Преимущества безбрачия тибетских монахов
|
|
Целибат — пожизненное безбрачие и отказ от половых отношений — принят во многих религиях и традиционных обществах мира. Казалось бы, эта практика противоречит базовым инстинктам и гарантирует проигрыш в эволюционном соревновании, ведь такие люди вовсе не оставляют потомства. Тем не менее полное сексуальное воздержание довольно распространено, что может указывать на определенные выгоды. Раскрыть их удалось ученым из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, статья которых опубликована в журнале Royal Society Proceedings B.
|
|
Команда профессора Рут Мейс (Ruth Mace) исследовала общества буддийских монахов, живущих в тибетской области Амдо, нынешней провинции Ганьсу на западе Китая, — по любопытному совпадению, именно там недавно нашли следы денисовского человека. Современные жители Ганьсу занимаются традиционным скотоводством и обработкой небольших и не слишком плодородных участков земли. Младших сыновей нередко отправляют в монастырь, где они принимают соответствующие обеты. При этом родители ссылаются на религиозные нормы или общепринятый обычай.
|
|
Чтобы выяснить причины, лежащие глубже, ученые провели детальный опрос представителей 530 семей из 21 селения. Исследователи составили генеалогию каждой семьи, в том числе определили всех мужчин, отправленных в монастырь. Выяснилось, что эта мера обеспечивает оставшимся братьям преимущество в распределении родительского наследства. Конкуренция снижается, каждый получает больший достаток и большее стадо, становится более привлекательным женихом — и оставляет больше детей. Таким образом, у людей, отправивших в монастырь одного из сыновей, внуков оказывается больше, чем у тех, кто этого не сделал. Получается, целибат одного из сыновей может быть эволюционно выгодным для родителей. Значит, такая практика могла появиться и закрепиться в процессе «естественного отбора».
|
|
Чтобы показать это, Рут Мейс и ее коллеги создали математическую модель, отражающую влияние безбрачия на эволюционный успех отдельного человека и целой семьи. Ученые рассмотрели два варианта: с принятием решения об «уходе в монастырь» самим человеком либо его родителями. В первом случае безбрачие оставалось мало распространено и не закреплялось в модельном «сообществе». Однако во втором, с учетом помощи остальным братьям, целибат становился обычной практикой.
|
|
Как полагают авторы работы, подобные закономерности могут лежать в основе и некоторых других традиций, включая даже инфантицид — умышленное лишение жизни некоторых детей, которое не было редкостью во многих древних культурах. Они объясняют и редкость женского монашества не только в Тибете, но и в других строго патриархальных сообществах. Отправив дочь в монастырь, родители лишь снижают возможное число потомства, не получая выгод при распределении благ, поскольку девочки в нем не участвуют. Зато в обществах, где женщины имели большие прав — в частности, в некоторых регионах Западной Европы, — женское монашество и безбрачие встречалось (и встречается) достаточно часто.
|
|
Источник
|