ТАЙНЫ МИСТИЧЕСКИХ КАРТИН
|
Геннадий ФЕДОТОВ, обозреватель «АН»
|
|
"В Познани, в бывшей резиденции польских королей, ставшей ныне музейным комплексом, о картине Дама в белом кисти неизвестного художника экскурсоводы говорят туристам, что от глаз этой женщины нельзя уберечься, где бы вы ни находились в этот момент в зале. И даже более того: сам призрак этой женщины, гуляющей по саду и по залам, видели очень многие работники музейного комплекса."
|
|
Линия между реальным миром и миром снов
|
|
Давно подмечено, что некоторые произведения искусства наделены магической силой. Связано это, как правило, с тем, что художник, создавая картину, вкладывает в нее всю свою душу, насыщая тем самым полотно огромной энергией, которая за годы, а порой, и века своеобразной «выдержки», в какой-то момент может достигнуть критического уровня и «выстрелить»…
|
|
"Улыбка и взгляд Джоконды — одни из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, оставленных потомкам великим Леонардо да Винчи, суть которых точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины Джоконда (Мона Лиза) носит чисто индивидуальный характер."
|
|
Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о ее красоте, о смысле ускользающей улыбки не закончены до сих пор. За сотни лет было предложено немало версий, но ни одна из них не стала общепризнанной.
|
|
Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном — взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего — объяснения пока нет.
|
|
Некоторые сторонники различных паранормальных учений, к примеру, полагают, что натурщица Леонардо была ведьмой или просто энерговампиром.
|
|
Был случай, когда вечером, уже перед закрытием Лувра, у картины надолго задержалась российская туристка. Посетителей в зале в этот момент не было. Через минуту от пронизывающего взгляда Джоконды женщине сначала стало не по себе, а затем ее охватил беспричинный страх.
|
|
По-видимому, заключили впоследствии эксперты, у нее начиналось проявление так называемого «синдрома Стендаля», когда люди внезапно падают в обморок перед некоторыми произведениями искусства, особенно перед творениями великих флорентийцев. Впервые этот феномен был зафиксирован учеными во время обморока в Лувре знаменитого французского писателя Стендаля, а к настоящему времени подобных случаев зарегистрировано несколько сотен!
|
|
Туристку избавило от обморока лишь то, что она превозмогла страх, отвела глаза от картины и поспешила к выходу. И только на улице она полностью успокоилась, хотя тяжелое впечатление от «встречи» с Джокондой» у нее сохранялось еще долго…
|
|
Не менее странное (если не сказать больше) впечатление производит на зрителя картина The Hands Resist Him, написанная в 1972 году современным калифорнийским художником Биллом Стоунхемом. На ней, сообщает Wikipedia, изображены молодой мальчик и кукла-девочка, стоящие на улице перед стеклянной дверью, с другой стороны к которой прижаты маленькие руки.
|
|
Билл Стоунхем утверждает, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, стеклянная дверь является разделительной линией между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Призрачные руки представляют собой альтернативные жизни или возможности.
|
|
"Впервые картина была показана автором искусствоведу из газеты Los Angeles Times», который, по некоторым данным, вскоре после этого скоропостижно скончался. Затем картина была приобретена голливудским актером и режиссером Джоном Марли."
|
|
После его смерти в 1984 году произведение Стоунхема обнаружила на свалке среди груды мусора некая семья из Нью-Йорка. Картину принесли домой, очистили от грязи и повесили на стену в спальне четырехлетней дочери.
|
|
Однако психика ребенка не выдержала такого соседства, и в первую же ночь девочка прибежала в спальню родителей с криками, что «дети на картине дерутся». Следующей ночью ребенок сообщил, что «дети на картине были за дверью».
|
|
Поверив, наконец, в происходящее, глава семейства отправил дочь спать в другую комнату, а в детской поставил видеокамеру, которая срабатывала на движение. Утром выяснилось, что видеокамера включалась ночью несколько раз!
|
|
Вскоре после этого The Hands Resist Him приобрел владелец одной из калифорнийских картинных галерей и сразу же среди экспертов и обычных посетителей выставки пошли слухи о необычных явлениях, связанных с картиной. Психически неуравновешенным людям, долго смотревшим на нее, становилось плохо, они теряли сознание и начинали плакать.
|
|
В 2000 году картина была выставлена на продажу на интернет-аукционе eBay, после чего администраторы eBay признались, что на почтовые адреса аукциона от познакомившихся с необычным лотом стали приходить тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы.
