В любом регионе, где есть горы или заброшенные подземелья, найдутся люди, готовые рассказать о встрече с «белым спелеологом». Он наводит порядок и порой сурово наказывает тех, кто, проникнув в подземные лабиринты, нарушает их неписаные законы. Саблинские пещеры Чаще всего «белого спелеолога» встре чают около Санкт-Петербурга в знаме нитых Саблинских каменоломнях. Вдоль долины реки Тосны вытянулись более 10 рукотворных пещер, образовавшихся после добычи кварцевого песка для сте кольных заводов. Саблинские каменоломни, пожалуй, са мые живописные искусственные пещеры в России. Сочетание образованных бе лым и красным песчаниками стен и зеле новатого известняка, слагающего своды, придает им удивительную красочность. После того как в 1924 году прекратилась добыча песка, в каменоломни проникла вода. Она образовала в Левобережной пещере несколько глубоких озер площа дью на многие сотни квадратных метров. Вот как рассказывает историю появле ния в Саблинских каменоломнях «белого спелеолога» геолог, известный знаток пещер Юрий Ляхницкий из Санкт-Пе тербурга: «Много лет назад некий госпо дин решил в одиночку исследовать пеще ры. Дело было зимой, когда входы в под земные полости покрыты сплошной на ледью. Горе-спелеолог поскользнулся и поехал вниз на огромной скорости. Уда рившись головой о стенку катакомбы, он сломал себе шейный позвонок и мгно венно погиб. Неведомо, кто похоронил его в подземной галерее пещеры «Шта ны», поставив на могильном холмике крест. Но с тех пор дух «белого спелеоло га» витает по всем пещерам». Таинственное существо Саблинских пе щер не только витает, но и шутки шутит. Причем злые, смертельно опасные. Так, недавно 16-летний паренек решил в оди ночку полазить по каменным лабирин там. Выбрал он для прогулки пещеру «Штаны» ту самую, где находится моги ла «белого спелеолога». В итоге легко мысленного храбреца еле живым нашли в самом дальнем коридоре десятикило метрового лабиринта. После этого про исшествия над могилой «белого спелео лога» появилась пугающая «подземных туристов» надпись: «Отмщение ждет всех!» Новый Афон В расположенной неподалеку от Черно го моря Новоафонской пещере тоже есть «белый спелеолог». Правда, никто не знает, где находится его могила. Старинная легенда гласит, что еще до революции некий смельчак решил про никнуть в «сердце» горы. Собрал в селе нии веревки, взял с собой свечи и под нялся на самую вершину. Здесь находит ся известный всем окрестным жителям провал, уходящий глубоко вниз. Смелый парень стал спускаться. Сначала люди слышали его голос, затем наступила ти шина. На божий свет он уже больше не появился. Через много лет именно по этому про валу, переходящему в целый каскад ко лодцев, спелеологи впервые спустились в подземную систему, состоящую из гро мадных залов и узких галерей, покрытых удивительными по красоте каменными натеками. Когда число спелеологических групп, посетивших Новоафонскую пеще ру, перевалило за пару десятков, среди спелеологов пошли слухи о «белом спе леологе», охраняющем ее красоты от раз грабления. Члены одной московской группы (в ко торую, признаюсь, входил и я сам) рас сказывают, что сутки столбили дорогу и в конце концов разбили лагерь в Обваль ном зале Новоафонской пещеры. В то время у энтузиастов подземных приклю чений существовал неписаный закон натеки, кристаллы, пещерный жемчуг и другие диковинки подземного мира из пещер не выносить. Исключение дела лось только для образцов, отбираемых для геологических исследований. Но у фотографа Саши, впервые оказавшегося в красивейшей из пещер Кавказа, разыг ралась жадность. Уже лежа в палатке, он похвастался несколькими великолепны ми кораллитами пещерными образова ниями, очень напоминающими морские кораллы. Мол, случайно сбил их шле мом, не оставлять же такую красоту под ногами обязательно затопчут. Всем дав но хотелось спать, и спорить с «грабите лем» не было сил. Вдруг в другом конце зала, метрах в пя тидесяти от палатки, раздался какой-то шум. Все мгновенно очнулись от дремы в пещере, кроме спелеологов, никого не было. Шум приблизился, отчетливо слы шались чьи-то уверенные шаги. Один из москвичей приоткрыл полог палатки и посветил в темноту мощным фонарем. Луч света пробежал по полу пещеры, «ощупывая» каждое подозрительное ме сто, но ничего не обнаружил. Фонарь по гас, и снова раздались отчетливые шаги. «Наверно, это «белый спелеолог», ле ниво произнес знаток подземного мира Валера. Он не любит, когда грабят пе щеры». Шаги замерли в нескольких метрах от палатки, а затем начали удаляться. Утром перепуганный Саша поспешил отнести кораллиты в грот, в котором они были выломаны. Есть у кавказских жителей еще одна версия появления в их пещерах «белого спелеолога». В горном селении, располо женном у реки Келласури, жил пасту шок, пасший в горах отару овец. Пока овцы паслись на лужайках, он любил лазить по близлежащим скалам. Однаж ды юноша набрел на пещеру, о которой никто в его селении не слышал, и решил ее исследовать. Он полюбил эту пещеру и почти ежедневно заглядывал туда, каж дый раз обнаруживая в ней неизведанные уголки. Как-то в селении появились столичные гости и попросили познакомить с гора ми. Старейшина дал им в проводники того самого пастушка. Несколько дней юноша показывал гостям красивые водо