Как театр договаривается с подземными привидениями
|
|
Первыи? расположенныи? в бомбоубежище и пока единственныи? в мире профессиональныи? гражданскии? театр «Арт-убежище Bunker» семь лет подряд обитает на улице Досмухамедова, 78а, вблизи Никольского собора города Алматы. Спускаясь в бункер по старои? лестнице на глубину трех метров под землеи?, оказываешься в оригинальном пространстве холоднои? тишины, где исчезают сотовая связь, интернет, и, если нет зрителя, и еще не пришли артисты театра, то кажется, что находишься в потустороннем мире.
|
|
Мы входили в подземелье вместе с директором проекта «Бункер» Ксениеи? Кутелевои?. Пока она светила в темноту только фонариком мобильника, было сложно представить, что эта молодая девушка когда-то решилась взять в аренду бомбоубежище и привести его в порядок, чтобы сделать жизнедеятельным. При этом бункер был сохранен в том виде, в каком когда-то был создан. Все локации, вентиляция, шлюзовые чугунные двери со сложнои? системои? закрывания, два выхода вместе с запасным и даже старые противогазы, огнетушители и плакат на стене, на котором размещены «Правила поведения укрываемых в убежище», датированное 1973 годом, — все на прежнем месте. Не только эти раритеты остались в убежище, но и всякие таинственные штуки. О них — чуть ниже.
|
|
Город под землеи?
|
|
Под Алматы, как и под многими стратегическими городами бывшего СССР, в период холоднои? вои?ны была создана сеть бомбоубежищ, предназначавшихся для эвакуации населения в момент ядерного удара. По некоторым данным, в Алматы их было 300, по другим — около ста. Тот, в котором размещается театр, пронумерован цифрои? 38. В среднем бункеры были рассчитаны на 1200 человек, на крупных предприятиях должны были вмещать до 5 тысяч. В них были своя дизельная станция, автономное водоснабжение, система вентиляции, медпункт, два основных и третии? запаснои? выходы, шлюзы с трои?ными герметичными дверями, помещения для собрании? и отдыха.
|
|
Бункер был призван защитить от химическои?, биологическои? и атомнои? атак. Самые крупные убежища в Алматы имели АХБК, АЗТМ, есть они и под зданиями прежнего Министерства сельского хозяи?ства, ЦК, Академии наук и автовокзалом «Саи?ран». Многие бомбоубежища после развала СССР были приватизированы, перепрофилированы в склады, рестораны, сауны и бани. Что интересно: когда наше государство отказалось от бункеров, во многих зарубежных странах на них появился спрос, особенно в пандемию, а никогда не воевавшая Швеи?цария всегда держит убежища в готовности, чтобы спасти своих граждан в случае, к примеру, внезапных природных катаклизмов. Но это другая тема.
|
|
Мертвые живые души в Bunker'е
|
|
— Мы заехали сюда и сложили наш тогда еще небольшои? реквизит в однои? комнате за железнои? дверью, на которои? была надпись «Медпункт», 14 августа 2014 года. Это было самое сухое помещение, которое за месяц мы смогли привести в порядок — рассказывает Ксения Кутелева. — И когда мы вошли в медпункт впервые, там стоял деревянныи? посох, на котором не было никаких надписеи?, знаков, но было ощущение, что кто-то ходил здесь с ним раньше. Так вот, актеры — существа тонко чувствующие, но мало думающие, и они, увидев этот посох, устроили с ним настоящую вакханалию — стали петь, водить хороводы, стучать этим посохом, радуясь, что у театра теперь появилось такое огромное и необычное помещение, которое мы сразу все приняли как роднои? дом. И нашим актерам, особенно тем из них, кто «потанцевал» с посохом в первыи? день, часто стал сниться слепои? старец с этои? деревяннои? палкои?. Причем он приходит к ним во сне перед тем, как с ними должно произои?ти что-то хорошее.
|
|
Сегодня мы считаем этот пред мет посохом силы, защищающим наш театр. Но сначала было страшно, и произошло несколько случаев, когда люди видели что-то странное или с ними происходило что-то необычное... Помню, у нас здесь работали две бригады, и однои? из них руководил крепкии? здоровыи? цыган по имени Костя. Мои? офис был рядом с бункером, и однажды он вбегает в него весь трясущии?ся, напуганныи?, не владеющии? своими эмоциями и кричит: «Не вернусь больше в этот бункер! Не могу!» Даю ему чаи?, чтобы успокоился, а он стакан не может в руке держать. А произошла с ним такая история. Он сам красил одну из стен, стоя на стремянке. И в руках у него был аппарат, в которыи? постоянно надо кому-то подливать краску, чтобы она не застывала. Его напарник собирался в магазин, и он стал кричать ему, чтобы тот перед уходом долил жидкости. А тот уже вышел и не слышит. Он опять ему кричит: «Долеи? краски! Ты что, не слышишь? Долеи? краски!» И перед ним появился напарник в своеи? обычнои? грязнои? робе, и, долив молча краски, исчез. Только он испарился, как через мгновение, уже в чистои? одежде с пакетами продуктов в руках, входит тот же напарник.
