Весёлый праздник Ханука
|
12 декабря евреи во всем мире отметят праздник Хануки, который также известен и как Хаг Урим – «праздник Огней». Это дни памяти о чуде, которое Господь сотворил в честь очищения Израильского храма от языческих (греческих) богов и вторичного его освящения, праздник веселый и жизнеутверждающий. |
Чудо свободы В 422 г. до н.э. Иудея потеряла государственную самостоятельность, став частью Персидской державы. Несколько веков спустя ее, разбив персов, захватил Александр Македонский. Он создал сверхдержаву, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все человечество, однако не было запрета привносить в эллинизм элементы своей культуры. |
При условии, что ты «добавляешь» их к греческому ядру. |
Сверхдержава Македонского просуществовала недолго. После смерти Александра его сподвижники двадцать два года бились насмерть, деля ее между собой. В результате Египет достался Птоломею, а Сирия - Селевку. Земля Израиля около ста лет относилась к египетской монархии, а в 200 г. до н.э. перешла под власть сирийцев. |
В 150 г. до н.э. сирийский трон занял Антиох Четвертый, по прозвищу «Епифан» - «Великолепный». Его предшественников не особо занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги - этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон статус-кво. Антиох же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это «приобщение» к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь являются еврейская традиция и Тора, он попытался запретить и то и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. |
Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же восстание поднял старый Матитьяху из древнего рода священников Хасмонеев, а после его смерти движение за свободу возглавил один из пяти его сыновей - Иегуда, по прозвищу «Маккаби», что на иврите означает «молот». Но вместе с тем это еще и аббревиатура выражения «Ми камоха баэлим, Гашем!» - «Кто подобен Тебе, Всевышний!». Таков был боевой клич повстанцев (в русском варианте их обычно называют Маккавеями), выходивших в бой с именем Всевышнего на устах. |
После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но его великий храм стоял в запустении, грязи и скверне. Он был заново освящен в 138 году. Священники должны были зажечь огни меноры – семиствольного храмового светильника, но во всем храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем - оливковым маслом. После долгих поисков был найден лишь маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. |
Масла в нем могло хватить не больше чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. |
Все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней. |
Интересно, что в изложении Талмуда сама победа малочисленной и плохо вооруженной партизанской еврейской армии над практически неограниченными силами греков находится на периферии рассказа о чуде Хануки. Для евреев освобождение не было полным даже тогда, когда в Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина, не сложившего оружие. |
Истинным же моментом свободы была минута, когда священники вновь зажгли храмовый светильник-менору. |
Восемь свечей В память об этом чуде иудейские мудрецы постановили праздновать Хануку (от выражения «хануккат хазмибеах» «освящение жертвенника») и зажигать ханукальные свечи. В первый вечер праздника зажигают одну свечу, во второй – вторую, в третий – третью и так далее, пока не будут гореть все свечи. В итоге получаются те самые восемь дней, в течение которые огонь чудом горел в большой храмовой меноре. |
Менора, стоявшая в Иерусалимском храме, имела 7 свечей. Светильник, который зажигается в Хануку, имеет 8 свечей и еще одну служебную – «шамаш». Для того,чтобы не смешивать ханукальный светильник с менорой Храма, его называют «ханукия». |
Заповедь зажигать ханукальные огни благочестивыми иудеями исполняется чрезвычайно тщательно. Она обязательна для всех: даже нищий, живущий на подаяния, обязан одолжить деньги или продать свою одежду, чтобы купить масло или, по крайней мере, свечи для ханукального светильника. |
После того как свеча зажжена, читается особая молитва. Огни ханукальных светильников священны, поскольку их зажигают с единственной целью - исполнить заповедь. Поэтому запрещается пользоваться их светом для чтения или для какой-либо работы. |
