Славянский Стоунхендж под Казанью
|
Многие слышали о Стоунхендже и египетских пирамидах, о связи древних сооружений со звездным небом. Но мало кто из татарстанцев знает, что нечто подобное есть и у нас под боком, в родной республике. По крайней мере, так уверяет татарстанский ученый, кандидат исторических наук Александр Овчинников. Колумнист «Реального времени» в очередной статье для нашего издания рассказывает об остатках древней обсерватории и языческого капища возрастом полторы тысячи лет всего в нескольких десятках километров от Казани, рядом с селом Кирби Лаишевского района. Археологи называют это место «Кирбинским городищем», его относят к именьковской культуре (IV—VII вв. н. э.). |
Как-то так получилось, но мы привыкли считать, что самое интересное, загадочное или, как сейчас модно говорить, мистическое, находится где угодно, только не рядом с нами. Например, с детства мы, затаив дыхание, читали о Стоунхендже и египетских пирамидах, живо интересовались гипотезами о связи каменных блоков и огромных сооружений со звездным небом. Так, согласно исследованиям, Стоунхендж (III тысячелетие до н. э.) использовался для наблюдений за cолнцем и луной. Человек, стоящий в центре святилища, мог видеть важнейшие астрономические события: дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий и другие. |
Расположение крупнейших египетских пирамид, согласно распространенной точке зрения, отражает расположение звезд в созвездии Ориона. Относительно недавно в России, вернее в российском общественном сознании, «появился» Аркаим — поселение эпохи бронзы II тысячелетия до н. э. в Челябинской области, явно построенное с учетом реалий тогдашнего небосвода и объявленное чуть ли не «началом начал» отечественной цивилизации (по крайней мере, в Казани на мультимедийной выставке «Россия — моя история» именно с Аркаима начинается путь посетителей по лабиринту российской истории). Исследователи этого памятника считают, что Аркаим был древней обсерваторией, позволявшей одновременно наблюдать за ходом солнечного и лунного календарей (в настоящее время активно развивается такое перспективное научное направление, как археоастрономия). |
Вместе с тем мало кто знает, что в нескольких десятках километров от Казани, рядом с селом Кирби Лаишевского района, возможно, также находятся остатки древней обсерватории и языческого капища, функционировавшие полторы тысячи лет назад. На языке археологов — это так называемое «Кирбинское городище», относящееся к известной именьковской культуре (IV—VII вв. н. э.), оставленной в основном праславянским населением. |
Мне уже приходилось писать на страницах «Реального времени», что носители этой культуры ещё до волжских булгар заселили значительные пространства Среднего Поволжья. Пределы современного Лаишевского района были северной границей их расселения, а самой северной точкой по течению реки Меши было как раз Кирбинское городище. Южнее его, по правому берегу Меши, рядом с селом Дятлово, можно встретить остатки могильника по обряду кремации (будучи праславянами, «именьковцы» в большинстве случаев не хоронили покойников по привычному для нас обряду трупоположения, а сжигали их). Еще южнее находится величественное Ташкирменское городище и ряд других именьковских памятников. |
Кирбинское городище напоминает срезанный конус, возвышающийся над заливным лугом берега реки Меши. С его территории открывается захватывающий вид не только на землю, но и на небо, а ночью, при условии малой облачности, чувствуешь себя будто в планетарии (местные жители до сих пор, образно говоря, ощущают «энергетику» этого места и устраивают там свадьбы и Сабантуи). |
Площадка городища невелика и потому жить в нем было явно затруднительно. Эти факты и привели исследователя памятника ижевского археолога Т.И. Останину к мысли о культовом назначении объекта. Таисия Ивановна изучала городище в 1987 г. (открыто оно было в 1983 г. другим удмуртским археологом В.А. Семеновым). Проведенные работы позволили ей установить, что в западной части городища располагалось праславянское языческое капище диаметром примерно 15 м. На уровне глины (по-археологически, «на материке») были обнаружены остатки толстого столба, который, видимо, выполнял функции главного идола. Вокруг него обнаружились столбы поменьше (другие идолы?), а также прокалы от очагов. Последние, скорее всего, представляли собой остатки жертвенных костров (кстати, в современном православии сохранились пережитки молений деревянным идолам и возжиганий перед ними священных костров — речь идет о зажигании свечей перед деревянными иконами). На капище, в отличие от остальной площадки городища, почти нет находок, что, видимо, свидетельствует о запрете посещения святилища в непраздничные дни. |
