Таинственный экзорцизм Мари Элизабет де Ранфаинг
|
Мари Элизабет де Ранфаинг, родившаяся 30 октября 1592 года в семье мелкой знати в Ремиремонте, Лотарингии, Фансе, поначалу имела довольно тяжелую жизнь. Когда она была очень молода, ее родители вынудили ее выйти замуж за гораздо старшего дворянина, которого она не любила, по имени Франсуа Дюбуа. Это был брак по расчету и репутации, как это часто бывает в знатных семьях, но хотя Мария прожила с Дюбуа достаточно долго, чтобы родить от него троих, а по некоторым сведениям и шестерых детей, она вела несчастную жизнь, а Дюбуа описывали как оскорбительный, пьяный надсмотрщик. После многих лет в 1617 году она бежала в монастырь в герцогстве Лотарингия, Франция, чтобы избежать своего положения и стать служителем Бога, оставив мужа и детей. Затем она попадет в хорошие руки, но нависли темные тучи, и Мари вот-вот должна была стать центром одного из самых странных исторических рассказов об одержимости демонами. |
В монастыре Мария вела добродетельную и целомудренную жизнь, время от времени выезжала в город по делам, а иногда посещала светские мероприятия. Именно на одном из таких мероприятий она познакомилась с известным доктором по имени Чарльз Повойт, который быстро влюбился в нее. Повойт начал постоянно пытаться ухаживать за Мари, следил за ней и много раз делал ей предложения, игнорируя ее просьбы оставить ее в покое и тот факт, что она была добродетельной, религиозной женщиной, давшей обет целомудрия. Казалось, это только заставило доктора стараться еще сильнее и хотеть ее еще больше. Он начал непрерывно преследовать ее, что привело к тому, что он тайно подсовывал ей различные травяные любовные зелья, которые он состряпал с помощью оккультных книг и которые должны были покорить ее раз и навсегда. В некоторых случаях они, казалось, действительно срабатывали, поскольку, как сказал бы ее историограф д'Аргомбэ, они доставляли ей «необъяснимую муку, когда она видела, как ее ум наполняется мыслями, а сердце – чувствами, привязанностью к человеку, к которому она ужасалась, испытывая страх». их." Затем у нее начались интенсивные видения гибели. Однажды вечером ей приснился яркий сон, в котором на нее напала и съела группа мужчин во главе с Повуа, а на следующий день ее охватил ужас, когда она увидела группу мужчин, устроивших пикник, из которых г-н де Порселе, епископ Тульский позже напишет: |
При виде нескольких мужчин, собирающихся приступить к еде, которую они берут из корзины, во время паломничества в Сен-Мон, в получасе ходьбы от дома Элизабет де Ранфаинг, святой вдруг осознает значение предчувствия. сон, приснившийся ей прошлой ночью: великое множество сильных, крепких мужчин волокло ее к варварскому алтарю, посвященному Купидону, и заставило ее преклонить колени перед этим похотливым богом. Среди своих мучителей она прекрасно узнала доктора Пуаро, который еще раз сказал, что любит ее платонической любовью, неотделимой от почитания ее как святой. Друзья вдовы пытались убедить ее, что мужчины не собираются есть ее живьем, но, бледная и дрожащая, она бросилась в часовню, чтобы повторить свои обеты вечного целомудрия, у ног Марии. Она вышла снова через час, потому что ей нужно было поесть. Пуаро был там, излучая злобную радость, делая ей комплименты, беспокоясь о ее бледности, советуя ей не пить только воду, другими словами, действуя как настоящий демон-суккуб, готовый спуститься на свою добычу. |
Это оказалось бы предзнаменованием того, что должно было произойти. Эти приворотные зелья в основном просто сильно ухудшили здоровье Мари и, возможно, были причиной странной серии событий, которые вот-вот должны были произойти. Болезнь Мари ухудшалась, но ни один врач не мог найти с ней никаких физических отклонений, а затем однажды она начала говорить на языках, которых никогда раньше не знала и не изучала, и у нее начались неистовые, часто разрушительные приступы крика и плача. Это должно было убедить Церковь в том, что она, возможно, находилась под влиянием демонической одержимости, и поэтому Марии было устроено путешествие в город Нанси, столицу герцогства Лотарингия, где она была опрошена и осмотрена уважаемым врачом. Имя Реми Пичарда. После тщательного обследования Пичард пришел к выводу, что ее поведение и симптомы действительно, скорее всего, были вызваны демонической одержимостью, и поэтому был устроен экзорцизм, на котором присутствовал Пишар, епископ Тульский, и различные церковные деятели, теологи, монахи, врачи. и представители королевского двора. Экзорцизмы начались 2 сентября 1619 года и почти сразу вызвали демонстрацию сверхъестественной демонической силы пораженной женщины. Епископ Тульский так описал бы причудливую сцену: |
