Тест золотого сечения является подделкой
|
|
У Эмбер Херд одно из самых красивых лиц в мире, по словам косметического хирурга Джулиана Де Сильвы. Иск был переработан в течение нескольких лет и недавно вновь всплыл после судебного разбирательства Херд с бывшим мужем Джонни Деппом. Но на чем основано это утверждение? Что ж, по словам Де Сильвы, Хёрд высоко оценивает «тест на золотое сечение». Этот тест оценивает красоту лица человека на основе того, насколько его пропорции лица близки к золотому сечению. Но действительно ли это формула красоты? Пифагорейцы впервые открыли золотое сечение, также называемое «божественной пропорцией», около 2400 лет назад. Это математическое значение, называемое «фи», представленное греческим символом Фи и равное примерно 1,618. Пифагорейцы были мистическим культом математиков, которые видели во многих числах мистическое, философское и даже этическое значение. Своим символом они выбрали пентаграмму. С его пятикратной симметрией он символизировал для них здоровье.
|
|
Пентаграммы интересны с математической точки зрения, не в последнюю очередь потому, что они демонстрируют любопытное отношение Фи. На изображенной пентаграмме четыре жирные черные линии увеличиваются в длину на Фи с каждым шагом. Таким образом, длинная горизонтальная линия на Фи длиннее, чем длина стороны, выделенной жирным шрифтом. Точно так же рассмотрим шесть кругов одинакового размера, расположенных в два ряда по три и вложенных в один большой круг (как показано на рисунке). Радиус большого круга в Фи раз больше диаметра маленьких кругов. Золотое сечение также связано со знаменитой последовательностью чисел Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34…). Отношения между одним числом и другим становятся все ближе и ближе к Фи по мере того, как числа становятся больше. Например: 13/8 = 1,625, 21/13 = 1,615, 34/21 = 1,619 и так далее. Числа Фибоначчи и их золотое сечение на удивление распространены в математике. Они также появляются в природе, создавая красивые спирали в некоторых цветах, сосновых шишках и вращающихся рукавах некоторых галактик.
|
|
Под влиянием пифагорейцев и их любви к красивой математике греческий философ Платон (423–347 до н. э.) предположил, что физический мир является несовершенной проекцией более прекрасного и «реального» царства истины и идеалов. Ведь идеальных треугольников и пентаграмм в реальной жизни не существует. Согласно Платону, эти истины и идеалы можно увидеть в физическом мире только с помощью логических рассуждений или путем создания симметрии и порядка, через которые они могут сиять. Это сильно повлияло на западное мышление, включая современную науку и ее презумпцию универсальных законов природы, таких как законы движения Исаака Ньютона или уравнение специальной теории относительности Альберта Эйнштейна: E = mc2. Одним из пропагандистов идей Платона был математик эпохи Возрождения Лука Пачоли. В 1509 году Пачоли опубликовал письменную трилогию о золотом сечении под названием «Божественная пропорция» с иллюстрациями Леонардо да Винчи. Эта широко влиятельная работа вызвала первый всплеск общественного интереса к золотому сечению.
|
|
Это также продвигало идею Платона о том, что человеческие тела должны в идеале удовлетворять определенным божественным математическим пропорциям. Да Винчи выразил этот идеал в своей знаменитой иллюстрации «Витрувианский человек». Адольф Цейзинг в своих книгах, опубликованных между 1854 и 1884 годами, развил эту идею. В своей последней книге «Der Goldne Schnitt» он утверждал, что все самые красивые и фундаментальные пропорции связаны с золотым сечением не только в телах, но и в природе, искусстве, музыке и архитектуре. Это привело к популярному утверждению, что древнегреческое искусство и архитектура отличались золотым сечением и поэтому были красивыми. Но, как описывает Марио Ливио в своей книге «Золотое сечение», этот миф был развеян. Нет никаких записей о том, что древние греки упоминали золотое сечение за пределами математики и нумерологии, и исследования показывают, что Фи очень редко встречается в древнегреческом искусстве и архитектуре.
|
|
Признанный самым красивым зданием в мире в 2017 году, Парфенон в Афинах, как утверждается, имеет Фи среди своих пропорций. Но тщательные расчеты показывают, что это утверждение ложно. И все же миф выжил. Сегодня золотое сечение продвигается в искусстве, архитектуре, фотографии и пластической хирургии из-за его предполагаемой визуальной красоты. Среди тех, кто продвигает золотое сечение как идеал красоты, косметический хирург Стивен Р. Марквардт. В 2002 году Марквардт заявил, что обнаружил, что золотое сечение определяет красивые пропорции лица. Например, он утверждал, что идеальное лицо должно иметь рот в Фи раз шире, чем нос. Затем Марквардт создал геометрическую маску для лица, которая представляет «идеальные» пропорции лица для косметических хирургов и ортодонтов — по его словам, «как парадигму идеального окончательного эстетического результата». Он также утверждал, что маску можно использовать для объективной оценки красоты, что привело к тесту золотого сечения. Заявления Марквардта оказали большое влияние. Пластическая хирургия часто руководствуется измерениями золотого сечения, и приложения с тестом золотого сечения пользуются популярностью.
|
|
Чтобы изучить «привлекательные» лица, Марквардт измерил пропорции лиц киноактеров и моделей. Таким образом, именно его исследование этой избранной группы людей привело к его утверждениям и маске. Но утверждения Марквардта с тех пор были опровергнуты, а критерий золотого сечения развенчан. Исследования показывают, что маска Марквардта не представляет африканцев к югу от Сахары или выходцев из Восточной Азии, а также не представляет южных индийцев. Фактически, он в основном представляет черты лица небольшой популяции маскулинизированных женщин Северо-Западной Европы. Этот взгляд, как отмечается в одном исследовании, «видим у манекенщиц». Фактически, данные свидетельствуют о том, что, хотя пропорции лица могут коррелировать с воспринимаемой красотой лица, эти соотношения зависят от биологических и культурных факторов.
|
|
Одно исследование победительниц конкурса «Мисс Вселенная» 2001–2015 годов ярко продемонстрировало это. Во многих культурах эти победители считаются очень красивыми. Однако, в отличие от маскулинизированных манекенщиц из Северо-Западной Европы, корреляция между их пропорциями лица и золотым сечением маски Марквардта была «статистически значимо недействительной». Так что понятно: не существует магического числа, универсально определяющего красоту. Исследователи определили некоторые «платонические» черты красоты лица, в том числе усредненность и симметрию, половой диморфизм, текстуру кожи, эмоциональность и случайность. Однако в настоящее время нет никаких доказательств того, что золотое сечение Фи определяет красоту лица или любую визуальную красоту в этом отношении. Вы можете (неофициально) проверить это самостоятельно. Выше представлены прямоугольники с соотношениями Фи:1, 3:2, 1,414:1, 4:3 и 1:1. Есть ли у одного из них красота, превосходящая другие?
|
|
Источник
|