|
|
Наш цыган слетел со стремянки и помчался стремглав. Мы, чтобы его успокоить, пояснили, что его никто же не обидел, со стремянки не смахнул, краску долил. Мы с первого погружения в бункер со всем необычным, что появлялось в нем или происходило, старались договариваться. Возможно, конечно, что тогда этот мужчина просто надышался краскои?, но я сама чутко ориентируюсь в своих ощущениях и знаю, что есть здесь живые души, энергии, но они ничего негативного не несут и, наоборот, во всем нам помогают. Но когда происходят какие-то необъяснимые по своеи? природе случаи, мы обращаемся к магам и экстрасенсам. Один из них рассказал мне, что в нашем подземелье бродят три девчонки, разные по возрасту — взрослая, примерно лет под тридцать, подросток и совсем маленькая. На них какая-то церковная одежда, что, возможно, объясняется близостью бомбоубежища к Никольскому собору. Экстрасенс также отметила, что, возможно, в одном из наших помещении?, которое с самого начала было оборудовано как вентиляционное, есть портал.
|
|
К слову, это помещение и вернуло автора настоящего материала в бункер, чтобы поговорить о его странностях. Это самое холодное, темное и нефункциональное в театре пространство. Кажется, что оно каким-то образом связано с другим миром. Уходящие в землю несколько ниш, скорее всего, имеют продолжение, но сегодня они засыпаны. Находиться в этом отсеке не то что неуютно, а страшновато. Вот в нем и обнаружили экстрасенсы портал, но современные «жители» бункера ничего здесь не страшатся, разве что никто не решается оставаться в убежище в одиночку, как случилось однажды с Ксениеи?.
|
|
«Она реагировала на мои? страх»
|
|
Творческим обитателям бункера люди, работающие с паранормальными явлениями, посоветовали продолжать приводить место в порядок и понять, что им рады здесь, а также подкармливать трех «монашенок». — Так в нашеи? команде появилась дополнительная обязанность: приходя в бункер, сразу не только включать свет, протирать пыль, но и кормить девочек, — вспоминает Ксения. — Я сама в первую очередь готова была с ними дружить, их кормить и делать все, как надо, потому что у нас сразу сложилось какое-то ощущение, что этот бункер — наш дом. И первая обстановка у нас была здесь домашнеи? — мы приносили сюда ковры, кресла, диваны, зеркала, книги. И наши зрители и друзья тоже приходили сюда с мебелью и коврами. Нам необходимо было оживлять это пространство в 850 квадратов и придавать ему жилои? вид. И у меня была только одна просьба к трем девочкам, жившим здесь до нас, — не показываться мне, потому что я реально боюсь их увидеть.
|
|
Но так случилось, что под видом добрых людеи? приходили в бункер и довольно странные персонажи, и Ксения помнит испуг, которыи? испытала однажды. Она находилась в бункере одна и ждала человека, представившегося журналистом. Он пришел, они стали общаться в зрительном зале, которыи? довольно далековато расположен от лестницы, ведущеи? к выходу. Мужчина вел себя агрессивно, провоцировал разговор на конфликт, его взгляд нервно бегал, и девушке стало казаться, что ее гость готов вот-вот применить силу по отношению к неи?. Связи с внешним миром нет, добежать до выхода не представляется возможным, а до ближаи?шего прихода другого человека в бункер еще два часа.
|
|
— И в момент моего сильнеи?шего страха наши подземные существа нарушили договоренности, и я увидела одну из них, ту, которои? на вид лет 30, — делится Ксения (и показывает, что у нее мурашки идут по коже от воспоминании?). — Она вышла из-за сцены вся такая беленькая, с полуопущеннои? головои?, полупрозрачным силуэтом и, прои?дя наискосок через помещение, села между мнои? и им. Я отвернулась от нее от страха и закрыла лицо рукои?. Подумала, что она пришла проводить меня в свои? мир. Ну, что же, думаю, от судьбы не уи?ти, и в то же время соображаю, где у меня лежит что-нибудь такое тяжелое, чтобы хоть под каким-то предлогом выи?ти, например, в туалет, и вернуться с этим тяжелым предметом и ударить мужчину.
|
|
Но тут ему резко стало настолько плохо — он весь красныи?, задыхается, пот градом, руки трясутся. И наш разговор закончился его просьбои?: «Выведите меня отсюда, пожалуи?ста. Мне что-то очень плохо». Я проводила его и больше никогда не видела этого мужчину и ничего о нем не слышала. А сама простояла на улице, дожидаясь ребят. После случившегося эта девушка постоянно стала реагировать на все мои сильные страхи. Я понимала, что она реагирует на мои? страх. И я снова стала с неи? разговаривать и просить ее не появляться визуально. Но тогда она стала проявлять себя по-другому — через резкии? запах и?ода. Как только меня одолевало сильное по эмоциям и страху переживание, рядом появлялся этот дух. Но однажды я еще раз увидела ее, а сегодня, видимо, девочки ушли из бункера.
|
|
Дух бункера и кот Бегемот
|
|
В театре царит своя атмосфера творчества и некоеи? таи?ны. Да, теперь ребята иногда чувствуют или замечают другое существо, которое они назвали душои? театра по имени Бункер. Появился здесь и лохматыи? обитатель по кличке Бегемот — настоящии? театральныи? кот, которыи? внешне похож на булгаковского героя. Бегемот и Бункер, по всеи? видимости, друзья, так как оба любят сцену и пространство подземелья и часто играют вместе. Они здесь не только хозяева комфорта, но и хранители многих неразгаданных таи?н. Это два ведущих «актера» театра, живая энергия его атмосферы. Театр нашел свое убежище здесь, нашел свои? подход к взаимодеи?ствию с ним, а таи?ны принял как близкие и для всех привлекательные.
|
|
Источник
|