Хрустальные черепа Мезоамерики
|
Хрустальные черепа, происхождение которых приписывают древним мезоамериканским культурам, по-прежнему не дают покоя исследователям. Без малого почти 100 лет учёные всего мира пытаются разгадать тайну черепов из горного хрусталя, якобы найденных при раскопках в местах проживания древних ацтеков, ольмеков и народов майя. Повышенный интерес к черепам, изготовленным из горного хрусталя, в Европе проявился во второй половине XIX столетия, когда в Мексике только начинались археологические раскопки и достоверной информации об истинных доколумбовых артефактах практически не было. Но это никого не смущало, и в столице Мексики, городе Мехико, лавки и магазины ломились от якобы артефактов древних ацтеков и майя, а археологи уже начинали выражать беспокойство, вызванное количеством подделок, к тому же появившихся и в музеях. Не обошло это поветрие и сильно увлечённую черепами, скелетами и прочей чертовщиной Европу. |
Первые появившиеся хрустальные мексиканские черепа были маленькими, не более четырёх сантиметров в высоту. Самым ранним образцом являлся экспонат Британского музея, череп размером около 2,5 сантиметра, который в 1856 году купил у музея банкир Генри Кристи. Ещё два образца выставлялись в Париже на Exposition universelle и представляли часть коллекции некоего Эжена Бобана. Бобан якобы служил при дворе императора Мексики Максимилиана археологом, был членом Французской научной комиссии. Прожив много лет в Мексике, он вернулся во Францию и открыл в Париже антикварный магазин. В 1878 году Бобан купил один из трёх черепов из уже бывшей коллекции Альфонса Пинара — самый большой, около 10 сантиметров в высоту с просверленным посередине большим отверстием. |
В 1881 году в магазине Бобана появился хрустальный череп размером 15 сантиметров и без просверленных отверстий. Продать его не получилось. В 1885 году, вернувшись в Мексику, Бобан выставлял его в магазине вместе с человеческими черепами и все пытался продать в Национальный музей как артефакт древних ацтеков. Но сотрудники музея заподозрили подделку. В 1886 году Бобан переехал вместе со своими артефактами в Нью-Йорк и позже провёл там аукцион. Этот череп, удивительно похожий на экспонат из Британского музея, купил один лондонский антиквар. После публикации в 1954 году мемуаров Фредерика Митчелла-Хеджеса «Опасность — мой союзник» череп уже официально считался артефактом народа майя и оброс легендами и тайнами. |
Воплощённое зло |
В XX веке интерес к хрустальным черепам ещё больше обострился. В 1964 году, после смерти отца, дочь археолога Фредерика Митчелла-Хеджеса — Анна принесла искусствоведу Фрэнку Дорланду хрустальный череп, который она якобы нашла в 1927 году при раскопках города майя Лубаантуна, когда работала в экспедиции отца. Дорланд отправил находку экспертам. Результаты превзошли все ожидания! По заключению специалистов, череп был изготовлен из цельного кристалла горного хрусталя, который крайне сложен в обработке. Следов металлических инструментов не обнаружено. Способность глазниц светиться и отражать лучи света объяснялась наличием особой системы каналов и призм в задней его части. |
Сенсация, моментально растиражированная прессой, буквально заглушила здравый смысл. Владелица артефакта толком не могла ничего сказать. Её история выглядела очень сомнительно. Правда, главный упор она делала на мистику. С её слов, этот череп принёс экспедиции одни несчастья. Отец стал страдать галлюцинациями — ему казалось, что он живёт во времена майя. Сотрудники экспедиции начали болеть, были и смертельные случаи. Этот «Череп злосчастия», так его прозвали, причинил немало зла. Она на себе испытала его действие, когда как-то вечером положила его возле своей постели. Ей всю ночь снились сны о жизни индейцев тысячелетия — назад. Стоило убрать череп подальше, как такие сны прекращались. |
