Первым мастером строительного и ремесленного дела, по христианским представлениям, является Бог Великий архитектор вселенной. Но иногда и дьявол был не прочь составить ему компанию. Во всяком случае, к подобному выводу можно прийти, если прочитать книгу Веры Бегичевой «Загадки древних технологий» (издательство «Вече»). «Технические спо собности Сатаны беспредельны... свиде тельствует историк культуры А.В.Амфите атров в своем труде «Дьявол в быте, леген де и литературе Средних веков». Он знает все искусства, ремесла и мастерства, но, разумеется, не разменивается в их области на пустяки и предпринимает только рабо ты, достойные своей ловкости и силы. В Западной Европе, где люди искони живут на камне, Сатана получил страсть к архи тектуре и строительству. Великое множе ство мостов, башен, стен, акведуков и тому подобных построек приписывается этому странному зодчему и инженеру». Чертовы мосты Это Сатана якобы сложил знаменитую стену на границе между Англией и Шот ландией римское военно-оборонитель ное сооружение, воздвигнутое по приказу императора Адриана. Он же перекинул мост через реку Рону в Авиньоне и другие так называемые чертовы мосты, включая Чертов мост в Альпах, которым прошел в 1799 году под огнем неприятеля, над страшной пропастью великий А.В.Суво ров со своими чудо-богатырями. Там мост через бездну отважной дугой С скалы на скалу перегнулся; Не смертною был он поставлен рукой Кто смертный к нему б прикоснулся? писал об альпийском Чертовом мосте Фридрих Шиллер в балладе «Горная до рога». Об истории строительства еще одного «чертова моста» рассказывают две статуи XII века в Регенсбурге (Австрия). «Одна статуя помещена под крышей со бора между другими фигурами для стока воды в виде человека, всем корпусом на клонившегося вниз, другая на мосту в виде обнаженного юноши, сидящего вер хом на камне с надписью «Как жарко!» и с лицом, обращенным к собору. Легенда связала эти две фигуры с постройкой в XII веке моста через Дунай. Строитель моста будто бы бился об за клад с архитектором собора, кто скорее окончит свою работу, и при помощи Дья вола опередил соперника, который от огорчения бросился с крыши собора и убился до смерти», пишет искусствовед В.П.Зубов в статье «Архитектор в эпоху Средневековья». Восклицание «Как жар ко!» указывает не только на необычайную засуху, разразившуюся летом 1135 года, но и на адское пламя, жар которого уже чув ствует грешник, продавший душу Сатане в уплату за построенный в срок мост. Нечисть в церкви «Страннее всего, что дьявол употреблял иногда свои архитектурные таланты также на сооружение церквей и монастырей, замечает А.В.Амфитеатров. Но, конечно, в этом случае он либо преследовал свои тайные цели, либо бывал понуждаем Волей, сильнейшей его. Так, говорят, им были сде ланы планы и другие рисунки для Кельнс кого и Ахенского соборов, а последний даже отчасти, если не весь, им выстроен». Ахенский собор был заложен в 798 году на месте разрушенных римских терм (бань ред.) самое место для нечистой силы! В его стенах неоднократно наблюдали пол тергейст, явления призраков, из рук свя щенника во время литургии зачастую кто то словно вырывал чашу с претворенным в кровь Христову вином, швыряя ее под ноги самым недостойным из прихожан. А в постройке Кельнского собора (зало жен в 1248 году) принимал участие Аль берт фон Больштедт, прозванный Аль бертом Великим (1193-1280) профессор теологии в Кельне и Париже, глава схо ластики своего времени, прославив шийся обширнейшими трудами по бого словию, философии и естественным на укам. После смерти Альберт Великий почитался как святой монахами-домини канцами, в ордене которых состоял. В потомстве за ним, однако, осталась слава великого астролога и алхимика, черно книжника и мага. Он один из прототи пов гетевского Фауста. «Легенда рассказывает, что, принимая в Кельне в 1248 году короля Вильгельма и его гостей, Альберт под Рождество своими ча рами наколдовал в его дворце волшебный сад с цветущими деревьями и певчими пти цами, отмечает академик В.