Cимволика нацистского искусства
|
|
То, что Гитлер и бонзы Третьего рейха были буквально помешаны на оккультизме и эзотерических науках, ни для кого не секрет. Это нашло отражение и в германской культуре 30-40-х годов прошлого столетия. Ей предстояло служить «новым идеям», а прежнее искусство объявили «вырожденческим»…
|
|
Большой костер
|
|
|
В мае 1933 года были проведены акции публичного сожжения книг на площадях университетских городов Германии.
|
С марта 1933-го во всех округах с целью идеологической дискредитации организовывались экспозиции «дегенеративного искусства», состоящие из работ, конфискованных из музеев и частных собраний. В Мангейме прошла выставка «Большевизм в культуре», в Нюрнберге – «Камера ужасов в искусстве», в Дрездене – «Искусство на службе разложения» и другие. С июля 1937 года по июль 1939-го в Мюнхене работала передвижная выставка «Дайте нам четыре года сроку», которую за два года посетило около двух миллионов человек. Более двадцати тысяч «вырожденческих» работ были заключены в спецхранилищах или проданы с аукционов. В 1938 году 4289 произведений изобразительного искусства сожгли во дворе главной пожарной команды в Берлине.
|
По-видимому, все эти события впоследствии и послужили основой для сюжета знаменитого романа американского фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором пожарники жгут запрещенные книги. Автор написал его в 1953 году, когда зарево германских пожаров еще было живо в памяти. Писатель предупреждал: это может повториться снова.
|
«Неблагонадежные» художники и скульпторы, не разделявшие политическую линию НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), подвергались критике, их лишали работы и возможности демонстрировать свое искусство публике. Исключение составляли лишь вышеупомянутые идеологические акции…
|
|
Храмы для фюрера
|
|
Одновременно насаждалось альтернативное «арийское» искусство. В 1934 году на VI съезде партии в Нюрнберге была принята «Культурная программа НСДАП».
|
В ней говорилось: «Так как мы думаем о вечности империи, произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны, так сказать, удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильные произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации».
|
Прежде всего это касалось архитектуры. Личным архитектором Гитлера Альбертом Шпеером был разработан проект «нового Берлина», который предполагалось реализовать к 1950 году. Согласно ему, на центральной оси столицы должны были размещаться здания двух вокзалов, ратуши, солдатского дворца, оперного театра и канцелярии рейха. Народный дом – главное здание рейха – собирались оснастить куполом 300-метрового диаметра и оборудовать в нем зал вместимостью 150-180 тысяч человек.
|
Здесь планировались ежегодные встречи фюрера с народом. Огромному куполу предстояло символизировать крышу над «центром мира» (Берлином).
|
Существовал также план «Большого кольца», которое должно было охватывать территорию от Норвегии до Африки и от Атлантического океана до СССР. По его окружности планировалось возвести множество высотных сооружений, напоминающих храмы и мавзолеи. Эти проекты демонстрировались на архитектурных выставках, проходивших в Мюнхене в 1938-1939 годах.
|
Вот выдержка из речи Гитлера, произнесенной им в 1939 году: «Со времен средневековых храмов мы впервые снова ставим перед художниками величественные и смелые задачи. Никаких “родных местечек”, никаких камерных строений, но именно величественнейшее из того, что мы имели со времен Египта и Вавилона. Мы создаем священные сооружения как знаковые символы новой высокой культуры. Я должен начать с них. Ими я запечатлею неиссякаемую духовную печать моего народа и моего времени».
|
|
Культ «сверхчеловека»
|
|
Скульптуре в Третьем рейхе отводилась аллегорическая роль: ей предстояло стать еще одним символом, подчеркивавшим мощь нацистской державы. Во внутреннем дворе новой канцелярии в Берлине были установлены трехметровые статуи, олицетворявшие партию и вермахт. Колоссальные скульптурные группы конников и атлетов украшали Мартовское поле в Нюрнберге и Олимпийский стадион в Берлине. Мемориалы, изображавшие стоящих или коленопреклоненных воинов атлетического телосложения с мечами, воздвигались в память о жертвах Первой мировой войны.
