У человека изначально существует потребность в ритуалах
|
В конце каждого лета толпы людей стекаются в пустыню Блэк-Рок в Неваде, чтобы построить импровизированный город размером с итальянский город Пиза. Они называют его Блэк Рок Сити. Через несколько дней они сожгут его дотла, не оставив и следа. За время, проведенное вместе, они переживают феерию уникальных впечатлений. В диких костюмах и на карнавальных транспортных средствах они посещают красочные парады, зрелищные световые шоу и интерактивные художественные инсталляции. С момента его создания в 1986 году посещаемость увеличилась с нескольких десятков человек до более чем 70 000 и сотен тысяч в различных региональных версиях по всему миру. В опросах бернеры, как они сами себя называют, сообщают, что испытывают сильное чувство связи во время мероприятия. Более трех четвертей говорят, что их опыт был трансформационным, более 90% говорят, что эти преобразующие эффекты продолжались после их пребывания, и более 80% говорят, что они оказали постоянное влияние на их жизнь. Подавляющее большинство возвращается снова, многие из них каждый год. Что делает это странное событие таким значимым для стольких людей? |
Подавляющее большинство Бёрнеров идентифицируют себя как нерелигиозные, однако глубоко духовный опыт, о котором они сообщают, напоминает опыт религиозных групп. Действительно, сходство с религией не случайно. Событие Burning Man, как стало известно, началось с встречи нескольких друзей в день солнцестояния на Бейкер-Бич в Сан-Франциско. В 1986 году они решили построить деревянное чучело, а затем поджечь его. Соучредитель Ларри Харви назвал это «спонтанным актом радикального самовыражения». Когда люди начали собираться, чтобы посмотреть, они поняли, что создали ритуал. В следующем году они расклеили листовки и собрали еще больше людей. С тех пор он растет. Харви был заядлым читателем антропологических теорий религии. Его особенно интересовала роль ритуала в создании значимого опыта. Он утверждал, что эти переживания направлены на изначальную человеческую потребность: «Желание принадлежать месту, принадлежать времени, принадлежать друг другу и принадлежать чему-то большему, чем мы сами, даже посреди непостоянства." |
Как антрополог ритуалов, я вижу, что церемония лежит в основе Burning Man. Это начинается, как только Бёрнеры проходят через ворота. При входе люди сигнализируют о своем прибытии, звоня в колокольчик. Они обнимаются и приветствуют друг друга, говоря: «Добро пожаловать домой!» Этот дом считается священным, символически разграниченным и защищенным от загрязняющего влияния «мира по умолчанию», как они называют внешний мир. Уходя, они проведут обряд очищения, убрав все «неуместное» — все, что не принадлежит пустыне, от пластиковых бутылок до блесток. Оставив позади свое имя по умолчанию, они используют свое «игровое имя». Это имя было подарено им другим сжигателем и используется для обозначения их новой идентичности в плайя (бассейн пустыни). Они также отказываются от многих удобств внешнего мира. Денежные операции запрещены, равно как и бартер. Вместо этого они практикуют экономику дарения, построенную по образцу традиционных церемониальных обычаев. |
Антропологи отмечают, что такие системы церемониального обмена могут иметь важное социальное значение. В отличие от экономических обменов, которые дают эквивалентные результаты, каждый акт пожертвования создает чувство благодарности, обязательства и общности, увеличивая как личное удовлетворение, так и социальную солидарность. Храм Burning Man — еще одно свидетельство силы ритуала. Когда в 2000 году скульптора Дэвида Беста пригласили для создания инсталляции, он возвел деревянную конструкцию без какой-либо цели. Но когда член экипажа погиб в аварии на мотоцикле, посетители начали приносить на память людей, которых они потеряли, а позже собрались, чтобы посмотреть, как он сгорит в конце мероприятия. |
Его стены покрыты тысячами заметок, фотографий и памятных вещей. Они напоминают о вещах, которые люди хотят оставить: личную потерю, развод, оскорбительные отношения. Все это поглощается огнем в последнюю ночь, когда зрители собираются, чтобы молча посмотреть, многие из них в слезах. Такое простое символическое действие, по-видимому, имеет удивительно мощный катарсический эффект. Кульминацией недельного мероприятия станет торжественное разрушение двух самых больших сооружений, вырисовывающихся в центре эфемерного города. В предпоследнюю ночь деревянное чучело, известное как «Человек», превращается в пепел. А в финальном акте все собираются, чтобы посмотреть на сожжение храма. |
Самые старые известные церемониальные постройки, такие как Гёбекли-Тепе в Турции, появились еще до земледелия и постоянного поселения. Хотя для их постройки потребовались огромные усилия, они, как и Блэк-Рок-Сити, использовались только эфемерными сообществами: группами охотников-собирателей, которые путешествовали на большие расстояния, чтобы посетить их. Только спустя сотни лет были обнаружены свидетельства поселений в этих районах. Это побудило археолога Клауса Шмидта предположить, что именно жажда ритуалов привела этих охотников-собирателей к постоянным поселениям, проложив путь цивилизации. |
Трудно сказать, является ли эта радикальная гипотеза исторической правдой. Но такие феномены, как Burning Man, могут подтвердить мнение о том, что человеческая потребность в ритуалах первобытна. Он предшествует организованной религии и выходит за ее пределы. Burning Man не поддается строгому определению. Когда я попросил Бернеров описать это, они использовали такие термины, как движение, сообщество, паломничество или социальный эксперимент. Что бы это ни было, я считаю, что беспрецедентный успех Burning Man связан с его способностью создавать для своих участников значимый опыт, отражающий более сильное человеческое стремление к духовности. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|