М.Жирмунс кий в своей «Истории легенды о Фаусте». Чтобы накормить гостей своих устрицами, он стучал в окно, и невидимая рука протя гивала ему желаемое блюдо». В Англии считается постройкой дьявола аббатство Кроуленд в Линкольншире. Проказливые чертенята бесконечно до кучали монахам, пугали их, неожиданно с ними заговаривали. Даниэль Дефо в своем «Путешествии по Великобрита нии» (1724-1726) иронически отзывается об этих толках. И в его время, двести лет спустя после закрытия аббатства, округа все еще полнилась нечистью. Черные мадонны Шартрский собор во Франции вели чайший из шедевров готической архитек туры. И вместе с тем это единственный из французских кафедральных соборов, в который никогда не заходили короли, кардиналы или епископы. Ходили упор ные слухи, что фундамент храма заложил Сатана. Поначалу историки связывали эти легенды с тем, что в древности здесь находилось друидское святилище. Одна ко в 1904 году в глубине холма, который теперь лежит в основании собора, обна ружили так называемую черную мадонну фигуру Богоматери с черным ликом и сексуально акцентированными формами тела, что священнослужители иначе как свидетельством «авторских прав» Сатаны расценить, конечно, не могли. Надо сказать, что «черных мадонн» на ходили во многих церквях Франции, и порой католические иерархи с ужасом обнаруживали, что народ на протяжении веков им истово поклоняется. Так, в ста рейшем парижском храме Сен-Жермен де-Пре, построенном в 542 году на мес те святилища древнеегипетской богини Исиды, «черная мадонна» почиталась как Богоматерь вплоть до ее торжественного сожжения в 1514 году. Вместе с ней от правился на костер и весь клир церкви. В Тулузе церковь Ля Дорад была неким трубадурским центром во времена наиболее бурного распространения катарской ереси (XII век). Посвящаемые поклонялись в нем под видом Богородицы «Царице с гусины ми ногами» опять же «черной мадонне», обладающей чертами птицы. Естественно, ее тоже сожгли вместе с катарами. По всей видимости, во всех этих случа ях в качестве Богородицы почитали изоб ражение языческой богини-Матери. И хотя сегодня по христианскому миру из вестно более четырехсот «черных ма донн», церковь по-прежнему предпо читает замалчивать их существование. Адский аврал «Чудесность дьявольских построек за ключалась не только в их совершенстве, подчеркивает А.В.Амфитеатров, но и в скорости, с которой они созидались. Часто дьяволу давался для них срок не более как в одну ночь и он успевал, если только люди его не надували, чего по от ношению к дьяволу, кажется, никто и никогда грехом не почитал». Обязавшись на протяжении одной ночи выстроить церковь, дьявол переносил на место постройки из отдаленнейших мест целые гранитные скалы, глыбы и плиты цветного мрамора, иногда даже колонны, похищенные в каком-нибудь древнем языческом храме, вековые дубы и ели, ме таллические брусы и балки. Не покладая рук, он и его присные рубили, строгали, буравили, тесали, ковали, лили, полиро вали, рыли, складывали, штукатурили, красили, рисовали, расписывали, ваяли, так что с наступлением утра первый луч солнца уже зажигал на башнях яблоки из превосходного полированного золота и отражался в художественной живописи огромных стрельчатых окон. И за такую постройку нечего было бояться, что через год или два в ней обрушится потолок или обвалится стенная штукатурка Сатана созидал свое царство на века. Так, известно, что храм святой Варвары в Бретани был построен буквально за неде лю. В строительстве принимали участие многие добровольцы из числа местные жителей, и документально зафиксировано, что