Образ Спаса Нерукотворного имел особое значение в русской истории
|
|
Образ Спаса Нерукотворного имел особое значение в русской истории. Как духовный щит он укреплялся на крепостных вратах и как победоносная хоругвь - на воинских стягах.
|
|
Именно такой «хоругвью» должна была стать явленная в канун Русско-японской войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы». Она предназначалась для оказания помощи защитникам крепости Порт-Артур и поэтому получила второе имя - Порт-Артурская икона Божией Матери.
|
|
История появления этой иконы-защитницы загадочна и необычна.
|
В декабре 1903 г. в Киево-Печерскую лавру пришел седовласый старец, матрос из Бессарабской губернии, один из последних живых участников Севастопольской обороны. Он рассказал о необычайном видении, которого удостоился.
|
|
В одну из ночей старик был разбужен необычайным шумом. Он увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом. Богородица стояла на берегу морского залива спиною к воде. В руках - белый плат с голубой каймой, посреди которого был изображен Нерукотворный Лик Спасителя.
|
|
Одета она была в синий хитон, покрытый одеянием коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне. На этот город и был обращен взор Матери Божией, благословляющей его образом. Над головою Ее в облаках ослепительного света ангелы держали корону, увенчанную другою короной из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест.
|
|
Выше, на престоле славы, восседал Господь, окруженный ослепительным сиянием, по которому были видны слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица попирала стопами обоюдоострый обнаженный меч.
|
|
Потрясенный старик испытал сильнейшее смущение. Матерь Божия, ободрив его, сказала: «России предстоит очень скоро тяжелая война на берегах далекого моря, и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». Ослепительный свет озарил комнату, и видение исчезло.
|
|
В лавре богомольцы слышали достаточно разных историй о «чудесах», и рассказ севастопольца вызвал настороженное отношение. Но прошло чуть более месяца, и о явлении Божией Матери заговорили по всей России. В ночь на 26 января 1904 г. с нападения японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре началась Русско-японская война.
|
|
Вспомнив о повелении Божией Матери, в Киеве начали сбор средств. Уже в первый день число жертвователей достигло нескольких сотен и было решено, дабы соблюсти между жертвователями равенство, в дальнейшем принимать от каждого лица ровно по пять копеек. Когда количество жертвенных пятаков достигло 10 000, сбор был прекращен.
|
|
Написание образа доверили известному киевскому живописцу П.Ф.Штронде. Работа продолжалась около четырех недель, и почти все время возле художника пребывал ветеран-севастополец. Ночное видение он помнил на удивление точно и такой же точности требовал от иконописца. Порою, не в силах объясниться, забирал у художника карандаш, и тот с изумлением видел, как натруженные, скрюченные пальцы матроса обретали легкость, нанося без видимых усилий тончайшие штриховые контуры.
|
|
На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен из Киева в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Верховского с надеждой, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур». Однако вместо этого адмирал решил устроить в своём столичном особняке что-то вроде художественного салона, дабы поразить светскую публику имеющейся у него иконой.
|
|
Между тем в среду, 31 марта 1904 года, броненосец «Петропавловск» подорвался на мине, унеся в морскую пучину вместе с экипажем командующего Тихоокеанским флотом адмирала С.О.Макарова и художника-баталиста В.В.Верещагина. Верующие увидели в их гибели грозный знак предостережения ввиду неисполнения повеления Богородицы о доставке иконы в Порт-Артур.
|
|
На место погибшего Макарова заступал адмирал Николай Илларионович Скрыдлов, отозванный с поста командующего Черноморским флотом. Но и он промедлил с отправкой иконы-защитницы. Приказ о назначении был отдан 1 апреля; 6-го Скрыдлов прибыл в столицу.
|
|
Однако почти через неделю различных согласований и аудиенций образ был доставлен в салон-вагон адмирала, обещавшего, что лично внесет его в Порт-Артурский собор. Адмиральский поезд отбыл 12-го числа. Но, к удивлению многих... снова в Севастополь! Там Скрыдлов потратил несколько дней на передачу дел своему преемнику и лишь 20-го тронулся в путь.
|
|
К этому времени Порт-Артур уже был отрезан японцами от основных коммуникаций русских войск. В итоге икону решили привезти во Владивосток, чтобы потом попытаться переправить ее в осажденный Порт-Артур. Невероятно, но факт: с прибытием иконы на Дальний Восток японцы стали нести страшные, малообъяснимые на первый взгляд потери как на суше, так и на море. Почти сразу же они потеряли несколько боевых кораблей.
