Запорожский казак может обмануть самого черта
|
|
Даже и после смерти они продолжали наводить ужас на врагов В Украине говорили: «Запорожский казак может обмануть самого черта».
|
|
В главной борьбе своей жизни – против «нехристей», разорявших города и села, – они использовали не только боевое оружие, но и тайные знания. Тех, которые ими владели, называли «характерниками».
|
|
Характерник – это казак, обладающий паранормальными способностями: телепатией, ясновидением, гипнотическим воздействием.
|
|
Существует немало легенд о том, что эти люди обладали к тому же способностями к путешествиям по потустороннему миру.
|
|
Часто характерники были атаманами. Возможно, боевые успехи и сила украинского казачества связаны именно с тем, что зачастую командовали ими практически непобедимые воины. Казаков-магов называли также «галдовниками» (от украинского «галдовать» - «колдовать») и «заморочниками», потому что они умели напускать на людей «морок» (туман и сон, галлюцинации).
|
|
Чубатые гипнотизеры По преданию, казаков-характерников готовили с младенческого возраста. По-видимому, опытные воины-маги могли с пеленок различать юное дарование. Мальчик на долгие годы становился «джурой» (служкой) такого мага, передававшего ему знания, которые в свою очередь сам когда-то получил от учителя.
|
|
Характерникам приписывались самые разные умения. По легендам, они могли разгонять облака и вызывать грозу, выходить сухими из воды и мокрыми из пламени, в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой. А еще им по силам было заговаривать раны и даже ставить на ноги мертвецов. И уж, само собой, они умели «отводить глаза».
|
|
Считалось также, что характерники способны обращаться в волков. В дохристианские времена бога-громовержца Перуна представляли в сопровождении двух волков, или хортов, как их называли. Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко, одного из самых известных воинов-магов.
|
|
Недаром слово «сiрко» (укр.) — один из эпитетов волка.
|
|
Шайтаны в человеческом облике Многие противники считали запорожцев практически непобедимыми. Их не брала пуля и не рубила сабля. Так, Мартин Бельский, описывая в своей «Хронике» битву казаков под Яссами в 1557 году, упоминает, что среди запорожцев был воин, заговаривающий ружейные пули. А турецкий военачальник Гусейн-Дели, когда вынужден был в 1641 году отступить после четырехмесячной осады Азова, в отчаянии рапортовал султану: «У нас чудовищные потери. Мы завоевали целые царства, а теперь несем позор от незначащей горсти запорожских казаков. Они не люди. Они шайтаны, принявшие человеческий облик. По словам янычар, они останавливают пули, ловят полами кафтанов ядра, растворяются в воздухе и неожиданно бьют из-за спины».
|
|
В рассказах о запорожцах часто упоминаются случаи, когда казацкий отряд, встретившись с превосходящими силами противника, почти мгновенно «прятался» на абсолютно голом месте. Для этого казаки быстро втыкали колья вокруг своего отряда, чтобы получилась изгородь. Что происходило дальше, знал только атаман, а эффект наблюдали те, кто только что видел перед собой отряд казаков, и вдруг оказывалось, что перед ними никого нет. Характерники внушали врагам, что перед ними обыкновенная роща. И «замороченные» враги просто проезжали мимо. Но иногда им везло гораздо меньше: с помощью магических заклинаний казаки могли заставить врагов перерезать друг другу глотки! Правда, способны на это были лишь единицы, и сами казаки порой опасались их не меньше, чем врагов.
|
|
Прицельную стрельбу запорожцев отмечали многие иностранцы. Так, один из них уверял, что лично видел, как воины гасят выстрелами свечки, снимая с них нагар, «будто шипцами».
|
|
Породила легенды и искусность запорожцев в морских походах. Многие свидетели отмечали оригинальность подводных маневров казаков. С маленькой камышинкой сечевики могли пребывать под водой огромное количество времени. Используемые для маскировки бочки и даже лодки породили слухи о том, что именно казаки изобрели подводную лодку.
|
|
Характерники были наставниками не только своих служек, но и всех проявивших способности казаков, если тем удавалось пройти испытания. Проводились они в «столице» запорожского казачества - на острове Хортица, в ущелье Сечевые ворота.