каждая новая смена, приходя на рабо ту, поражалась тому, какое невероятное количество работы удалось сделать пред шественникам. Тем не менее темп работы возрастал день ото дня, а кончилось все тем, что среди строителей-добровольцев разразилась загадочная эпидемия, сопро вождавшаяся припадками, которая свела большинство из них в могилу. Единственно, от чего дьявол системати чески уклонялся, это увенчать свое зда ние крестом. Да и то один раз адский ар хитектор умудрился выстроить для швед ского короля Олава Святого высочайший собор с крестом. Но король, поднявшись на кровлю собора, с ужасом увидел, что то, что снизу кажется людям крестом, в действительности золотая фигура кор шуна с распростертыми крыльями. Свидетельства писателей Люди творчества зачастую таинствен ным образом ощущают то, что человеку без воображения увидеть не дано. Не зря считается, что талантливые писатели в момент вдохновения вступают в контакт с высшими сферами. Описывая в своем романе «Наше серд це» знаменитое аббатство XII века Мон Сен-Мишель в Нормандии, возведенное на скале, в час прилива со всех сторон окруженной морем, французский писа тель Ги де Мопассан ненавязчиво под черкивает в нем некое потустороннее, дьявольское начало: «Высокое здание вздымалось на синем небе, где теперь четко вырисовывались его детали: купол с колоколенками и ба шенками, кровля, ощетинившаяся водо стоками в виде ухмыляющихся химер и косматых чудищ...» Мопассановские герои, «изумляясь по разительному сооружению», подходят к нему ближе по песчаной косе, выступив шей из воды в час отлива. «Над ними, в небе, высился причудли вый хаос стрел, гранитных цветов, арок, перекинутых с башни на башню, не правдоподобных, огромных и легкое архитектурное кружево, как бы вышитое из лазури, из которой выступала, выры валась, словно для взлета, сказочная и жуткая свора водосточных желобов со звериными мордами...» В здании аббатства есть что-то ирреаль ное если обойти и посмотреть на него со стороны моря, окажется, что оно способ но менять свой облик, подобно призрач ному замку злой колдуньи Фата Морганы: «С этой стороны аббатство, внезапно утратив вид готического собора, который так поражает, когда смотришь на него с берега, приобрело, как бы в угрозу океа ну, воинственный вид феодального замка с высокой зубчатой стеной, прорезанной живописными бойницами и поддержива емой гигантскими контрфорсами, цикло пическая кладка которых вросла в подо шву этой причудливой горы». Уроженец Нормандии, Мопассан с дет ства знал легенду о том, как было создано это архитектурное чудо. «Дьявол настолько гордился своим зод ческим талантом, что однажды вызвал архангела Михаила, старого своего не приятеля, на конкурс, кто построит кра сивее церковь на горе Сен-Мишель. Ар хангел, как и следовало ждать, победил, но и дьявол не ударил лицом в грязь; при том архангелова церковь была за красо ту взята на небо, так что грешный мир о ней судить не может, а дьяволом воздвиг нутая осталась на земле, и ею до сих пор любуются туристы как готическим ше девром», пишет А.В.Амфитеатров. В строительстве собора Парижской Бо гоматери дьявол, по преданию, также принимал участие и даже изобразил са мого себя в образе одной из химер зна менитого дьявола-мыслителя. В историческом романе Марка Алдано ва «Мыслитель» (1927) есть эффектная сцена: таинственный незнакомец, изва явший дьявола-мыслителя Нотр-Дам, ве дет героев смотреть свою работу, и те не доумевают, почему он не вырезал своего имени на статуе ведь потомки будут спрашивать, как звали мастера. «Нет, сказал ваятель с живостью. Кто увидит мою статую, тот этого не спросит». Те, кто читал роман Виктора Гюго или хотя бы знаком с поставленным по нему мюзиклом, поймут, что чувства знамени тый собор зачастую взращивал отнюдь не христианские...
|