Профессор музыки раскрыл многовековую тайну
|
Французский композитор и певец 15-го века Жокен де Пре, или «Жоскен», как его обычно называют, достиг ренессансного эквивалента статуса рок-звезды. Несмотря на его известность, многие подробности жизни и карьеры Жоскена туманны, и большая загадка старинной музыки заключается в том, сколько из нескольких сотен музыкальных композиций, приписываемых Жоскену, на самом деле были написаны им, по словам стэнфордского музыковеда Джесси Родена. Роден, адъюнкт-профессор музыки в Школе гуманитарных и естественных наук, недавно оценил авторство 346 музыкальных произведений, приписываемых Жоскену (1450–1521), используя подход, сочетающий научную строгость с методами искусства и гуманитарных наук. В рамках этого масштабного проекта Роден создал Исследовательский проект Жоскена, доступную для поиска онлайн-базу данных музыки Жоскена и его современников. |
Роден определил «основную группу» музыкальных произведений, приписываемых Жоскену надежными источниками, прежде чем оценить музыкальный стиль Жоскена. Используя эту основную группу в качестве эталона, Роден и его коллега Джошуа Рифкин, ученый и дирижер из Бостонского университета, присвоили уровни достоверности авторству остальных музыкальных произведений, приписываемых Жоскену. Роден резюмировал проект в газете Early Music, а работа Родена над Жоскеном недавно была опубликована в The New Yorker. «Слишком легко подходить к этому или любому другому набору данных механически — сказать, что есть семь источников, которые упоминают имя Жоскена в этой статье, значит, это должно быть его имя», — сказал Роден. «Но что, если все эти семь источников зависят от ненадежного «родительского» источника и, таким образом, не имеют независимого авторитета?» В основе проекта «использование доказательств и то, насколько сложно в любой дисциплине — гуманитарной или естественной — взвешивать доказательства таким образом, чтобы они не были ни жесткими, ни слепыми по отношению к контексту, обстоятельствам и истории», — сказал он. |
Роден посвятил большую часть своей карьеры изучению музыки 15-го века, особенно творчеству Жоскена, которого многие считают первым современным мастером многоголосной полифонической музыки. Помимо руководства Исследовательским проектом Жоскена, Роден руководит вокальным ансамблем Cut Circle, исполняющим музыку Жоскена и его современников. Как ученый Роден много публиковался в этой области, в том числе книгу «Рим Жоскена» (Oxford University Press, 2012). По словам Родена, трудно понять, какую музыку написал Жоскен, по нескольким причинам. Во-первых, композиции Жоскена не были надежно маркированы. Во-вторых, несколько композиторов подражали музыке Жоскена. Наконец — и это самое главное — Жоскен стал всемирно известным как раз в тот момент, когда печать произвела революцию в распространении музыки. Следовательно, почти две трети музыки, носящей имя Жоскена, поступили в обращение только после его смерти. «Некоторые неверные атрибуции кажутся результатом принятия желаемого за действительное: тогда, как и сейчас, люди хотели верить, что он написал данное произведение», — сказал Роден. |
Было предпринято много попыток внести ясность в композиции Жоскена. Голландскому музыковеду Альберту Смайерсу было поручено отредактировать произведения Жоскена в начале 1900-х годов, и на это ушли десятилетия. Затем, в 1970-х годах, международная группа ученых сформировала комитет New Josquin Edition: за три десятилетия (1986–2017) они опубликовали 30 томов музыки, приписываемых Жоскену. Но когда проект только начинался, Рифкин поставил под сомнение лежащую в его основе методологию, предположив, что комитету не удалось принять достаточно строгие критерии для оценки надежности источников. Рифкин предложил ученым считать работы Жоскена «виновными, пока не будет доказана невиновность», то есть не Жоскеном, пока не будет доказано обратное. |
