувственны, поэтому они, возможно, не самая лучшая аудитория для вашей любимой шутки про тук-тук. Однако ученые в Японии стремятся изменить свою репутацию, обучая их, когда и как смеяться, с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Исследователи создали андроида по имени «Эрика», которого они обучили обнаруживать смех в разговоре, а затем решать, следует ли смеяться в ответ и какой смех будет лучше. Затем за ее разговорами и смехом наблюдали добровольцы, которые решили, что ее ответы демонстрируют сочувствие и человечность. Ведущий автор доктор Кодзи Иноуэ из Киотского университета сказал: «Мы считаем, что одной из важных функций разговорного ИИ является эмпатия. |
«Разговор, конечно, мультимодальный, а не только правильные ответы. «Поэтому мы решили, что один из способов, которым робот может сопереживать пользователям, — это поделиться их смехом, чего нельзя сделать с помощью текстового чат-бота». Целью исследования, опубликованного сегодня в журнале Frontiers in Robotics and AI, была разработка ИИ, способного понимать нюансы человеческого юмора. Хотя можно было бы научить алгоритм распознавать смех или читать шутку, эти способности не позволили бы ему воспроизвести естественную беседу. Сначала исследователи разработали для Эрики модель «совместного смеха», которая позволила бы ей реагировать на человеческий смех как на эмпатический ответ. |
Эта модель задает три последовательных вопроса, чтобы робот мог правильно отреагировать на реплику. Сначала «Рассмеялся ли пользователь?», затем «Смеется ли Эрика в ответ?». и, наконец, если она ответит утвердительно на оба вопроса, «Какой тип смеха правильный?». Типы смеха, которые Эрика выберет: «социальный смех», вежливое хихиканье, чтобы заполнить разговор, когда юмор не задействован, или «веселый смех» для забавных ситуаций. Чтобы научить ИИ эффективно использовать модель совместного смеха, исследователи собрали данные, отправив роботу скоростное свидание. Эрика, которой дистанционно управляли четыре актрисы-любительницы, провела более 80 диалогов со студентами университета мужского пола. Смех, который появлялся во время разговоров, затем классифицировали как сольный, социальный или веселый. |
Затем это использовалось для обучения нейронной сети Эрики тому, как решать, когда уместно смеяться и какой тип смеха использовать. Доктор Иноуэ сказал: «Нашей самой большой проблемой в этой работе было выявление фактических случаев совместного смеха, что непросто, потому что, как вы знаете, большая часть смеха на самом деле вообще не разделяется. «Нам пришлось тщательно классифицировать, какой именно смех мы могли бы использовать для нашего анализа, а не просто предполагать, что на любой смех можно отреагировать». Затем недавно развитое чувство юмора Эрики подверглось испытанию, усадив ее за несколько разговоров с человеком. Были написаны четыре коротких диалога, каждый из которых вызывал у робота разные реакции во время запуска модели совместного смеха. В первом случае она произносила только социальный смех, во втором и третьем — только веселый смех, а в четвертом — оба вида смеха вместе взятые. |
Помимо модели совместного смеха, разработанной во время скоростных свиданий, команда также создала две другие базовые модели для сравнения. В одном она никогда не смеялась во время разговора, а в другом она издавала общий смех всякий раз, когда человек смеялся, независимо от контекста. Затем Эрика принимала участие в каждом из четырех диалогов, запуская общую модель смеха и обе базовые модели. Их записали и прослушали более 130 человек, которые оценивали взаимодействие на основе эмпатии, естественности, человечности и понимания. Модель совместного смеха, в которой Эрика задавала себе три вопроса, чтобы определить свою реакцию смеха, показала лучшие результаты, чем любая из базовых моделей. «Наиболее важным результатом этой статьи является то, что мы показали, как мы можем объединить все три задачи в одном роботе», — сказал доктор Иноуэ. |
«Мы считаем, что этот тип комбинированной системы необходим для правильного поведения при смехе, а не просто для обнаружения смеха и реакции на него». Эрика ограничена социальным и веселым смехом, и есть много других стилей, которым она должна научиться, прежде чем она сможет вести естественную, человеческую беседу. Доктор Иноуэ сказал: «Существует много других функций и типов смеха, которые необходимо учитывать, и это непростая задача. «Мы даже не пытались смоделировать неразделенный смех, хотя он самый распространенный. «Роботы на самом деле должны иметь особый характер, и мы думаем, что они могут показать это своим разговорным поведением, таким как смех, взгляд, жесты и стиль речи. «Мы не думаем, что это совсем простая проблема, и может пройти от 10 до 20 лет, прежде чем мы, наконец, сможем пообщаться с роботом, как с другом». |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|