Торжество девственницы
|
Из сонма христианских мучеников верующие всегда особо выделяли святую Агнессу Римскую. Юная мученица - одна из самых ранних святых, которых стала чтить христианская церковь. |
Агнесса жила в начале IV века во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (правил с 284 по 305 год). Ее неизменным атрибутом в иконографии является белый агнец, лежащий свернувшись у ее ног. Иногда она держит его на руках. Другими ее атрибутами является пальмовая ветвь мученицы (иногда оливковая ветвь или венок из оливковых ветвей), меч или кинжал - орудие ее мученичества, а также горящий погребальный костер. Изображается она совсем юной девушкой (считается, что казнена Агнесса была в тринадцать лет). У нее, как и у Марии Магдалины, чудесные длинные волосы. Этими-то волосами она и вошла в историю. |
Наиболее древним источником о мученичестве святой Агнессы является панегирик Амвросия Медиоланского (IV век). Он писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И все же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру». |
Почитание девы-мученицы возникло в Риме сразу еще в IV веке. Христианские конфессии единодушны в восхвалении этой святой, ставшей главной покровительницей девственниц и садовников (Агнесса очень любила выращивать цветы и ухаживать за оливковыми и фруктовыми деревьями на вилле своих родителей). |
День ее памяти отмечается в католической церкви 21 января, в православной церкви - 3 февраля. Святая Агнесса почитается также в древневосточных церквях, у англикан и лютеран. |
В день праздника святой Агнессы в Риме проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены палии - элементы облачения папы и кардиналов. Ягнят освящают и окуривают ладаном, а затем отправляют в Ватикан для освящения папой. Потом их доставляют в женский монастырь Святой Сесилии на попечение сестер до Чистого четверга, в который их стригут. Шерсть этих овец употребляется для изготовления белых наплечных лент, надеваемых поверх мантии и служащих символом высокого церковного статуса. |
Локоны целомудрия Агнесса росла в знатной римской семье, тайно принявшей христианство. Прокопий, сын римского префекта Семпрония, был потрясен при виде рано расцветшей красоты девочки и воспылал к ней страстью. В Древнем Риме ранние браки были не редки. Однако она отказала в его сватовстве, поскольку решила принять обет безбрачия. Прокопий посылал обильные дары, умоляя ее сочетаться с ним браком. Девушка отвергла их, сказав, что она обручена лучшему - Небесному - Жениху, и не может изменить своей преданности и любви к Нему. |
Прокопий соблазнял ее своим богатством, знатным происхождением, домами, наследственными землями, которыми она будет владеть, но все было тщетно. |
Вмешался отец влюбленного юноши, задетый за живое тем, что сыну отказывают, унижая знатность их рода. |
Советники разъяснили ему, что Агнесса - христианка и «волшебством» этим так обольщена, что считает Христа своим Женихом. Семпроний обрадовался: будучи судьей, он мог казнить ее за оскорбление римских богов. Но он еще не отказался от мысли собственною властью принудить ее к браку с сыном. Агнессу привели к правителю, и он, сначала ласковыми словами, а затем угрозами, пытался отвратить ее от Христа. Обращался Семпроний и к родителям Агнессы, взывая к их здравому смыслу, но те отвечали, что, зная характер своей дочери, они уверены: она не изменит своего решения. |
Выведенный из себя, префект вскричал: «Выбирай одно из двух: или сочетайся браком с моим сыном, или, если хочешь сохранить девство, посвяти себя на всегдашнее служение богине Весте, ибо она таких девиц требует». На эти слова святая Агния ответила: «Если я презрела твоего сына, живого человека, тем более я не могу почитать бездушного и неразумного истукана, глухого и немого идола. Мой Господь - Иисус Христос, единородный Сын Божий, которого ты не знаешь. Он для меня крепость несокрушимая, страж неутомимый, защитник постоянный - не так, как ваши боги, которые или куски меди, годные для изготовления котлов, или камни, которыми мостят улицы». |
«Дерзкая девчонка, - вскричал взбешенный Семпроний, - за хуления наших богов и свою непомерную гордыню ты заплатишь позором! Разденьте ее донага и отведите в непотребный дом к бесстыдным женщинам!» Следует пояснить, что по римскому законодательству было запрещено казнить девственниц. Обычно их перед казнью посылали в бордель. |
Слуги префекта сорвали с Агнессы одежду, а глашатай должен был кричать все время по пути следования в публичный дом: «Эту нечестивую деву, похулившую богов, ведут в бордель, как блудницу». Но Бог не оставил ее: когда с Агнессы сорвали одежду, ее волосы чудесным образом настолько отросли, что она смогла закрыться ими. Густые шелковистые локоны мягкими каскадами ниспадали до самой земли, защищая девушку от похотливых взоров зевак. |
Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся приблизиться к девушке, слепли или умирали. Был среди них и Прокопий. Едва он коснулся ее дерзкой рукой, как упал бездыханным. «Мужи римские, помогите! - раздался крик. - Она колдовством убила сына правителя!» Агнессу попытались сжечь, как ведьму, но пламя не причинило ей вреда, а потом вовсе погасло. В конце концов, она была обезглавлена. Поскольку девушка была из благородной семьи, ее тело не было брошено в реку, как это делалось обычно, а захоронено на фамильном кладбище, входящем в состав катакомб, носящих ныне ее имя и прилегающем к церкви. Храм этот возведен в ее честь на Виа Номентана. Голова же святой девы находится в церкве Сант-Аньезе-ин-Агоне. |
Константин и Констанция Святая Агнесса продолжала творить чудеса и после смерти. Когда вступил на царство Константин Великий, дочь его Констанция тяжко заболела. Все тело ее было обложено гнойными струпьями, так что не оставалось здорового места. Врачи ничем не могли ей помочь. Последовав доброму совету, она пошла ночью к гробу святой мученицы и там, помолившись с верою и со слезами, уснула, увидев в сонном видении святую Агнию, которая обещала ей исцеление. Проснувшись, Констанция почувствовала себя абсолютно здоровой. |
Велика была радость в царском доме; радовался и весь город, прославляя Бога за это великое чудо. Многие стали приходить к гробу мученицы и получали исцеления. После этого Констанция упросила отца - первого римского императора, сделавшего христианство государственной религией, построить церковь во имя святой Агнессы на месте ее погребения. Согласно преданию, чудесное выздоровление дочери внесло свою лепту в историческое решение императора о статусе христианства. |
Красота на века Легенда о деве-мученице нашла широкое отражение в творчестве художников разных эпох и стран. Для них ее образ был крайне притягателен тем, что воплощал идею вечной красоты и торжества чистоты над грязью и пороком. Юное непорочное существо одерживало верх над жестокостью и грубой силой, преодолев все страдания и не смиряясь даже перед лицом смерти. |
Мученичество святой Агнессы изображали в своих работах Тинторетто, Эль Греко, Кранах, Франсиско Сурбаран и другие. Пожалуй, высшим достижением великого испанского живописца 17 века Хосе де Рибейра является его картина «Святая Инесса», находящаяся в Дрезденской галерее (Инесса - испанский аналог имени Агнесса). В образе юной римлянки воплощено представление о целомудренно чистой и светлой юности. |
Изображение пронизано потоком света. Кажется, что само полотно излучает сияние. |
Храмы, носящие имя раннехристианской римской мученицы, существуют по всему свету. В Нью-Йорке выходцы из Италии молятся в церкви Святой Агнессы на Манхэттене. На Филиппинах в католических храмах замечательные деревянные скульптурные изображения этой юной святой. Когда-то в российском городе Феодосия среди множества церквей богатством и великолепием отличалась католическая церковь Святой Агнессы. |
В Англии имеется по меньшей мере пять старинных церквей, освященных в ее честь. |
Кстати, в Англии имя святой прочно связано с народными поверьями. 21 января (день святой Агнессы) английские девушки гадают о будущих женихах. Перед тем как лечь в постель, необходимо вспомнить стишок: «О, Агнесса, помоги! Жениха мне покажи! Не в наряде дорогом - в платье будничном простом. Чтобы я не обозналась, на других не примерялась». В разных районах Англии обычаи разные. В одних английских графствах девушка, загадавшая о женихе, не должна ни есть, ни пить, ни разговаривать, ни даже прикасаться пальцами к губам. Ее подружки, тоже интересующиеся сужеными, приносят продукты, чтобы испечь так называемый «немой пирог». Все при этом помалкивают. Девушка готовит пирог, и каждая из ее подруг молча берет себе кусочек. |
Подружки направляются к себе домой, поднимаясь по лестнице задом наперед, быстро съедают свой кусок и бросаются в постель, чтобы поскорее увидеть во сне суженого. То же самое делает и сама кулинарка. |
В других графствах обряд происходит по-иному. Девушки весь день проводят в посте и молчании, потом варят вкрутую яйцо, вынимают из него желток и насыпают на это место соль. А потом съедают такое яйцо вместе со скорлупой и солью. На что только не пойдет любопытная девушка ради того, чтобы увидеть во сне суженого! В некоторых местах девушки берут щепоть булавок и, произнося «Отче наш», бросают их одну за другой на себя. Если булавка застрянет в рукаве, значит, ночью во сне девушка непременно увидит жениха. Но женихи настороже: не всем хочется обременять себя брачными узами. Они знают, что если накануне дня святой Агнессы поцеловать свою девушку, то чары будут разрушены, и тогда она во сне увидит что-то другое, а вовсе не суженого. Поэтому девушки - постящиеся, молящиеся и молчащие - должны к тому же изо всех сил избегать наяву встреч со своими любимыми. И они прячутся от своих дружков, стараясь пройти по улице незаметно, а дома покрепче запереть двери. Но зато, если девушке удастся увидеть во сне жениха, наяву он от нее не отвертится! Святая Агнесса постарается сделать так, чтобы свадьба состоялась. Особенно если к тому времени грех уже случился. А почему бы и нашим девушкам не последовать примеру английских сверстниц? Святая-то общая... |
Валерий САФРОНОВ |
Тайная Власть 22,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|