|
|
Кто-то предлагал картину срочно сжечь, кто-то — очистить ее от скверны. Например, подобные услуги предлагали Эд и Лоррэйн Уоррены, известные в США экзорсисты, изгонявшие в 1979 году демонов из печально знаменитого дома в Эмитвиле.
|
|
Интернет-страницу с картиной посетили свыше 30000 раз и, в конце концов, The Hands Resist Him купил некий Ким Смит, проживавший в маленьком городке недалеко от Чикаго. Далее следы мистического произведения Билла Стоунхема теряются…
|
|
История «Плачущего мальчика»
|
|
Из всех таинственных совпадений немногие могут считаться такими странными и пугающими, как те, что окружали репродукции «Плачущего мальчика», о чем писали все газеты Великобритании летом и осенью 1985 года.
|
|
Вкратце история такова: на одном из пепелищ в Йоркшире было обнаружено обугленное тело мужчины, а рядом каким-то чудом уцелевшая в страшном пожаре картина, изображающая плачущего мальчика.
|
|
"Впоследствии картина попала к владельцам одной из типографий, которые, не найдя правообладателя и проведя небольшой маркетинг, выяснили, что на ней можно сделать неплохой бизнес. И действительно, копии Плачущего мальчика стали расходиться как горячие пирожки. К сожалению, не менее «горячими» стали и последствия от подобного бизнеса."
|
|
Известный английский специалист в области паранормальных явлений Ричард Лазарус, находившийся «в гуще событий», провел по этому поводу собственное расследование.
|
|
После ряда необъяснимых пожаров в нескольких домах Британии было обнаружено, что в каждой комнате, в которой начинался пожар, висела репродукция картины, на которой изображен плачущий мальчик. Эта деталь, пожалуй, осталась бы незамеченной, если бы не одно обстоятельство: во всех без исключения случаях картина оставалась невредимой, тогда как все остальные вещи сгорали.
|
|
Феномен стал известен общественности в начале сентября 1985 года, когда пожарный из Йоркшира, Питер Холл, выступил в прессе с рассказом о том, что пожарные команды на севере Англии за прошедшее лето встречались с неоднократными пожарами, которые уничтожали в помещении все, за исключением дешевой репродукции картины плачущего мальчика. Причины пожаров в этих случаях оставались нераскрытыми.
|
|
Холл заговорил об этом чуде после того, как его собственный брат Рон, не поверив истории, купил репродукцию и повесил у себя в комнате, чтобы доказать, что все это выдумки, а вернувшись на следующий день с работы, обнаружил, что дом его почти полностью сгорел. Видя, как из руин сгоревшего дома вынесли совершенно не пострадавшую картину «Плачущего мальчика», Рон Холл заплакал и сам.
|
|
После публикации статьи в редакции газет стали поступать звонки и письма, рассказывающие о подобных случаях. Дора Бренд из Митчема видела, как сгорел ее дом через шесть недель после того, как она купила эту же картину, и хотя у нее дома имелось около сотни картин, целой осталась только репродукция «Плачущего мальчика». Сандра Краск из Килбурна рассказала, что после того, как она, ее сестра и мать купили каждая по репродукции этой картины, с ними произошла одна и та же история, будто бы по одному сценарию.
|
|
"Подобные сообщения поступили из Лидса, Ноттингема, Оксфордшира. 21 октября у семьи Годберов из Херрингторпа при пожаре сгорел дом
|
|
В то время как одна половина британцев воспринимала историю с «Плачущим мальчиком» безобидным временным развлечением, другая была настроена более драматично. К ноябрю, сообщает Ричард Лазарус, появилось несколько случаев нервных расстройств у тех людей, которым казалось, что как только они уничтожили репродукцию «Плачущего мальчика», их постоянно преследует «дух» этой картины. Одна женщина из Лидса уверяла, что картина повинна в смерти при пожаре ее сына, дочери, мужа и матери, а другая, миссис Вудворд из Лондона, обвиняла картину в смерти при пожаре ее мужа и трех сыновей.
|
|
"12 ноября Малькольм Воэн из Черч Даун помог уничтожить злополучную картину соседу. Вернувшись домой, он увидел, что горит его собственный дом
|
|
Один из пожарных, вызванный на место происшествия, сказал: «До сегодняшнего дня я не верил во все эти истории. Но когда входишь в комнату, в которой сгорело абсолютно все, за исключением одной картинки, это более чем странно».
