О чем дитятко хнычет?
|
|
Есть ли на свете ребенок, который хоть изредка не «достает» родителей нытьем и капризами? Если вам лично такой известен, не поленитесь, пришлите адрес феномена к нам в редакцию – это дитя должно быть занесено в Красную книгу! Если же ваш малыш вполне соответствует «санитарным нормам», то обязательно ноет, пусть не часто, но с удовольствием, и иногда, на ваш взгляд, абсолютно без причины. На самом-то деле причина всегда есть! Хотите узнать, чего он добивается на самом деле?
|
|
|
|
Если ему «скучно»
|
|
|
Если ваше чадо вечно жалуется на скуку, выглядит недовольным и тоскливым, весьма вероятно, его раздирают два противоположных чувства: с одной стороны, он боится отрывать вас от дел, с другой – хочет, чтобы его развлекали. В этой ситуации самое главное - не повторять распространенную ошибку чересчур занятых родителей: не отсылайте грустного скучающего малыша обратно в его комнату словами «Пойди, займись чем-нибудь! У тебя полно игрушек, все раскиданы – вот пойди и уберись!» От такого «внимания» ребенку станет только хуже, он почувствует, что от него хотят отвязаться.
|
|
|
Задумайтесь, почему он не может придумать себе занятия? Может быть, вы слишком часто оставляли его одного, и ему надоели имеющиеся игрушки? Или он слишком привык к вниманию взрослых, и пришла, наконец, пора приучать его к самостоятельности?
|
Сделать это не так уж трудно: каждый вечер, обязательно вместе с малышом, тщательно планируйте свободное время на завтра, чтобы ему не оставалось времени скучать. Вместе нарисуйте цветными фломастерами на большом листе бумаги красивое расписание дня: когда гулять, когда смотреть мультфильмы, когда помогать маме, когда идти в душ, когда ужинать, читать книжки, отправляться спать… Пусть у ребенка каждая минутка будет расписана по часам! Только, составляя расписание, обязательно чередуйте самостоятельные задания для малыша и ваши совместные игры и занятия.
|
|
|
Существует пять главных детских жалоб, в которых не нужно искать скрытого смысла, на них следует реагировать незамедлительно, чтобы малыш чувствовал вашу заботу и внимание. Оторвитесь от самых важных дел, если ребенок жалуется, что голоден, болен, хочет пить или спать, или что ему страшно.
|
|
|
|
Если его «все обижают»
|
|
|
Если ребенок постоянно жалуется на сверстников (его бьют, дразнят, отнимают игрушки), то он наверняка слишком привык к обществу взрослых: родителей, бабушек, дедушек, которые постоянно и во всем ему потакают. Естественно, сверстники ведут себя иначе, а ваш малыш не умеет анализировать свое поведение и поступки чужих людей – вот и ищет кругом виноватых! Поэтому ваша задача объяснять ребенку логику поступков других детей: «Смотри, ты отнял у Саши машинку – поэтому он тебя ударил. Если ты отнимешь куклу у Светы, она тебя тоже стукнет, и другие ребята будут поступать также. Поэтому никогда не хватай без спросу чужие вещи, сначала спрашивай разрешения, и только если тебе разрешили – бери…»
|
|
|
И еще один совет: объясняйте ребенку, что нужно делать и как себя вести, когда он прибегает к вам с жалобами, но никогда не вмешивайтесь в его ссоры с другими детьми – пусть учится самостоятельно решать свои проблемы!
|
|
|
Если ребенок часто жалуется на старших (маме на бабушку, бабушке на маму или на воспитательницу), значит вы, взрослые, предъявляете к нему противоположные требования, и он пытается понять, чьи распоряжения ему выгоднее нарушить. Поэтому никогда не позволяйте малышу манипулировать вашим авторитетом («а папа мне разрешил не доедать кашу!» или «скажи воспитательнице, что я не велела делать тебе прививки», «скажи бабушке, что она не права, нельзя есть мороженное до обеда!»). Вам следует самим договориться между собой о единых требованиях к ребенку, или объяснить ему, что нарушения возможны только в исключительных случаях – например, в гостях.
|
|
|
|
Если он «устал и больше не может»
|
|
|
Ребенок жалуется на усталость? Этому есть три объяснения. Во-первых, своими жалобами он может показывать, что вы чрезмерно увлечены своим делом и совершенно не обращаете на него внимание. Во-вторых, если, малыш чрезмерно загружен вашим вниманием, он может таким образом просить, чтобы его оставили в покое -- хоть на полчасика! Если же малыш начинает стонать лишь тогда, когда вы даете ему неприятное (с его точки зрения) поручение, он вами откровенно манипулирует, не желая признаваться, что у него нет желания выполнять вашу просьбу!