|
|
Прибытие иконы во Владивосток от народа тщательно скрывалось, а ответственные за ее доставку в Порт-Артур не сделали ничего, чтобы святыня оказалась в крепости, хотя до августа связь с Порт-Артуром существовала. То есть икону совершенно спокойно можно было доставить туда, куда наказывала Матерь Божия. Но лишь в начале августа 1904 года, когда по городу уже широко гуляли слухи о сокрытии властями чудотворной иконы, она наконец-то была выставлена в Успенском кафедральном соборе.
|
|
Едва ли когда соборные стены слышали столько искренних молений, сколько возносилось их перед образом «Торжества Богородицы» в те дни. «Перед иконою, - писал очевидец, - склонив колена, с глубокой верою, со слезами на глазах молились люди…
|
|
Часто можно было слышать с укоризною произносимый вопрос: почему же до сих пор не отправили икону-защитницу в Порт-Артур?.. Почему не нашелся до сих пор человек, готовый из-за любви к Родине и ее защитникам-героям взять на себя опасную, но вместе с тем высокую задачу - провезти в Порт-Артур икону Богоматери?..»
|
|
Такой человек нашелся. Им был Николай Николаевич Федоров, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка. Возраст его был за пятьдесят, он страдал ревматизмом, ни о каких подвигах не мыслил, живя себе тихо в Гатчине, пока не прочел в газете, что икона «Торжество Богородицы» вот уже почти полгода пребывает во Владивостоке и никто не может доставить ее по назначению.
|
|
Федоров сел на поезд и 7 ноября прибыл во Владивосток. О доставке иконы по суше через Маньчжурию нечего было и думать. Николай Николаевич решил добраться на каком-нибудь судне в Шанхай и далее действовать по обстоятельствам. Нашлось и подходящее судно - норвежский пароход «Эрик».
|
|
Команда - малайцы, капитан - британский подданный, груз имел адресацию в Шанхай, а время выхода в рейс было назначено на 22 ноября. «…Время до 22 числа, - писали «Епархиальные ведомости», - г. Федоров употребил на приготовление себя к великому и опасному предприятию: он говел, исповедовался и причастился Св. Тайн Христовых...»
|
|
Пароход вышел в море с иконой-защитницей на борту. Наконец 21 декабря 1904 года пришла долгожданная весточка от Федорова. «8 декабря приехал в Чифу, - писал он. - Нашлись китайцы, взявшиеся доставить меня на джонке в Порт-Артур. 20-го утром в Чифу пришли 4 миноносца… Какова же была моя скорбь, когда я узнал, что они в Порт-Артур не возвратятся, потому что крепость сдается... Неисповедимы пути Божии».
|
|
Узнав о падении крепости, Федоров, рассудив, что икона должна быть среди сражающихся войск, перебрался с ней в Маньчжурскую армию. До конца войны Порт-Артурская икона находилась в походной церкви главнокомандующего, а в мае 1905 г. волею Божией и трудами многих людей, счастливо избегнув военных случайностей, вернулась во Владивосток.
|
|
После 1917 года Владивостокский собор был закрыт, а позже взорван. Долгое время о судьбе «Божией Матери Порт-Артурской» ничего не было известно. Была ли она уничтожена? Или в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей» обращена в иностранную валюту? Или, подобно «Курской-Коренной», ушла за кордон с частями Белой армии? Догадки длились бы очень долго, если бы, как считают верующие, Господу не угодно было явить новое чудо.
|
|
В феврале 1998 года небольшая группа приморских паломников в последний день пребывания в Иерусалиме случайно зашла в антикварный магазин. Архимандрит Иннокентий из Уссурийского монастыря и отец Сергий, настоятель одного из приморских храмов, были поражены: с витрины на них смотрела Порт-Артурская икона Божией Матери, чье описание они знали наизусть.
|
|
Хозяином магазина, арабом, она была представлена как образ Святой Вероники. Насколько удалось узнать паломникам, российская святыня попала в Израиль из Гонконга и была выставлена на витрине уже более четырех лет. Хозяин запросил 2 тысячи долларов - сумму, которой у паломников с собой не было.
|
|
Не выдав своего волнения насторожившемуся продавцу, паломники упросили его никому не продавать икону, а сами стали собирать средства для выкупа святого образа Царицы Небесной. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря в Иерусалиме Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи.
|
|
Она подтвердила, что икона - не современная подделка, а подлинная. С помощью российских православных монастырей в Израиле удалось собрать требуемую сумму в 2 тысячи долларов, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни.
|
Наконец 6 мая 1998 года, в день Св. Георгия Победоносца, небесного покровителя Владивостока, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» возвратилась в свой город.
|
|
9 мая владивостокцы, пришедшие помолиться в Свято-Никольский храм, впервые увидели Божию Матерь, стоящую Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах, какой она явилась некогда старику-севастопольцу… Стала она с тех пор и своеобразным символом Дня защитника Отечества, который мы будем отмечать в феврале.
|
|
Сергей АРЕФИН
|
|
Тайная Власть 3,2013
|