пады, обрывистые скалы, глубокие уще лья, а потом решил похвастаться «своей» пещерой. Несколько часов побродив по ней, гости собрались идти назад, но тут кому-то захотелось осмотреть еще один колодец. Паренек начал спускаться пер вым. Он уже был на дне, когда со стенки сорвался камень и перебил ему ногу. Столичные визитеры сказали пареньку, что пойдут в селение за помощью. Ски нули вниз рюкзак с запасом еды, питья и свечек на несколько дней, и ушли. Но по дороге передумали: кто знает, как отне сутся к их поступку горцы? Ведь, по сути, паренек брошен один в горах. В итоге го сти сочли за благо быстро собрать вещич ки и тихонько убраться из селения. На следующее утро мать паренька забила тревогу. Сельчане обшарили все пещеры и туннели. Искали несколько дней, но тщет но. И тут друг паренька вспомнил о пеще ре, в которую тот любил ходить. В ней ос мотрели каждый уголок и обнаружили в одном из колодцев моток веревки да не тронутый рюкзак. А сам юноша исчез. С тех пор появился в пещерах Кавказа «белый спелеолог». Он помогает заблу дившимся и отчаявшимся, становится путеводным огоньком спасения. Однако людей, способных бросить товарищей в беде, люто ненавидит. Их ждет смерть от голода и мрака, от страха и одиночества. Жигули Есть свой «белый спелеолог», помогаю щий попавшим в беду исследователям пещер и в Жигулевских горах. Опытные «пещерники» любят рассказывать нович кам истории о неожиданной помощи, порой спасавшей им жизнь. Вот одна такая история. Группа спеле ологов выходила из не очень сложной пе щеры. Все уже были на поверхности. Только один парень никак не мог до браться до выхода слишком высоко тот находился. И вдруг чей-то спокойный голос произнес: «Вставай мне на плечо только шею не отдави!» Юноша , побла годарив невидимого спасителя, благопо лучно вылез на поверхность. И только наверху увидел, что вся группа уже под нялась. Внизу оставался он один! Кто ему помог, оставалось загадкой, пока ребята не вспомнили о «белом спелеологе» и о странных столбах света, порой вырываю щихся со дна колодцев. А вдруг это све чение из пещер и есть знак его присут ствия? Ущелье Александра Македонского «Белого спелеолога» можно встретить и в среднеазиатских горах. Недалеко от го рода Андижана, в известковом массиве есть глубокое ущелье. Старинная легенда гласит, что некогда сам царь Александр Македонский, встретив это препятствие на пути войска, мечом расколол массив и пробил дорогу. Заодно он распечатал вход в пещеру с окаменевшими деревья ми Чиль-Устун (Сорок колонн). Вход в Чиль-Устун находится на высоте в четверть километра практически на от весной скале. Тем не менее тропа не за растает. Существует древнее поверье, что, если грехи тяжелы, они опрокинут в бездну. Тому же, кто пройдет по скаль ной круче и невредимым вернется к под ножию, простятся все дурные поступки. Однако горе скалолазу, который вздумает переночевать под каменными сводами Чиль-Устун! Даруя искупление грехов, Всевышний обречет его навсегда остать ся в пещере, превратив в ее невидимого хранителя. В том, что такой невидимый хранитель действительно существует, убедились не так давно самаркандские спелеологи. Среди ночи они были разбужены шага ми, приближавшимися к их стоянке из недр горы. Люди вскочили, включили фонарики. На свет никто не вышел, а шаги стали удаляться. Когда исследова тели попытались догнать уходящего, на входе произошел обвал. На расстеленные спальные мешки рухнули глыбы весом в сотни килограммов. Не проснись путе шественники, не выскочи вовремя на звук шагов, все бы погибли. Подмосковные Сьяны В Московской области около сотни ста рых подземных каменоломен, но встре чается «белый спелеолог» только в одной в Сьянах, протяженность которой бо лее 40 километров. В ней есть даже грот под названием «Белый», а в нем камен ная могила с надписью: «Белый среди нас». Среди московских спелеологов можно встретить много очевидцев, рассказыва ющих, что встречали «белого спелеоло га», выходившего из каменных стен, за дувавшего или, наоборот, зажигавшего свечи. В декабре 2000 года сразу несколь ко человек видели «парня в белом», вы шедшего из одной стены штрека «РФ», а затем вошедшего в другой камень. Здесь же другая группа слышала истошный женский крик из примыкавшего к штре ку грота, где никого не было. Версии С чем все-таки сталкиваются люди под землей? Легенды и рассказы очевидцев, казалось бы, свидетельствуют о том, что искатели подземных приключений встре чаются с призраками погибших в пеще рах людей. А уж гипотез, объясняющих само существование призраков, суще ствует множество: здесь и «эфирные тела», и «память места», и энергетичес кие сущности и т.д. Но вполне возможно, что виденное в пещерах является материальным, но пока еще не получившим должного научного объяснения явлением. Вероятно, оно связано с колебанием физических, в том числе электромагнитных, полей, которые могут вызывать световые эффекты, при нимаемые за призраков и «белого спеле олога». Геофизик, кандидат технических наук В.Бондаренко писал, что не раз видел в пещерах в Крыму и на Урале движущиеся вертикальные светящиеся столбы и жгу ты, которые быстро перемещались по подземным коридорам. При большом во ображении напуганные люди вполне могли принять эти необычайные явления за «белого спелеолога».
|