В то время предложение Рифкина считалось крайним. На протяжении веков люди, писавшие о старинной музыке, предполагали, что Жоскен сочинил большинство произведений, приписываемых ему. Кроме того, время было неподходящим — New Josquin Edition вот-вот должен был опубликовать свой первый том. «Понятно, что некоторые ученые и любители музыки чувствуют себя ограбленными, когда любимое произведение выпадает из канона Жоскена», — сказал Роден. «Когда авторство любимого произведения ставилось под сомнение, музыкальное сообщество содрогнулось, как будто музыка больше не могла быть хорошей, если она больше не принадлежала Жоскену». |
Редактируя том L'homme arme masses для New Josquin Edition (2014), Роден начал работать с Рифкиным, чтобы изучить, как подход «виновен, пока не доказана невиновность» может быть применен к музыке Жоскена. «Наша цель не в том, чтобы игнорировать огромное количество научных и популярных знаний о Жоскене, — сказал Роден, — мы спрашиваем: «Что говорят нам самые надежные свидетельства? впустить в дверь недостоверную информацию или стать жертвой принятия желаемого за действительное или кругового рассуждения?» " |
В 2010 году Роден создал исследовательский проект Josquin в партнерстве с Крейгом Саппом, адъюнкт-профессором Стэнфордского центра компьютерных исследований в гуманитарных науках. Применяя новые цифровые инструменты, они начали уточнять наше понимание музыкального стиля Жоскена, или, как выразился Роден, того, что «Жоскен склонен делать и чего не делать» в своей музыке, анализируя произведения, для которых одни только исходные данные делают авторство Жоскена почти определенный. Эта основная группа из 54 произведений имела решающее значение, поскольку она служила ориентиром, который помог команде распознать другую музыку Жоскена. |
Короткое священное произведение Domine, non secundum peccata является частью основной группы. Он был скопирован в книгу хора Сикстинской капеллы около 1490 года, когда Жоскен пел и сочинял там музыку. Он приписывается «Judocus de pratis», латинизированной форме имени Хоскена де Пре, на первой странице Сикстинской капеллы 35 на листе 5v. «Если этот писец не знал, что такое Жоскен, то почти никто не знал. Так что, опираясь на свидетельство одной рукописи, мы можем быть уверены в авторстве произведения», — писал Роден в «Ранней музыке». |
Используя сравнительный подход к свидетельствам, основанным на источниках и стилях, Роден и Рифкин отнесли оставшиеся 292 произведения, не входящие в основную группу, к одной из трех категорий: условно атрибутируемые (49 работ); «проблемный, варьирующийся от «большого шанса» до «может быть» — но есть ли действительно веские причины полагать, что это так?» (35 работ); и «остальные» (205, плюс 3 потерянных композиции). В целом Роден и Рифкин считают, что Жоскен сочинил около 103 из 346 приписываемых ему произведений — по сравнению со 143 композициями, признанными безопасными в New Josquin Edition. |
За несколько дней до 27 августа 2021 года — 500-летия со дня смерти Жоскена — команда завершила отслеживание, расшифровку и загрузку в полностью доступную для поиска онлайн-коллекцию Исследовательского проекта Жоскена каждую сохранившуюся заметку, приписываемую Жоскену. Роден отметил годовщину и завершение проекта серией выступлений Cut Circle, которые были записаны во Флоренции и Ареццо, Италия, городах, близких к месту работы Жоскена. Роден и Сапп разрабатывают новые аналитические инструменты и расширяют базу данных Исследовательского проекта Жоскена, включив в нее музыку других композиторов. |
Готовящаяся к выпуску монография Родена исследует вопросы музыкальной формы в произведениях Жоскена и его современников. Он также является соредактором книги под предварительным названием «Жоскин: новый подход», в которой представлены эссе известных ученых, впервые пишущих о Жоскене. «Очень интересно наконец-то получить возможность исследовать произведения Жоскена и сравнивать его стиль с музыкой других композиторов, не беспокоясь о том, что результаты будут омрачены проблемами атрибуции», — сказал Роден. «Композиции Жоскена изменили ход истории музыки таким образом, что они продолжают находить отклик и сегодня», — добавил он. «Его музыку крутят на американском радио не так часто, как музыку Листа или Лиззо, но это не значит, что это не имеет значения». |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|