Ценой жестокой аскезы самый знаменитый тибетский наставник сумел преодолеть грех черной магии и массового убийства
|
Ценой жестокой аскезы самый знаменитый тибетский наставник сумел преодолеть грех черной магии и массового убийства О великом подвижнике Тибета Миларепе россияне впервые узнали от философа-мистика, художника и путешественника Николая Рериха. |
Рерих посвятил ему несколько картин: «Знамена Востока», «Миларепа Внемлющий», «Пещера Миларепы», «На вершинах». Что же это за фигура, которой художник отводит место среди таких учителей человечества, как Будда, Христос, Лао-Цзы, Конфуций, Моисей? Восток – колыбель древнейшей культуры на планете, давшей миру многие философские учения и религии, - всегда вдохновлял Рериха. Он искал волшебную страну Шамбалу, лежавшую где-то в краю вечных снегов и самых высоких гор на планете. Его внимание не могли не привлечь сказания о буддийском отшельнике Миларепе, которого тибетцы называют «трижды великим»: великим поэтом, великим йогом и великим святым. Рерих любил повторять полюбившиеся ему слова Миларепы: «Все мы должны умереть, но я предпочитаю умереть, преследуя прекрасную цель». |
Согласно преданию, Миларепа обладал способностью летать по воздуху и легко проходил сквозь сплошной камень. В пещере, где он медитировал, потолок образует огромная каменная плита, низко нависающая над полом. |
В ней - два глубоких отпечатка человеческих кистей. Рассказывают, что однажды потолок стал оседать, но Миларепа уперся в него руками и удержал от падения. Свет проникал в пещеру через узкую щель, которую маг прорубил своим посохом. |
Круглый год Миларепа и его ближайшие ученики носили легкую одежду из хлопковой ткани. Благодаря жизненному теплу, вырабатываемому в результате глубокой медитации и особого контроля над дыханием, они легко переносили холод и не нуждались в теплой одежде даже в лютый мороз, свирепствующий зимой на гималайском высокогорье. Еще и сейчас тибетские йоги, посвященные в тайны школы Внутреннего Огня, устраивают состязания по высушиванию мокрых простынь на своих обнаженных телах. |
Современная медицина не дает объяснения этому феномену, считая его запредельным для человеческих возможностей. |
Зловоние греха Миларепа провел трудное детство и мрачную юность. Большинство тибетских источников называют датами его жизни 10521135 годы. Он родился в богатой семье, но его отец внезапно умер, когда ему было только семь лет. Все имущество забрал дядя, который жестоко относился к Миларепе, к его матери и сестре. |
Не в силах терпеть издевательства, мать Миларепы заставила мальчика учиться черной магии, чтобы отомстить дяде. |
Талантливый отрок преуспел в колдовских практиках и в полной мере продемонстрировал свое страшное искусство. Когда дядя устроил празднество в своем доме, Миларепа колдовским путем вызвал обвал крыши. Погибли все приглашенные – около 40 человек. Отомстил он и жителям деревни, принимавшим участие в гонениях на его семью, – вызвал грозу, которая уничтожила все посевы. |
Скоро юноша стал сожалеть о содеянном: зло не сделало счастливыми ни мать, ни сестру, а ему тяжелым камнем придавило душу. Однажды в горах ему было видение: узкая каменистая тропа вдруг оборвалась, за ней разверзлась бездонная черная пропасть, клубившаяся зловонными парами. |
«Это не твоя дорога, - зазвенел в ушах голос невидимого существа. |
– Ты призван для великих и светлых дел, ищи учителя, который бы указал путь к ним». |
Через камни – к вечности Истинным гуру стал для Миларепы тибетский гуру Марпа, прославившийся переводами индийских буддийских книг на тибетский язык. Появление нового ученика не было для Марпы неожиданностью. Перед его приходом он видел сон: ему принесли большой твердый алмаз для огранки и сказали, что обработка этого драгоценного камня станет самым великим его деянием и принесет небывалую славу. |
Последующие несколько лет стали для Миларепы временем суровых испытаний. Марпа отказался сразу же дать ему нужные посвящения, сказав, что тот еще не готов. Гуру, по видимости, обращался с Миларепой крайне жестоко. Ученик строил дома, учитель тщательно осматривал их, придирался к каждой мелочи и неизменно заставлял полностью разрушать постройки и начинать строительство заново. Послушник изнывал от зноя, пота и непосильной работы. Тело его было покрыто грязью и незаживающими ранами. Шатаясь от усталости, он носил огромные камни, воздвигая из них прочные и красивые строения, но когда работа подходила к концу, Марпа неумолимо находил недостатки, заставляя разбирать только что построенные дома. И все начиналось заново. |
Но все же пришел тот день, когда Марпа понял, что ученик отрешился от своего «я» и созрел для передачи ему необходимых знаний. Прежде всего - наставлений по медитации. Что же такое медитация, роль которой так велика во всех древних и новых учениях, будь то «умное делание» в православии, даосизм в Китае или йога в Индии? Медитация, как ее понимает современная психология, – это проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею или образ, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое или эмоциональное напряжение). В религиозно-мистических практиках Востока медитация предполагает растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте. |