|
|
Кандидатам приходилось несладко. Например, требовалось переплыть в челноке все многочисленные преграды возле Хортицы. Или же пройти с завязанными глазами по жерди, укрепленной между вершинами двух скал. Оступившийся (внизу его ловили казаки) мог снова попытать счастья через год.
|
|
Искусство ведения боя, которому обучали новичков, ныне именуют казачьим спасом или боевым гопаком. Основой этой науки были заговоры, молитвы и секретные приемы. Перед каждым боем казаки произносили очень краткую молитву: «Крепи!» У каждого воина-мага на себе всегда были и бумажки с индивидуально подобранными под характер и даже внешность заговорами.
|
|
Самым страшным своим врагом характерники считали отнюдь не татар и не турок, а женщин. Поговорка «потерял голову от любви» для запорожцев, случалось, имела буквальный смысл. Считалось, что женщина забирает у воина его силу. Тот, сраженный чувством к женщине, якобы терял бдительность и магическую энергию, которая так необходима в бою. Поэтому, вступая в ряды сечевиков, запорожцы символически венчались с «единственной невестой и женой казака» - свободой.
|
|
Посмевший провести на Сечь женщину рисковал потерять голову в прямом смысле этого слова. Впрочем, это не мешало казакам иметь подруг и семьи в приднепровских селах.
|
|
Сирко – реальный и легендарный Характерниками считались многие казацкие гетманы, кошевые атаманы и полковники: Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Пидкова, Самойло Кошка, Иван Богун, Северин Наливайко, Максим Кривонос. Поговаривают, что им достаточно было заглянуть в особое зеркало – «верцадло», чтобы узнать о всем происходящем в стане врага.
|
|
Но самым знаменитым и могущественным характерником был, как мы и упоминали, атаман Иван Сирко, живший в XVII веке. Рассказывали, что, когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко побеждал не только людей, но и нечистую силу.
|
|
Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней атаман убил черта: тот только «мликнул» (мелькнул) ногами, когда воин выстрелил в него из пистоля.
|
|
Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко вызывают у историков споры. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим, был родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области).
|
|
По преданию, уже рождение Ивана было необычным — мальчик появился на свет с зубами, чем сильно напугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что сын «зубами будет грызть врагов». Однако это мало успокоило селян, считавших, что дитя с рождения отмечено дьяволом. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто фантастическими.
|
|
Необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени, он осуществил около пятидесяти военных походов, не потерпев ни одного поражения. Причем сражался не только на родине, но и далеко за ее пределами. В 1646 году, согласно договору с французами, подписанному Богданом Хмельницким, две с половиной тысячи казаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале. Вели казаков полковники Сирко и Солтенко. Именно благодаря военному искусству запорожцев за несколько дней удалось взять считавшуюся неприступной крепость Дюнкерк, которая находилась в руках испанцев.
|
|
Воевал Сирко и против турецкого султана, одерживая многочисленные славные победы. Не зря турки и татары называли его Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом. Именем легендарного атамана подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV - то самое, которое увековечил на своей картине Илья Репин.
|
|
Авторитет прославленного полковника в Сечи был огромен. Поэтому неудивительно, что запорожские казаки двенадцать раз избирали его кошевым атаманом — с 1659 года по август 1680-го, то есть до самой смерти атамана.
|
|
Он и после смерти продолжал побеждать врагов, помогая своим потомкам, поскольку завещал казакам после своей кончины отрезать у него правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед эту руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и поляки. Руку кошевого атамана захоронили только после разрушения Запорожской Сечи, и лишь потому, что никому, кроме казаков, помощи от него ждать не приходилось.
|
|
***
|
|
Характерники, занимаясь своим ремеслом, пусть и на пользу людям, понимали, что сильно грешат. Творимое ими чародейство было запрещено церковью.
|
|
И поэтому на исходе жизни многие из них отправлялись в монастырь.
|
|
Конечно, в первую попавшуюся обитель их не пустили бы. Но существовало несколько казацких монастырей (самый известный из них - Межигорский, под Киевом), которые были построены за деньги сечевиков и находились под их шефством.
|
|
Туда и уходили характерники замаливать грехи. А напоследок всю дорогу до монастыря гуляли, пили, плясали, угощая всех подряд горилкой…
|
|
Елена МОРГАН
|
|
Тайная Власть 02,2010
|