Начнем с того, что шея прекрасной мадам де Ранфаинг раздувается до такой степени, что кажется, будто ее голова прижата к ее телу. У наблюдающего доктора Пишара, как и у всех остальных, создается впечатление, что дьявол так растягивает ее тело, что оно кажется длиннее на добрых полтора фута. Постепенно чернеет благодатный лик святой, пенится рот и сверкающие глаза, вращающиеся и необыкновенно вращающиеся, представляют собой трудное зрелище для всех. Внезапно Элизабет падает на землю и начинает извиваться, как змея. Ненадолго, потому что невидимая сила поднимает ее живот в воздух, а ноги и руки продолжают касаться пола. Затем дьявол помещает ее в симметрично противоположную позу, так что теперь ее живот служит точкой покоя. Внезапно прелат и добрые отцы видят, как она взбирается на колонну, поддерживающую соседнюю часовню, используя только одну руку. Достигнув балюстрады, она опирается на нее левой ногой, а всем остальным телом зависает в пространстве на долгие минуты. Зрители, затаив дыхание, испускают несколько восклицаний, когда, незаметно для себя, лукавая позволяет ей упасть с высоты семи футов. Гибкая, как акробатка Pont-Neuf, она мягко касается плитки переулка. Дьявол очень остерегается бесстыдно обнажать какую-либо часть тела святого. На протяжении всего выступления ее многочисленные слои одежды плотно прилегают к телу. |
Затем Мария начала говорить на латыни и других языках, включая греческий, итальянский, немецкий и иврит, отвечая на вопросы собравшихся экзорцистов и разъясняя различные богословские вопросы с большой ясностью и точностью. Она прекрасно говорила на всех этих языках, даже указывая на грамматические ошибки, сделанные теми, кто ее допрашивал, что продемонстрировало лингвистические способности, далеко превосходящие то, чем обладала сама Мари. Во время экзорцизма она также назвала доктора Повойта союзником Дьявола, чтобы помочь ему овладеть ею, из-за чего его арестовали и в конечном итоге казнили за колдовство. Демон также выполнял различные команды, направленные на него на нескольких языках, демонстрировал сверхъестественные способности и ходил по комнате, выкрикивая тайные грехи и грязные мысли всех присутствующих, к их большому шоку и смущению, а также проявлял мощную способность читать мысли, направленные на него. В книге Огюстина Кальме «Призрачный мир», первоначально опубликованной в 1850 году, говорится о некоторых из них: |
Преподобный Отец Альберт, Капуцин, повелев ему (бесу) по-гречески семь раз креститься языком своим, в честь семи радостей Богородицы, трижды крестился своим языком, а затем дважды носом; но святой человек снова велел ему перекреститься языком семь раз; он так и сделал; и, получив на том же языке повеление целовать ноги лорда-епископа Тульского, он пал ниц и целовал его ноги. Тот же отец, заметив, что демон хочет опрокинуть Бенитье, или чашу со святой водой, находившуюся там, приказал ему взять святую воду и не проливать ее, и тот повиновался. Отец повелел ему давать знаки владения; он ответил: «О владении достаточно известно». — добавил он по-гречески: — Приказываю тебе отнести святой воды правителю города. Демон ответил: «На этом языке не принято заклинать нечистую силу». Отец ответил по-латыни: «Не тебе навязывать нам законы; но церковь имеет право командовать тобой на любом языке, который она сочтет нужным. |
Тогда демон взял чашу со святой водой и отнес ее хранителю капуцинов, герцогу Эрику Лотарингскому, графам Брионнам, Ремонвилям, ла Во и другим сеньорам. Врач г-н Пишар сказал ему фразой, частью еврейской, частью греческой, вылечить голову и глаза одержимой женщины; едва успел он договорить последние слова, как бес ответил: «Верьте, не мы тому причина; ее мозг от природы влажный: это происходит от ее естественной конституции». затем г-н Пишар сказал собравшимся: «Обратите внимание, джентльмены, что он одновременно отвечает и на греческом, и на древнееврейском». «Да, — ответил демон, — ты найдешь горшок с розами и тайну; Я больше не буду тебе отвечать». |