Т.И. Останина считает, что поверхность памятника могла быть своеобразным «хронометром» для определения фаз движения луны и солнца. Проконсультировавшись с профессиональными астрономами, исследовательница пришла к выводу, что центром этой системы был самый большой столб (идол?). Видимо, там же находился и жрец. Столбы (идолы?) поменьше маркировали точки юга, восхода Высокой и Низкой Луны, восходов солнца 22 июня, 1 сентября, 8—9 октября, заходов Низкой Луны и солнца 6—8 июня (расчеты были осуществлены астрономами для широты Кирбинского городища). Большинство из этих точек связано с отправлением известных славянских календарных земледельческих праздников. |
4 июня у славян праздновался Ярилин день, и, видимо, с этим праздником связан столб (идол?), отмечавший заход солнца 6—8 июня (разница в несколько дней, скорее всего, связана с полуторатысячелетним возрастом самого городища). Этот праздник считался одним из важнейших в славянском язычестве. Лето вступало в свои права, и утром этого дня нужно было обязательно умыться росой (на заливных лугах вокруг Кирбинского городища поутру ее предостаточно), затем проходили посвящения юношей в воины, устраивался пир, а ближе к вечеру жрецы рассказывали истории о богах и славных предках. В этот день впервые выгонялся на пастбища скот (опять вспомним о заливных лугах и располагавшихся недалеко именьковских поселениях). |
22 июня, в день летнего солнцестояния, когда солнце находится на небе максимально высоко и тень (символ сил зла) минимальна, праздновался Иван Купала. Согласно данным славянской этнографии, атрибутом этого праздника было разбивание глиняных сосудов, обломки которых в большом количестве зафиксированы на Кирбинском городище за пределами капища. Также Иван Купала не обходился без разведения священных костров, остатками которых могли быть, как указывалось выше, прокалы от кострищ Кирбинского городища. |
1 сентября у славян считалось началом нового года. К этому времени завершались основные полевые работы и начинались обряды-праздники в честь богини жатвы Мары (в это время ее восхваляли, но если следовавшая потом зима была суровой, то могли и прогнать, отсюда и знаменитая Масленица с сжиганием ее чучела). Мара могла отождествляться с зарей, что вполне укладывается в концепцию Кирбинского городища как древней обсерватории-святилища. |
Другие столбы (идолы?) и очаги (священные костры?) в привязке к «главному» столбу (идолу?), видимо, обозначали астрономические явления, связанные с культом предков, но сведения об этих языческих представлениях до нас, к сожалению, не дошли. |
Кирбинское святилище относится к числу праславянских городищ-святилищ. На нем было проблематично прятаться от врагов, и охранные функции для столь важного сакрального центра, скорее всего, выполняло открытое мною (неизвестное ранее науке) и расположенное недалеко именьковское Травкинское городище (по названию соседней деревни Травкино). |
Астрономические знания именьковцев были для своего времени достаточно развиты, и Кирбинское святилище не является случайным феноменом. На их археологических памятниках находят много украшений в виде солярных (солнечных) символов, возможно, также выполнявших функции и примитивных календарей. Как говорилось выше, недалеко от Кирбей, в районе современной деревни Дятлово (бывшее Рождествено) располагался именьковский могильник с остатками кремаций. Изучая его материалы и материалы других могильников, я заметил, что расположение в погребениях сосудов с жертвенной пищей напоминает видимое невооруженным взглядом расположение самых ярких звезд в созвездии Плеяды (одна линия из нескольких сосудов, а напротив нее — сосуд поменьше). Славяне эту группу звезд называли Велесожары, что отсылает к известному славянскому богу скота и смерти Велесу (в православном пантеоне он слился с образом Святого Власия), а также к культу огня («жар»). Именно в район Велесожар направлялись вместе с дымом после кремации души умерших, и там пировали со своими ранее умершими родственниками. Здесь можно вспомнить и более древние праиндоевропейские параллели, например, древнегреческий миф о Елисейских полях, где пасутся, наподобие животных в поле, души умерших людей. |
Недалеко от Кирбинского городища, в том же Лаишевском районе Татарстана, находится село Русское Никольское, где каждый год проходит русский фольклорный праздник Каравон. Площадки праславянских археологических памятников вполне могли бы вписаться в программу праздника, что способствовало бы их популяризации и включению в современную культуру и массовое сознание. Кроме того, необходимо принять серьезные меры по защите расположенных рядом с Казанью именьковских памятников. Красивые природные места и близость города способствуют массовому строительству коттеджей и зон отдыха прямо на объектах археологии, что может привести (и уже приводит) к их разрушению и потере для последующих поколений. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|