Невероятная железка
|
Среди прямо-таки доисторической природной девственности Путораны можно обнаружить следы деятельности людей — не легендарных «белых великанов», а жителей Страны Советов. Встречаются даже оставленные ими транспортные коммуникации. В северо-восточном районе плато, где протекает река Амбардах, изумленные исследователи не так давно обнаружили… заброшенные участки железной дороги. Упоминаются в описаниях два «обрывка» сильно деформированного природой рельсового пути протяженностью около 5 километров. Впервые информация об их существовании появилась в конце прошлого века. Нашлись экстремалы, которые сумели добраться до этих удивительных для сибирского Крайнего Севера объектов и даже сфотографировать их. По крайней мере, в Интернете нашлись кадры с загадочными железками. |
— Может, это просто туристский «прикол», сделанный при помощи фотошопа? — спрашиваю у знатока истории отечественных железных дорог Михаила Егорова. |
— На самом деле существование таких давно брошенных «мини-магистралей» в Заполярье вполне реальная вещь. Как пример могу привести бывший поселок Нордвик на берегу залива моря Лаптевых — по сибирским масштабам это буквально наискосок от упомянутого участка плато Путорана, но еще севернее его. Там в сталинские времена решили открыть добычу угля для нужд Севморпути, завезли зэков, те построили шахты, поселок… Через несколько лет проект закрыли, людей вывезли, но до сих пор на безлюдном берегу ржавеют старые машины, механизмы… И остатки узкоколейной железной дороги! |
— Но здесь-то, на Путоране, зачем было строить железку? Никаких документов, которые объяснили бы — кто? когда? для чего? — пока в архивах не найдено. Люди, знающие об этом техническом парадоксе, высказывают гипотезу, что в тех местах в годы войны строили промежуточные аэродромы для самолетов, которые перебрасывали в СССР из Америки по ленд-лизу. Вот, мол, и понадобилось среди всего прочего проложить рельсовые пути между аэродромовскими объектами… |
— По поводу постройки на плато Путорана так называемых аэродромов подскока, которые обслуживали бы АЛСИБ — летящие с Аляски через Сибирь в европейскую часть России группы самолетов, передаваемых американцами Советскому Союзу по ленд-лизу, — очень сомнительно. Ведь этот «коридор» проходил значительно южнее, через Красноярск. Хотя нельзя полностью исключить, что в то время готовили и запасные маршруты для такого воздушного моста. |
На мой взгляд, все-таки куда более реальной выглядит версия о том, что в этих местах когда-то пытались организовать разработки полезных ископаемых. В таком случае могли проложить для обслуживания будущих шахт и выработок «островные» железные дороги, связывающие их между собой. А что касается безрезультатного поиска документов о строительстве этих объектов, здесь нет ничего удивительного. Наверняка такими проектами занимался ГУЛАГ или какой-нибудь «спецстрой» и все архивы до сих пор остаются под грифом «секретно». Кому-то может показаться утопией сама идея — прокладывать железку в арктических сибирских широтах. Однако автору этих строк известно «из первых рук», что подобные проекты в СССР существовали. |
Еще в конце прошлого века мне довелось много заниматься историей трансполярной рельсовой магистрали Салехард — Игарка, которую начали прокладывать в конце 1940-х. Успел застать в живых Бориса Георгиевича Степанова — бывшего главного инженера восточного «плеча» строительства (так называемая «стройка №503»). Он рассказывал, что на исходе Великой Отечественной Сталин «заболел» идеей создания межконтинентальной железной дороги Москва — Нью-Йорк, которую ему подкинули американцы во время встреч. |
По предварительным прикидкам эта трасса должна была протянуться по нашему северу от Урала до Чукотки, а дальше «перепрыгнуть» через Берингов пролив на американскую Аляску. Правда, с началом «холодной войны» проект был похоронен, однако российскую часть такой супермагистрали Иосиф Виссарионович хотел все-таки построить. Одним из ее участков как раз и стала дорога Салехард — Игарка, прокладывавшаяся в приполярных районах. От Игарки ее предполагали дотянуть до Норильска, а дальше… Степанов еще в бытность свою сотрудником Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС НКВД СССР) лично видел красиво нарисованную для какого-то совещания в верхах «Схему развития железных дорог СССР». |
Так вот на ней «нитка» будущей трансполярной магистрали тянулась от Норильска на восток, к Чукотке. И проходила как раз через плато Путорана! Ветеран железнодорожного строительства даже обратил мое внимание на это: «Конечно, рельеф местности там очень сложный, зато кругом камень, значит, на этом участке не пришлось бы бороться с коварством вечной мерзлоты. А что касается многочисленных ущелий, рек, скальных террас — в ту пору считалось, что советские инженеры при помощи многочисленных «ударных» отрядов заключенных могут проложить дорогу в любом месте…». Как знать, возможно, обнаруженные на этом плато коротенькие куски старой рельсовой колеи — это пробные участки железнодорожных путей, созданные под будущую чудо-магистраль. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|