Было довольно много вопросов на иностранных языках, что свидетельствовало о том, что он их очень хорошо понимал. Демон не слушался голоса только экзорцистов; он повиновался даже тогда, когда они просто шевелили губами, или держали руку, или носовой платок, или книгу на устах. Кальвинист однажды тайно смешался с толпой, экзорцист, которого предупредили об этом, приказал демону пойти и поцеловать его ноги; он пошел немедленно, мчась сквозь толпу. Г-н Пишар рассказывает о нескольких неизвестных и скрытых вещах, которые показал демон, и о том, что он совершил несколько подвигов, которых не может ни один человек, каким бы проворным и гибким он ни был, достичь с помощью природной силы или мощи; например, ползание по земле без использования рук или ног, кажется, что волосы стоят прямо, как змеи. |
Экзорцизм продолжался годами, пока в 1625 году не было окончательно объявлено, что демон покинул тело Марии. После долгого и бурного изгнания нечистой силы Марии Элизабет де Ранфаинг медицинское сообщество отнеслось к этому скептически. Было указано, что демоническая одержимость, скорее всего, была просто конвульсиями и психическим расстройством, вызванным ядовитыми любовными снадобьями, которые Повойт дал Мари, но как это объясняет левитацию, чтение мыслей, языковые способности и многочисленные другие проявления сверхъестественных способностей? ? Могло ли лекарство вызвать эти симптомы и поведение в течение семи лет, которые тянулось это изгнание нечистой силы? Также считалось, что Мари могла все это подделать, но зачем этой религиозной и честной женщине заниматься этим так долго? Что она от этого выиграет? Кальме также указал, что присутствовавшие были уважаемыми и учеными мужчинами, которые вряд ли были бы так обмануты молодой женщиной, просто страдающей бредом или пытающейся их обмануть. Кальмет писал бы: |
Я опустил очень много подробностей, связанных с изложением экзорцизма и доказательств одержимости мадемуазель де Ранфан. Думаю, я сказал достаточно, чтобы убедить любого искреннего и беспристрастного человека в том, что ее обладание столь же несомненно, как и все эти вещи. Дело произошло в Нанси, столице Лотарингии, в присутствии большого числа просвещенных людей, двое из которых были из дома Лотарингии, оба епископы и хорошо осведомлены; в присутствии и по приказу милорда де Порселе, епископа Тульского, человека самого просвещенного и выдающегося; двух докторов Сорбонны, призванных специально для того, чтобы судить о реальности одержимости; в присутствии людей так называемой реформатской религии и очень остерегаются подобных вещей. Было видно, как далеко отец Питуа зашел в своей дерзости против рассматриваемого владения; он получил выговор от своей епархии и начальства, которое заставило его замолчать. |
Мадемуазель де Ранфан известна как женщина необычайной добродетели, благоразумия и достоинств. Невозможно представить себе причину, по которой она симулировала обладание, причинившее ей тысячу причин. Следствием этого ужасного испытания стало установление своего рода религиозного порядка, от которого церковь получила много назидания и от которого промыслительно прославился Бог. Г-н Николя де Арле Санси и г-н Виарден - люди, заслуживающие большого уважения как за их личные заслуги, их талант, так и за высокие должности, которые они занимали; первый был французским послом в Константинополе, а другой резидентом доброго герцога Генриха при римском дворе; так что я не думаю, что мог бы привести более подходящий пример, чтобы убедить вас в том, что существуют настоящие и подлинные владения, чем пример мадемуазель де Ранфан. |
Как бы то ни было, все экзорцисты подписали заявления, подтверждающие законность владения, и Церковь признала это подлинным случаем. Мари основала Орден убежища для женщин, оправившихся от проституции в 1631 году, и прожила мирную, добродетельную жизнь без дальнейших происшествий вплоть до своей смерти в 1649 году. Было ли что-то во всем этом? Что поразило эту бедную женщину и как объяснить различные явления, увиденные этими, казалось бы, безупречными свидетелями? Возможно, мы никогда не узнаем наверняка, и это остается довольно неясным, но интригующим случаем возможной одержимости демонами. |
Источник |