Но досужие репортёры раскопали скандал 1943 года, когда этот череп был выставлен на аукционе Сотбис антикваром Сидни Берни и купил его Митчелл-Хеджес. За 400 фунтов стерлингов. Сам Митчелл-Хеджес тогда объяснял, что брал взаймы деньги у Берни, оставив череп в залог. Словом, история получилась мутная, но быстро забылась. Митчелл-Хеджес тогда пользовался авторитетом и был в центре внимания научного мира и газетчиков, гадавших о назначении артефакта. Ходили версии, что он служил для накопления и передачи информации. Мог использоваться для гаданий. Или в лечебных целях. Эксперты считали, что череп мог быть частью лазерного устройства, которому не менее 3600 лет, его происхождение крайне трудно определить. Митчелл-Хеджес считал, что древние жрецы майя использовали череп как оружие — насылали проклятие с его помощью и человек вскоре умирал. |
Откопали легенду древних майя о 13 хрустальных черепах богини Смерти, которые содержат все знания и всю мудрость мира. И черепа эти якобы попали к майя от инопланетян. С их помощью посвящённые могли видеть прошлое и будущее. |
Интерес хорошо подогревал и Фрэнк Дорланд, опубликовавший свои наблюдения: «Этот череп обладает определёнными рефлексами, присущими мозгу, во всяком случае, он воспринимает на слух неизвестные нам шумы и чувствует запахи». |
Одни люди замечали, что в присутствии хрустальных черепов у них появляются странные видения. Другие жаловались на головокружение и тошноту. Некоторые даже впадали в состояние транса под влиянием «магического взгляда» светящихся хрустальных глазниц. Общим было одно: человек внезапно начинал «видеть» древние индейские ритуалы, а порой словно и сам принимал в них участие. Дорланд склонялся к версии инопланетного происхождения черепов. |
Нас возвышающий обман… |
К концу XX столетия в музеях и частных коллекциях насчитывалось 13 хрустальных черепов, страсти вокруг которых не утихали. Один из них, с повреждённой нижней челюстью, якобы принадлежал когда-то Генриху Гиммлеру (сохранились свидетельства, что нацисты, увлекающиеся эзотерикой, буквально охотились за хрустальными черепами). |
После долгих исследований учёные пришли к выводу, что черепа не отражают художественные или стилистические черты тех мезоамериканских культур, к которым их приписывали. |
Проведённые учёными США и Великобритании с помощью ускорителя элементарных частиц и приёмника ультрафиолетового излучения исследования двух черепов Бобана показали, что это подделка. Черепа изготовлены в XIX и XX веках. Для подделок использован не горный хрусталь, а кварц из Швейцарии и Германии. На поверхности экспоната Британского музея найдены следы от механической обработки. Череп из коллекции Митчелла-Хеджеса, исследованный после смерти его дочери Анны, тоже оказался фальшивкой. |
По уверению антрополога Смитсоновского национального музея естественной истории США Джейн Макларен Уолш, проводившей совместно с Маргарет Сакс из Британского музея исследования черепов Британского и Смитсоновского музеев, все 13 «артефактов» — подделки. Джейн Уолш исследовала ещё много подобных предметов, приносимых коллекционерами ей на экспертизу. И все оказались фальшивками. Тем не менее, многие музеи выставляют хрустальные черепа как подлинные артефакты древней цивилизации. В первую очередь Мексиканский национальный музей не хочет признавать очевидного, определяя черепа как работу древних ацтекских и миштекских ремесленников. |
Получается, что правда о хрустальных черепах умерла вместе с их «первооткрывателем» Эженом Бобаном в 1909 году. Бобан оставил после себя интригующее наследство, которое ставит человечество в тупик почти 100 лет. И, несмотря на имеющиеся научные доказательства фальсификации, человечество упорно продолжает верить в древнее происхождение хрустальных черепов и в их магическую силу. И в XXI веке некоторые исследователи выдвигали версию о том, что эти черепа были изготовлены в Атлантиде. Другие, в свою очередь, пытаются доказать, что хрустальные черепа — творения инопланетян. Так что каждому верующему легко выбрать свою версию их происхождения. |
Журнал: Загадки истории №28, июль 2022 года |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|