|
|
"Властями была проведена специальная операция и к зиме 1985 года все копии пожароопасной картины были уничтожены. Однако феномен Плачущего мальчика так и остался без объяснения. Некоторые утверждали, что художник, нарисовавший эту картину, являлся отцом изображенного на полотне ребенка."
|
|
Чтобы достичь нужного эффекта, он якобы издевался над сыном, зажигая перед лицом малыша спички. Испуганный сын плакал, а художник рисовал. Вскоре ребёнок умер от пневмонии, а ещё через пару недель обугленное тело художника 6 ыло найдено в его же доме рядом с уцелевшей в пожаре картиной…
|
|
Тяжелый взгляд купчихи
|
|
Эксперты утверждают, что «проблемные» картины есть сегодня, практически, в каждом художественном музее. И не знаем мы о них только по одной причине: не все служители и научные сотрудники этих культурных центров готовы поделиться с общественностью своими паранормальными тайнами.
|
|
Чего не скажешь о работниках Ивановского музея промышленности и искусства, у которых до недавнего времени особым вниманием пользовалась картина «Купчиха Александра Небурчилова» неизвестного художника, написанная в 1840 году. Музейщики прозвали ее «Женщина в голубом», потому что изображена на полотне женщина в нежно-голубом платье.
|
|
Тяжелый, точно свинцом налитый, взор Небурчиловой, по словам сотрудников, проникает в тебя, и, если возле портрета задерживаешься, начинаешь понимать, что голубой цвет — не просто холодный, а знобкий, как сказали бы современники купчихи.
|
|
Одно время привидение Небурчиловой даже бродило по залам музея, шуршало складками пышного платья, поскрипывало половицами и иногда дотрагивалось до вещей, разложенных на стеллажах.
|
|
«Началось все это почти сразу после открытия музея в 1987 году, — поведала местным журналистам бывшая сотрудница музея Анна Ф. — Как только портрет Небурчиловой вывесили, так и пошло: шуршание, скрип, шарканье какое-то… Я не раз слышала шаги купчихи, они очень тяжелые, а у нас ведь тихо — гулкие шаги далеко раздаются. Правда, если идет экскурсия — ее не слышно, смотрит себе с портрета, губы поджав.
|
|
У нас поодиночке никто не ходит, особенно по узким лестницам. Боятся все ее, хотя и не признаются. А однажды Небурчилова не дала упасть одной женщине-реставратору. Та стояла на лестнице под потолком, покачнулась и вдруг почувствовала, что чьи-то руки ее довольно уверенно поддерживают. Мы удивились, потому что все купчиху недолюбливали, злая она какая-то на портрете, да и чего-то никак не успокоится, все ходит, ходит».
|
|
Как свидетельствуют сотрудники, постепенно события, связанные с Небурчиловой, приобретали все более неприятный оборот: купчиха с каждым годом становилась все смелее, ходила за ними, что называется, след в след, особенно по лестницам. Когда терпение у всех иссякло, решили отправить портрет на реставрацию в мастерские Костромы.
|
|
И с тех пор все в музее стихло. Возможно, дух Небурчиловой решил там остаться, или после реставрации успокоилась, наконец, купчиха, только теперь в залах установилась тишина. Правда, надолго ли, никто из музейных сотрудников сказать не может.
|
|
Пришелец из ада в московской квартире
|
|
Как показывает практика, предметы искусства, продающиеся за бесценок, или еще хуже того, валяющиеся бесхозно на улице, — прямой знак того, что с ними что-то не так. Либо они ворованные, либо заключают в себе некую силу, которая отнюдь не безвредна для человека. Один из примеров — упоминавшаяся выше картина Билла Стоунхема The Hands Resist Him. Не подбери ее на свалке любопытный нью-йоркский житель, «благополучно» сгорела бы она в печи мусоросжигательного завода и больше не причинила бы никому неприятностей. И, кстати, не только она…
|
|
«Однажды во время прогулки в парке с собакой, — рассказывает москвич Олег Бикташев, — я наткнулся на довольно большую картину, присыпанную землей. Она изображала худощавого брюнета с острым носом, темными волосами и зловещими глазами. Я решил, что раз она была почти закопана, то вряд ли у неё есть хозяин, поэтому сунул её под мышку и принес домой, где аккуратно протёр ее тряпкой и повесил на стену. Ко всему прочему картина была мастерски написана и наверняка недёшево стоила. Но самое странное, в каком бы конце комнаты я ни находился, казалось, что глаза человека с портрета неотрывно на меня смотрят».