Это состояние хорошо иллюстрирует образ соляной куклы, растворяющейся в водах моря. |
Методики, разрабатывавшиеся в течение многих столетий, а то и тысячелетий, приводили к удивительным результатам: они давали доступ к мощным внутренним силам, которыми управляют древние психологические механизмы (подсознание, как мы бы сказали сегодня). Человек становился всемогущим. |
Получив наставление от Марпы, Миларепа полностью ушел в жизнь аскета и отшельника. В течение многих лет он медитировал в горной пещере, утоляя жажду снегом или дождевой водой и питаясь одной крапивой, так что тело его приобрело иссиня-зеленый оттенок. Местные жители приносили ему цампу (тибетское кушанье из обжаренной ячменной крупы), но он оставлял ее без внимания. |
Триумф просветленного После двенадцати лет медитации Миларепа достиг состояния полного просветления. Этот момент его высшего торжества запечатлен в легенде о том, как он посрамил шамана Наро Бон-Чунга. |
Сегодня паломники ежегодно поднимаются почти недоступными тропами к Эвересту, чтобы увидеть гигантский скол на склоне горы – след падения Наро Бон-Чунга. |
Однажды Наро, один из главных учителей Бон – тибетского шаманизма, сконцентрированного на поклонении черным сущностям, призвал Миларепу подняться на вершину Эвереста, называемого здесь «Матерью Великих Снегов». Тот принял вызов и вошел в глубокую медитацию. Наро, видя просветленного сидящим неподвижно, с помощью сверхъестественной силы начал взлетать к вершине великой горы. Но разве могло победить темное начало? Вдруг на вершине горы появился сияющий трон, на котором сидел медитирующий Миларепа. Ослепленный блистающим видением, Наро рухнул в глубокую пропасть и, падая, оставил гигантский след своего поражения. Так гласит легенда, и паломники превозносят мудрость Учителя, переломившего свою карму и достигшего света истины. |
Миларепе стал понятен язык зверей и птиц, гор и ручьев, ему открылась вся тайная жизнь природы, смысл и цель бытия Вселенной. Достигнув просветления, он стал слагать песнопения о своих духовных переживаниях. Когда ученики задавали ему вопрос или обращались за наставлениями, Миларепа отвечал стихами и песнями, которые спонтанно рождались в его сердце. Никто не знает, сколько таких стихов и песен он сочинил. Тибетцы полагают, что их около ста тысяч. |
В отличие от многих других религиозных лидеров, Миларепа никогда не строил храмов и монастырей. Он лишь искренне следовал наставлениям своего гуру, вел жизнь поэта и нищего йога, странствующего по горам Тибета в хлопковых одеяниях, слагая песни и стихи о законах бытия и путях обретения неразрушимого блаженства. |
Учитель, воспитай ученика Гуру воспитал многих учеников, развивших его традицию. Наиболее знаменитые из них - Речунг и Гампопа. Гампопа стал его основным преемником, положившим начало тибетскому буддизму – кагью, а Речунг написал житие своего учителя и попытался собрать основной корпус его песен. Работа над переводом этой жемчужины тибетской литературы была начата еще в начале прошлого века, но не закончена и по сегодняшний день. Тибетская устная и письменная традиция свято хранит огромное количество духовных стихов. Каждый год находят все новые списки, и выражение «сто тысяч песен Миларепы» уже не кажется гиперболой. |
Книгу о жизни гуру Речунг заканчивает рассказом о его последнем чуде. В ответ на горячую молитву ученика, который отсутствовал во время перехода своего гуру в нирвану и не успел прибыть вовремя к месту совершения погребального обряда, Миларепа оживил свое тело, уже обуглившееся в пламени погребального костра, и пошел навстречу подбегавшему послушнику, таким образом произвольно продлив свое земное существование, а затем снова вернулся на костер. Здесь Речунг выступает как очевидец, да он и не был особенно поражен этим чудесным феноменом во время кремации. По его мнению, на свете не было ничего такого, на что не был бы способен трижды святой. |
В 2006 году вышла первая серия фильма «Миларепа» - «Маг, убийца, святой», посвященная начальному периоду жизни учителя тибетского буддизма. |
Картина, созданная бутанским режиссером Нетеном Чоклингом, вызвала огромный интерес зрителей во всем мире, которые с нетерпением ожидают в самом скором времени выхода второй серии. Кстати, в Бутане (еще одно государство в Гималаях, где существует настоящий культ Миларепы) официально признано, что режиссер фильма Нетен Чоклинг является реинкарнацией, то есть материальным воплощением очень известного в прошлом бутанского ламы, считавшего своим трансцендентным учителем именно Миларепу. |
Валерий САФРОНОВ |
Тайная Власть 10,2010 |