|
|
|
Но какова бы ни была причина жалоб, не критикуйте ребенка, не показывайте, что понимаете их истинный смысл. Перехитрить хитрюгу, не желающего выполнять ваши поручения, проще простого: сначала поинтересуйтесь его самочувствием, узнайте, какие у него планы, когда он собирается смотреть мультфильмы, когда – идти гулять с приятелями, а уж потом, убедившись, что он отлично себя чувствует, поручите ему что-то сделать до того, как он примется за свои приятные дела. Тогда он не сможет отговариваться недомоганием и усталостью: ведь вы в ответ можете предложить ему сделать дела и лечь отдохнуть вместо похода в зоопарк или мультфильмов!
|
|
|
Если же малыш действительно устал, задерган уроками и поручениями, лучше всего оставить его в покое и дать отдохнуть, исчезнув на полчасика-час из поля его зрения.
|
|
Если он «хуже всех»
|
|
|
Если ваш ребенок на любое предложение отвечает «у меня не получится», «я не умею», «я хуже всех», это значит, что взрослые переусердствовали со сравнениями («смотри, как красиво рисует Маша, а у тебя каракульки какие-то», «вон Саша молодец, здорово прыгает, а ты чего такой трус?»). Что необходимо вашему малышу – это поддержка и одобрение. Поэтому не обрывайте его энергичными подбадриваниями, типа «а ну хватит ныть, лучше потренируйся, как следует, навались!», а внимательно выслушайте его жалобы и уверьте, что даже если он пока не умеет рисовать или прыгать, все равно – он самый-самый замечательный на свете!
|
|
|
Помните: ему нужно помочь поддержать веру в себя и вернуть оптимистический взгляд на мир. А для этого достаточно просто сказать: «Я уверен, что ты у меня самый лучший, самый умный, самый красивый (и т. д.)! И ты обязательно со всем справишься, а я тебе с удовольствием помогу». И помогите: выясните, чем можете ему помочь, научите рисовать или прыгать (вместе, вдвоем), или предложите записать его в спортивную школу, или найдите хорошую учительницу, которая позанимается с ребенком у вас дома. А самое главное – постоянно подчеркивайте успехи малыша, обращайте его внимание на то, что ему хорошо удается: «Как хорошо ты застелил сегодня постель! Как аккуратно и красиво написал упражнение! Как ты быстро выучил стихи! Умница!»
|
|
|
|
Если ему «плохо»
|
|
|
Самый неприятный вариант детской жалобы – «на жизнь». Если ваш малыш на вопрос «Как дела?» всегда отвечает грустным голосом, что у него все плохо, это серьезный сигнал. Чтобы ваш ребенок к четырнадцати годам не превратился в убежденного скептика и пессимиста, с которым родителям никакого сладу не будет, необходимо принимать срочные меры. Прежде всего, понять, почему ребенок разучился радоваться тому, что имеет, и начал… завидовать окружающим. Да, да – именно завидовать! Ведь наверняка, после слов «у меня все плохо» он добавляет: «а вот Леше хорошо: у него есть компьютер (кошка, ролики, машинка)».
|
|
|
И знаете, где он этому научился? Да, скорее всего, в родном доме! Последите за собой и за домочадцами: наверняка в ваших разговорах слишком часто мелькают сравнения, только уже во «взрослом варианте»: «была бы у меня такая работа (столько денег, такая машина), как у Семена…». Или вы любите поплакаться друг другу в жилетку, охотно делитесь с неприятностями и проблемами, но почти никогда не рассказываете о своих победах, удачах и положительных сторонах своей жизни. Вот ребенок и начинает считать, что раз чужие люди ему о своих бедах не говорят – значит, у них все замечательно. Точно, как в старинной детской прибаутке: «Здорово, здорово – у ворот Егорова… А у наших у ворот – все совсем наоборот!»
|
|
|
Вот чтобы и у ваших ворот малышу было счастье, возьмите за правило каждый вечер подробно рассказывать ему, что хорошего случилось у вас (и у него самого, и у бабушки, и у сестры, и у кошки…) за день. Пусть он поймет, что жизнь прекрасна и удивительна, научится радоваться каждому дню!
|
|
|
Юлия Бримина
|
|
Оракул 9,2008
|