|
Ведущим скульптором рейха стал Арно Брекер – фюреру нравилось, как он воспевал арийское могущество. Именно Брекер ввел в нацистскую скульптуру образ «сверхчеловека» – обнаженного атлета с идеальными пропорциями, рельефными мускулами и «арийскими» чертами лица, рост которого составлял от двух до шести метров.
|
|
Валгалла для павших арийцев
|
|
В искусстве эпохи нацизма широко использовалась мифологическая символика. Например, фондом СС «Аненербе» («Наследие предков») одним из главных арийских символов был объявлен двусторонний молот Мьельнир, принадлежавший скандинавскому богу Тору. У викингов Мьельнир являлся символом силы и воинским защитным амулетом.
|
В Тевтобургском лесу воздвигли статую Арминия (Германа), вождя племени херусков (предков нынешних германцев), освободившего свой народ от римского ига. Кроме того, по инициативе «Аненербе» воспроизводились и распространялись некоторые древнегерманские украшения.
|
Достаточно широко была распространена в нацистском искусстве тема викингов (германцы считали их родственным народом), а также немецких рыцарей.
|
Их образы использовались на пропагандистских плакатах наряду с военной символикой тех лет: марширующими солдатами рейха, вооруженными воинами, самолетами…
|
Часто изображали прусского императора Фридриха II (Фридриха Великого), так как его очень чтил фюрер, считая примером для подражания. Бюсты Фридриха Великого можно было увидеть в кабинетах партийных бонз.
|
Одна из самых распространенных тем нацистов – «жертвенная». Слово «жертва» (оpfer) было одним из самых любимых понятий, употребляемых Гитлером.
|
Плакаты с изображением погибших штурмовиков призывали к мести за ушедших товарищей. Здесь просматривался и мотив Валгаллы: на языке древних германцев walhall означает буквально «дворец павших». В германо-скандинавской мифологии так зовется небесный чертог в городе богов Асгарде, где обитают души павших в бою воинов – эйнхериев. Валгаллой правит верховный бог древних скандинавов Один. Согласно мифам, Валгалла представляет собой гигантский зал, крыша которого изготовлена из позолоченных щитов, подпираемых копьями. В нем 540 дверей.
|
|
Каждое утро эйнхерии облачаются в доспехи и сражаются друг с другом, а затем садятся пировать за общий стол. Они едят мясо бессмертного вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает, и пьют мед, который дает вместо молока коза Хейдрун, жующая листья Мирового дерева Иггдрасиль. По ночам же воинов ублажают прекрасные девы. Однажды, как утверждают Старшая Эдда и Младшая Эдда (своды скандинавских мифов), откроются двери Валгаллы, и через каждую по зову бога Хеймдалля, трубящего в рог Гьяллархорн, выйдут 800 воинов, чтобы отправиться на последнюю битву Рагнарок, которая когда-то была предсказана мертвой провидицей (вельвой).
|
Между прочим, некоторые раннехристианские богословы считали, что Валгалла по сути своей есть преисподняя…
|
Может быть, они были не так уж далеки от истины, учитывая особое отношение к скандинавскому фольклору нацистов, уничтожающих целые народы в борьбе за превосходство «арийской расы»?
|
Любопытно, что сам Гитлер любил рисовать пейзажи и натюрморты, а вовсе не монументальные портреты или сюжеты из мифологии. И картины его были весьма недурны – в противовес общепринятому мнению, что фюрер – бездарь в живописи… Талант его как художника подтверждают и современные эксперты.
|
Кто знает, быть может, пройди Адольф Гитлер в свое время по конкурсу в Венскую академию художеств, куда он так стремился, судьба Германии сложилась бы иначе. Хотя, скорее всего, тогда его место занял бы кто-то другой.
|
Мария ПОДОЛЕЦКАЯ
|
|
Тайны ХХ века
|