|
|
Спал Олег плохо, с кошмарами, и, в конце концов, проснулся среди ночи разбитым и измотанным. Бросил взгляд на картину. Показалось, что изображение подмигнуло. Олег решил, что слишком переутомился, выпил успокаивающее и включил телевизор. Спустя пару секунд что-то упало и разбилось с оглушительным звоном.
|
|
Олег сел на кровати и тут его прошиб холодный пот. Картина была освещена каким-то красноватым сиянием, а вместо изображения на него нагло пялился мерзкий скелет. Затем он помахал своей костлявой рукой и, взявшись за раму картины, попытался протиснуться внутрь комнаты.
|
|
Сначала Олег заметался по комнате, затем догадался включить свет. После этого скелет тут же исчез. Олег на корточках добрался до картины и стал тыкать в неё палкой, стараясь понять, что это было, правда ли из картины пытался вылезти какой-то демон, или у него поехала крыша. На всякий случай он решил немедленно выкинуть портрет. Однако, как ни старался снять его, картина будто приросла к стенке. Тогда Олег удовлетворился тем, что завесил картину пледом и со спокойной душой выключил свет и лег.
|
|
Но почти тут же со стороны картины донесся какой-то смешок. Затем послышался звук, напоминающий завывание ветра. Собака прибежала из прихожей и с любопытством уселась перед занавешенной картиной. В следующую секунду плед упал на пол, и вместо изображения открылась зияющая дыра, в которую полетели лежащие на столе книги, листы бумаги и прочие мелкие предметы. Комната стала ежесекундно озаряться голубыми вспышками.
|
|
Неожиданно из дыры в раме появилась костлявая рука огромных размеров и, схватив собаку, утащила ее в картину. И только тут до Олега дошло, что если так пойдет дальше, то и его может туда утянуть.
|
|
«В подтверждение моим мыслям, — продолжает свой рассказ Олег, — с меня сорвало одеяло, и оно исчезло в дыре. Через мгновение я оказался стянутым на пол. Невидимая сила потащила меня через комнату к стенке, где висел портрет. Последнее, что я успел заметить, это быстро приближающуюся ножку стола, а потом я, скорее всего, сильно стукнулся об неё головой, поскольку, когда пришел в себя, у меня ужасно болела голова, а на часах было уже где-то полшестого утра. Картина уже больше ничего не втягивала.
|
|
"Я с трудом поднялся и тут боковым зрением заметил, что из картины что-то выпало, и это что-то — тот самый скелет. Его кости излучали красное свечение."
|
|
Монстр сделал шаг в мою сторону. Я схватил попавшуюся под руку вазу для цветов и швырнул в демона. Не помогло. Скелет стал обходить стол и двигаться в мою сторону. Я отступил к окну. Прыгать на улицу не хотелось — восьмой этаж всё-таки. А скелет уже довольно-таки близко. Глазницы его мерцают зелёным свечением. Я зажался в угол и нащупал на подоконнике рукоятку кухонного ножа.
|
|
Неожиданно яркий солнечный луч вырвался из-за горизонта и попал на монстра. Раздался оглушительный взрыв, и рука чудовища, оторвавшись, отрикошетила от стенки и угодила на пол. Подвывая, скелет кинулся к картине. Я — за ним. Подскочив к монстру, я с силой оттолкнул его к окну. Я решил, что если сейчас уничтожу картину, то сдохнет и демон. Я попытался подойти к картине, но чем быстрее к ней шёл, тем дальше от неё удалялся!
|
|
А демон уже был рядом с ней. И тут второй луч света проник в комнату через окно и упал на картину. Демон замер, а спустя секунду его разорвало в клочья. Картина со стуком упала со стенки…»
|
|
Немного придя в себя от ночного кошмара, Олег выглянул в окно и увидел, что дворники жгут во дворе бумажные коробки. Олег спустился вниз и швырнул картину в костёр. Она загорелась, будто была пропитана бензином и сгорела за считанные секунды!
|
|
…Возможно, кому-то все приведенные здесь истории покажутся красивым вымыслом, особенно последняя. Однако не все так просто в нашем многомерном мире. Сегодня вы не верите во всю эту чертовщину, но кто поручится, что завтра вы не столкнетесь с ней нос к носу?
|
|
Аномальные новости 30,2009
|