Чтобы не нарушить этот запрет, зажигающую свечу – шамаш помещают выше остальных огней (чтобы ее можно было отличить от них). Таким образом, свет шамаша освещает большую площадь, и, если необходимо что-нибудь сделать около ханукального светильника, считается, что воспользовались именно светом шамаша. |
Принято сидеть возле горящих ханукальных огней около получаса. Как говорил Любавичский ребе Шмуэль, «стоит прислушаться к тому, что рассказывают ханукальные огни...» Радуются женщины, радуются дети.. |
Издавна сложился обычай устраивать в это время более обильные, чем обычно, трапезы, сопровождать их традиционными песнями, сложенными в честь праздника, рассказывать о чудесах, которые Всевышний совершил для евреев в те дни. |
В отличие от многих других иудейских праздников в период Хануки не запрещается работать, поскольку восходит этот праздник не к Библии, а установлен еврейскими мудрецами. Выходными эти дни в Израиле не являются. Однако, согласно древнему обычаю, все время, пока горят ханукальные светильники, женщины от работы должны быть по возможности освобождены. |
В основу этой традиции легло чувство глубокой благодарности женщин ко Всевышнему за чудо Хануки, поскольку издевательства, которым они подвергались во времена греческого владычества, были особенно тяжелыми: греческие правители присвоили себе право первой ночи с каждой выходящей замуж девушкой. |
Кроме того, этот обычай напоминает о чуде, которое совершил Всевышний для Юдифь, дочери первосвященника из рода Хасмонеев. Когда ее насильно привели к греку, она притворилась, что готова уступить его желанию, и накормила его едой, приготовленной из сыра и вызывающей жажду. Затем она допьяна напоила его вином, а когда он уснул, отрубила ему голову и принесла ее в осажденный город. Увидев обезглавленного полководца, греческие воины в страхе бежали. |
Еще Хануку иногда называют «детским» праздником. Школьники в эти дни не учатся. Взрослые дают детям «ханукальные деньги» - хануке-гелт, которые они могут тратить как угодно. |
Традиционная ребячья забава в Хануку – игра в специальный ханукальный волчок-дрейдл. У нее своя история. |
Несмотря на запрет греко-сирийских поработителей изучать Тору, е в р е й с к и е с т у д е н т ы собирались, чтобы продолжать постигать азы м у д р о с т и . |
Имея при себе четырехгранный волчок (дрейдл), они могли в любой момент затеять «азартную игру», напоминающую игру в кости. Это вводило в заблуждение солдат, которые приходили посмотреть, чем занимаются студенты. |
Правила игры просты. Сегодня ребята чаще всего играют на орехи, конфеты или полученные от родителей ханукальные монеты. У волчка - четыре грани. На первой изображена буква n («нун»), на второй g («гимэл»), на третьей h («гей»), на четвертой - c («шин»). Если волчок падает на n, не получаешь ничего. Если на g - забираешь все орехи или монеты, если на h - тебе причитается половина «банка». Если же тебе совсем не повезло и волчок упал на c - ты должен пополнить «банк» орехами или монетами из собственных запасов. |
Буквы «нун», «гимэл», «гей», «шин» символизируют суть праздника: слова «Нэс Гадол гая шам» - «Великое чудо совершилось там». В Израиле вместо «шин» начертана буква «пе». Получается: «Великое чудо совершилось здесь». |
Все – на масле! Пиры на Хануку предусматривают особые обрядовые угощенья. В память об истории с чудесно не иссякавшим елеем обязательно готовят блюда на масле. Например, жарят хрустящие картофельные оладьи – латкес, которые особенно популярны в Америке. В Израиле пекут специальные пончики, персидские евреи готовят сладости в форме улитки, а греческие евреи пекут медовые пончики, которые, говорят, больше всего напоминают те, что ели в честь победы над греками повстанцы. |
Принято также подавать сырные и молочные десерты, напоминающие о соленом сыре, которым Юдифь накормила Олоферна. |
*** |
В наши дни в среде нерелигиозных евреев Ханука приобрела значение национального праздника, символизирующего способность евреев одержать победу над своими противниками, как одержали ее Маккавеи. С этим связано и проведение в современном Израиле Маккабиады – международных спортивных игр по образцу Олимпиады. |
Алексей ХАРЛАМОВ |
Тайная Власть 23,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|