Ученые изучают монахов в тантрических монастырях
|
Последняя экспедиция для исследования мозга медитирующих монахов состоялась в тантрические монастыри Гьюто, Шераблинг (Индия) и непальский Копан, рассказал «Газете.Ru» нейрофизиолог, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Каплан. Там были записаны электроэнцефалограммы и измерен кровоток мозга у двадцати монахов. О том, что медитация означает для буддистов и для чего нужно было привозить в тантрические монастыри современную аппаратуру для изучения электрической и метаболической активности мозга, профессор рассказал в интервью «Газете.Ru». |
— Александр Яковлевич, вот уже в который раз вы посещали тантрические монастыри, чтобы изучать работу мозга у медитирующих монахов. Почему вам нужны именно тантрические монастыри? |
— Тантрические монастыри – это единственные в своем роде буддийские университеты, где вот уже сотни лет передаются и практикуются навыки мысленных путешествий к «Ясному свету», который открывается в глубине ума только самым продвинутым монахам. Тантрическая медитация – некий путь погружения в глубины ума, где уже нет ни ощущений, ни мыслей, ни форм, одно только понимание себя в «Ясном свете». Буддийские поверья говорят о том, что наиболее усердным монахам на этом пути удается попасть в состояние нирваны. |
— И даже определение нирваны дадите? |
— Мне не трудно, я прочитал в буддийских книжках: нирвана – это состояние ума без каких-либо омрачений, то есть без единой мысли, ведущей хоть к самому малому беспокойству, страданию или неустроенности. Похоже, это ощущение «понимания всего», или, как говорят учителя – постижение абсолютной истины. Надо сразу здесь заметить, что достижение такого состояния возможно не просто с помощью медитации, но и при условии соблюдения добропорядочных норм жизни. |
— Получается, что эта самая нирвана должна быть одинаково хороша для всех? |
— Это определение одно для всех, как категория счастья. Но, как все счастливы по-разному, так и с нирваной – это состояние приобретает персональную специфику в зависимости от личностных особенностей человека и его жизненного пути. И далеко не для каждого монаха путь одной жизни так удачливо складывается, что приводит его к нирване, как Будду. |
— У наших граждан рядом со словом «тантрический» в ассоциациях всегда стоит слово «секс». Есть даже некие курсы по этому направлению. В тантрических монастырях учат чему-то подобному? |
— Выражение «тантрический секс» в этих монастырях звучит бессмысленно. Это придумки Неотантры – европейского суррогата восточных учений, широко распространившейся в 60-х годах прошлого века. |
Современные «кружки» тантрического секса – посиделки иного сорта. Никакого отношения они к тантрическому учению и монастырям не имеют. |
— Почему вам важно исследовать мозг монахов, которые погружены именно в тантрическую медитацию, а не какую-либо другую? |
— Во-первых, до нас это никто не исследовал. Так уж получилось, что |
я и мои коллеги оказались первыми учеными, кто был допущен с аппаратурой в тантрические монастыри. Этому способствовали рекомендации Его Святейшества далай-ламы и расположение настоятелей самих монастырей. |
Во-вторых, именно в тантрических медитациях подробно и четко разработаны 8 этапов так называемого «растворения» грубых повседневных реалий или грубого сознания во все более тонкие его слои вплоть до «Ясного света». |
У меня есть книжка Ламы Цонкапы, выдающегося философа и проповедника буддизма, написанная 600 лет назад, в которой даны «рецепты» этих медитаций. Все эти сотни лет тантрические монахи осваивают одни и те же 8 этапов, к примеру, тантры Гухьясамаджи. Для исследователя это — золотой стандарт: каждый монах проходит регламентированные 8 мысленных упражнений! Остается только записать активность 35-40 областей коры головного мозга каждого монаха на всем этом пути. |
— Для чего? |
По записям электрической и метаболической активности мозга будем разбираться, какие структуры мозга, на каком этапе медитации и как меняют свою активность. |
Нейрофизиологическая наука богата наблюдениями всяких разных состояний мозга при самых разных психических нагрузках. Можно будет сделать сравнительный анализ и попробовать понять на что же похоже, к примеру, состояние «Ясного света». |
— Ну, поймете, на что похоже, дальше что? |
— Состояние «Ясного света» – это, как мы говорили, уже очень близко к пониманию «всего». Возможно – это знакомое каждому творческому человеку состояние вдохновения, когда вдруг неведомо из какого сора рождается блестящая идея. Вот и получается, что знание уже есть в голове, но приходит на ум в виде догадки только в состоянии вдохновения. |
— Вы утверждаете, что все знания уже есть в голове? Но есть ведь описательные вещи: как устроена клетка, где расположены экзопланеты? Разве можно это взять из головы, не используя микроскопы и телескопы? |
— Структуры природы можно описывать сколько угодно, используя разные инструменты, но, в конечном итоге, важны не сами описания, а как «это все работает». Для этого нужны гипотезы, идеи. |
Взять вот ДНК. Структура была уже описана очень хорошо, а идеи, как она работала, не было. На столе у Розалинд Франклин (английский биофизик и ученый-рентгенограф, сделанные ею снимки ДНК отличались особой четкостью) лежали распечатки структуры ДНК, но она не догадалась, как это работает. А вот Джеймс Уотсон и Френсис Крик, заглянув к ней в комнату, сообразили. Откуда они это взяли? Из головы. Или вот гипотеза Пуанкаре… |
— Это тоже догадка? |
— Еще какая. Анри Пуанкаре, выдающийся математик, тем не менее не мог доказать свою собственную гипотезу про устройство пространства. Гипотеза была очень сложной и заковыристой в своем изложении: «Всякое односвязное компактное трехмерное многообразие без края гомеоморфно трехмерной сфере», — вы скажете: выдумал какую-то муть. Между тем, это был кирпичик в понимании устройства Вселенной, он очень нуждался в доказательстве. Вот люди и не знали, что об этом думать целые 100 лет, пока Григорий Перельман не доказал эту гипотезу. |
Доказательство оказалось нечеловечески сложным, даже крупнейшие математики, которые работали в этой области, по отдельности не смогли его проверить. Тогда было решено собрать пять-шесть ведущих математиков, которые за два года написали толстый труд: раза в три-четыре больше, чем доказательство Перельмана, в котором показали, что Перельман прав. |
Но правильную идею высказал именно Пуанкаре. Откуда он ее взял, при том, что доказательство оказалось не под силу человечеству? Не из того ли «Ясного света»? |
— Но почему же тогда Пуанкаре выдвинул эту гипотезу, а не какой-нибудь тибетский лама? |
— Потому что у Пуанкаре был профессиональный язык, на котором он смог ее сформулировать. Если бы лама тоже был математиком, то, возможно, он сделал бы это раньше, да еще и сам доказал. |
— Получается, что вы изучаете «вещи в себе», — людей, которые достигают каких-то уровней знания для себя, не для человечества, никакой пользы не приносят… |
— Я как раз думаю, что очень даже приносят. Тибетские монахи взяли на себя особую миссию. Они прокладывают путь, по которому должны идти и другие, особенно исследователи природы человека. |
В буддийском учении дается путь и методы, как подойти к «Абсолютной истине», проще говоря — к состоянию вдохновения, когда эта истина открывается тому, кто может ее изложить на профессиональном языке. |
Мы, как исследователи, занимаемся тем, чтобы сделать эту способность монахов общедоступной. Образно говоря, монахи верят, что все знание уже находится в голове, надо только до них докопаться. |
Вы будете спорить с этим? |
— Буду спорить. Головы же не было когда-то вообще, и где тогда было все знание? Земля существует около пяти миллиардов лет, человек на Земле — пусть миллион. Значит, до того, как все переместилось в человеческую голову, «оно» где-то было? |
— Да, есть один вопрос, по которому у нас с буддистами нет согласия: вопрос о природе сознания. Он звучит так: «нужна ли сознанию голова человека»? Буддийское учение говорит о том, что сознание не может взяться из ничего, и не может исчезнуть куда-то. Это учение о реинкарнации, о претворении сознания умершего человека в теле другого, только что родившегося. Как видно, голова здесь ни при чем. |
Мне такой подход не нравится. На мой взгляд, сознание у каждого человека появляется заново, но не как совокупность постепенно накапливаемых знаний, а как самоорганизующаяся на основании опыта человека персональная ментальная модель внешнего физического мира. Подсмотреть как она работает можно, а в формулах записать уже сложнее. А вот доступ к этой модели ровно такой, как к «Ясному свету». Вот почему так важно понять, как работает мозг в состоянии медитации. |
— Где вы были в последний раз? |
— Это тантрические монастыри Гьюто, Шераблинг, — они в Индии в предгорьях Гималаев, и еще один в Непале — Копан. |
— И везде вы снимали энцефалограммы у монахов, который проходят 8 стадий тантрической медитации? |
— В этот раз не только энцефалограммы, — я прямо от производителей привез из Швейцарии с собой новейший прибор, который позволяет регистрировать интенсивность кровоснабжения в разных отделах коры больших полушарий мозга. Метод называется «спектроскопия в нижней инфракрасной области», сокращенно NIRS (Near-infrared spectroscopy). По результату этот метод отдаленно похож на метод МРТ, но портативный. |
Таким образом, у каждого монаха мы в 35 областях коры измеряли ЭЭГ и одновременно в 54 областях — интенсивность кровоснабжения. |
— Почему вас интересует кровоток? |
— Интересует ЭЭГ и NIRS в комплексе: эти методы одновременно мониторируют электрическую и метаболическую активность мозга. Электричество – это больше про информационную сторону дела, а кровоток — про энергетическую. Электрическая активность быстро развивается и быстро гаснет, но, если в данной области мозга увеличивается кровоток, значит, это был только запуск и процесс продолжается. Может и наоборот, энцефалограмма еще не меняется, а кровоток уже начинает нарастать, значит, что-то готовится. То есть, это разные «окошки» для подсматривания за работой мозга. |
— Сколько монахов вы исследовали в этот раз? |
— Всего в разных монастырях немногим больше 20. |
— Когда данные будут обработаны? |
— Надеюсь, до конца года. Это же у меня факультативный проект, есть еще основные штатные проекты на биофаке МГУ, место основной моей службы. |
— А кто был инициатором этого проекта? |
— Он организован по инициативе его Святейшества далай-ламы после визитов к нему группы российских нейроученых, в том числе и меня, в 2017 и 2018 годах. Руководит проектом академик Святослав Всеволодович Медведев. |
— Каков план исследования на ближайшие месяцы? |
— Осенью собираюсь в очередную экспедицию. На этот раз надеюсь поработать с так называемыми «отшельниками» — монахами, уединившимися от монастырской суеты для более основательного продвижения к «Ясному свету». |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|